Последняя баррикада

131
23 липня 2008
объект Ильи Чичкана и юный борец с фашизмом (сын Кати Осадчей)
Катя Осадчая борется с фашизмом
графика Давида Чичкана
Иногда Анархизм – это сексуально. Графика Давида Чичкана
баррикада
графика Давида Чичкана
Илья Чичкан на фоне своей работы
Давид и Илья Чичкан
Илья Чичкан художественно разливает крепкие алкогольные напитки для ближайших друзей
посредине художница Маша Шубина, справа Андрей Трилиский (галерея «Ра»)
кинематографисты пришли вкусить современного искусства. Слева кинооператор Борис Литовченко, справа кинорежиссер Александр Шапиро

Баррикада - инсталляция Давида Чичкана-младшего - скромная, маленькая, почти игрушечная, может вписаться в какой-нибудь буржуазный интерьер.

На баррикаде щедро развешаны рисунки 22-летнего Давида. Юношеский максимализм по полной программе. На рисунках в разных вариациях анархисты бьют фашистов, анархисты демонстрируют солидарность.

Стиль - что-то среднее между рисунком и комиксами. Присутствие девушек-анархисток придает сюжетам однозадачную гетеросексуальность. Эрос борьбы за общее дело. Ключевой вопрос: ты записался в анархисты?

Краткая беседа с Давидом едва ли не приводит к мысли, что его привели в галерею насильно. Чичкан-младший говорит, что его интересуют акции прямого действия, художественный дискурс побоку.

Беседуем о добре с кулаками, анархизме, скинхедах избивающих иностранцев в Киеве, и конечно, о Несторе Махно.

Давид говорит, что он борется с фашизмом и капитализм. Капитализм - это тоже фашизм. То ли дело Гуляй-Поле...

Первое, что бросается в глаза в инсталляции молодого анархиста - общность с тоталитарной эстетикой. Все тоже: демонстрация силы, власть, доминирование. Не причащенный к анархизму зритель едва ли способен воспринимать рисунки однозначно. Но искренность и максимализм Давида, обезоруживает.

Предыдущее поколение художников contemporary art, по крайней мере, украинские, вкусив успеха, стали мыслить с резвостью маркетологов. И то, что в политическое искусство никто из взрослых художников особо не стремится, понятно.

Веселые циники, создают искусство игровое, даже игривое, персональное, аттрактивное, без серьезных провокаций, способное стать коммерческим.

Илья Чичкан для Goodbye, Furer соорудил два объекта: монументальных размеров фуражки. Все желающие могли соучаствовать в искусстве - сыграть в дартс или вдоволь потренироваться.

 

Легко представляется будущий покупатель фуражек. Они украсят интерьер продвинутого состоятельного шалуна, скептически настроенного относительно феодального гламура. В равной степени подойдет и городскому фрику, если денег, конечно, хватит.

Но вот есть ли коммерческая перспектива у рисунков Давида? Илья переживает: в Киеве вряд ли - слишком радикально. И никакая другая галерея на такое не решилась бы. ..."Пинчук не купит" - предполагает Чичкан-старший.

Илья и Давид Чичкан сидя на баррикаде

Искусствовед Александр Соловьев высказался о выставке благосклонно, "сватая" работы Давида на выставку "Генерация UsA", которая полтора года назад проходила в PinchukArtCentre.

Доброжелательно настроенные посетители вернисажа будто сговорились. В Берлине такая выставка прошла бы на ура - таков коллективный приговор.

За спиной раздается шепот, идет консультация на самую захватывающую тему - стоимость произведения современного искусства. Тут ведь главное не спугнуть покупателя  ценой. Слишком дешево хуже, чем слишком дорого.

- Три тысячи?
- Имени пока нет.
- Много?
- Не меньше двух.

Никто ни в чем не уверен. Гламурная публика надолго на вернисаже не задерживалась. Парней в черных масках среди посетителей замечено тоже не было. В целом ажиотаж, который вызывают выставки Чичкана-отца, не наблюдалось, но не богемная молодежь увлеченно бродила по залам.

- Она единственная, из всех присутствующих тут девушек читала Кропоткина, и каблуков не носит. - Давид сделал комплименты студентке-журналистке.

- А еще я не худею. - кокетливо "дорисовала" студентка свой образ.

Илья Чичкан говорит, что он не разделяет сыновнего мировоззрения, но он озабочен тем, чтобы Давиду "в рыло не дали".

Арт-критик Анатолий Ульянов метал молнии, мол, тема неактуальна, вот для Москвы, другое дело. Видимо арт-критик не имел удовольствия наблюдать за скинхедами, иначе он не был бы так категоричен в вопросе актуальности.

Угораздило же меня погожим днем стать свидетелем того, как в центре города скинхеды демонстрировали, мягко говоря, нетолерантное поведение по отношению к чернокожему тинейджеру. Несколько сотен прохожих мужчин были выше того, что бы поставить на место начинающих головорезов.

Милиция, очевидно, следила за соблюдением правопорядка где-то в другом месте. Пришлось самостоятельно вступить в жесткую полемику с очень дурно воспитанными людьми.

Ни с чем не сравнимый опыт. Компетентно утверждаю, что скинхеды и пофигизм украинцев - это очень актуально. Так что и я теперь буду за Давида переживать, что бы ему в "рыло не дали".

Все фото Дмитрия Ларина

Автор Аксинья Курина

powered by lun.ua