Jazz in Kiev 2008: "человек-оркестр" и "русские американцы"
Программа фестиваля была разноплановой и включала в себя не только концерты, но и фотовыставки, презентации музыкальных альбомов, просмотр кинофильмов о джазе.
В рамках фестиваля прошли также мастер-классы известных джазовых музыкантов: американского саксофониста Криса Поттера, русских музыкантов, живущих в Нью-Йорке (пианиста Михаила Цыганова и трубача Александра Сипягина), бразильского перкуссиониста Кафе, израильского кантрабасиста Авишаи Коэна и американского гитариста Чарли Хантера.
Хотя понятие "мастер-класс" звучит сухо и по-школьному, в действительности джазовые мастер-классы больше походили на смесь короткого концерта с неформальным общением с публикой, где в непринужденной атмосфере все желающие могли задать любые вопросы.
Почти все музыканты стремились уйти от предполагаемой по жанру учительской роли и просто максимально открыться аудитории, поделившись своим опытом.
Наиболее выразительно высказался Чарли Хантер, мастер-классом которого и завершился фестиваль: "Я вовсе не считаю себя мастером, и если бы мне пришлось давать в буквальном смысле урок, то я бы и сам, наверное, не меньше взял бы у своего "ученика".
Но, разумеется, самыми репрезентативными событиями фестиваля стали три больших концерта в Октябрьском дворце.
17 октября на сцену вышли шведская группа New Tango Orquesta и квинтет выдающегося контрабасиста, британца Дэйва Холланда. Он известен тем, что помимо игры со многими великими джаза, превратил контрабас в солирующий инструмент (некоторые его альбомы - соло контрабаса без аккомпанемента).
18 октября состоялось выступление сразу трех коллективов: украинской группы "Алекс Фантаев бэнд", квинтета "русских американцев" Александра Сипягина и Михаила Цыганова.
Хедлайнером вечера был израильский контрабасист Авишаи Коэн, представивший вместе со своим секстетом вокальную программу израильских мелодий в джазовом изложении. Музыка Авишаи Коэна - первая получившая всемирное признание попытка подобного синтеза.
Концерт 19 октября состоялся концерт гитариста Чарли Хантера. Он играл на необычном инструменте - семиструнном гибриде гитары и бас-гитары. Его стиль игры - соединение мелодического соло, аккомпанемента и басовой линии.
В этот же вечер впервые в Киеве выступил один из самых выдающихся джазовых вокалистов, обладатель семи Грэмми в трех номинациях, - Эл Джерро. Певец представил программу, состоящую из известных композиций, вошедших в его альбомы и ставших хитами, и, судя по реакции публики, хорошо ей знакомых.
Впрочем, концерт не стал "перепевкой" композиций прошлых лет. Каждая вещь звучала свежо, благодаря неожиданным и неповторимым импровизациям исполнителя.
[L]Самое поразительное в выступлении "человека-оркестра", как называют Эла Джерро, - это умение жить на сцене в непрерывном потоке музыки, ритма и импровизации, начиная с закулисного скэта, еще до выхода на сцену, и замирания голоса певца уже после ухода с нее.
Полтора часа концерта, полтора часа непрерывного пения, даже в общении с публикой, и жизни в музыке всем телом плюс четыре (!) выхода на бис, - и это в 68 лет. Неудивительно, что под конец концерт достиг такого эмоционального подъема, что зрители слушали певца стоя и, если б это зависело от них, выходам на бис не было бы конца. Это и впрямь был абсолютный джаз.
Уверен, в эти дни джаз многим подарил ощущение абсолютной высоты искусства, музыкальной свободы и единственности происходящего, в чем и состоит суть джаза.
От редакции: Изначальный текст был исправлен в связи с уместным комментарием внимательного читателя