Андрей Жолдак привез в Киев очередную порцию шока
С воскресенья по среду в киевской галерее "Лавра" проходят аван-премьеры постановки Жолдака "Войцек". Это публичные генеральные репетиции, на которые допускаются зрители.
"Войцек" поставлен по одноименной незаконченной пьесе немецкого драматурга Георга Бюхнера. Автор умер от тифа в возрасте 24 лет, но, несмотря на это, он считается одним из самых выдающихся немецких драматургов.
Сама драма была написана в 1837 году на основе реальной истории. Через почти два столетия в постановке Жолдака мы вновь видим настоящую жизнь - Черкассы, мужчина, загнанный нуждой, из ревности к любимой женщине, "которая никому не отказывает", убивает ее.
Несмотря на уже традиционные ожидания увидеть в постановке Жолдака обнаженных актеров, в этот раз зрителя будут испытывать на прочность не голым телом. Все будет в рамках нижнего белья.
Вместе с тем, стоит приготовиться к украинским стражам порядка в трусах, их импровизированным актам скотоложества с деревянной овечкой и прессингу на психику зрителя всеми возможными (допустимыми) способами.
Изначально в напряжении держит большое число площадок действия. Это не только множественные проходы и своеобразные комнаты из стекла, но еще и три экрана над сценой, на которые одновременно транслируется изображение и со сцены, и из помещения за ней, где также действуют актеры.
Состояние повышенного внимания в течение более двух часов без каких-либо перерывов уже само по себе выводит зрителя на грань адекватного восприятия. Вместе с этим, его сознание пробивает сначала пронзительная сцена признания в любви Войцека и Марии, а потом само убийство главной героини.
Все время вас не будет покидать ощущение глубокого дна, когда совсем не осталось воздуха и хочется из последних сил оттолкнуться, чтобы поскорее вынырнуть на поверхность. Возможно, в этом и была задача режиссера - окунуть зрителя в "социальный театр".
На показе присутствовал немецкий драматург и философ Карл Хегеманн, задача которого критиковать спектакль до его официальной премьеры с целью улучшения.
Представляя Хегеманну украинскую публику, Жолдак сказал, что она предпочитает "beautiful life", нежели социально значимые темы. А именно в последнем, по словам режиссера, видит свою роль европейский театр.
На вопрос "Жизни" удалось ли ему добиться от публики той реакции, на которую он рассчитывал, режиссер ответил несколько размыто: Жолдак сказал, что никогда не бывает доволен своими спектаклями, а реакцию зала чувствует всем своим естеством, он "медиум".
Фото Георга Андерхуба с сайта посольства Германии |
В постановке "Войцека" задействованы актеры Черкасского академического областного украинского музыкально-драматического театр им. Тараса Шевченко. Официальная премьера в Киеве состоится в последних числах ноября.
Если соберетесь пойти, ни в коем случае не опаздывайте. Несмотря на наличие билета, на показ не попала известная грузинская певица Нино Катамадзе. Она опоздала на 40 минут и ее просто не впустили в зал.
Дело не в том, что Жолдак - зазнавшийся режиссер, который не впускает опоздавших зрителей. Но в том, что режиссер любит экспериментировать с появлением зрителей в зале.
Например, на показе "Одного дня Ивана Денисовича" в Октябрьском дворце в Киеве зрителей собрали в холе и под конвоем, с санитарами и немецкими овчарками, провели через темный зал на сцену. На ней было и игровое пространство, и зрительские ряды.
А в галерее "Лавра" зрители проходили на свои места через помещение, в котором уже присутствовали актеры, и которое в ходе спектакля было еще одной игровой площадкой, действие с которой транслировалось в главный зал на экран.
На аван-премьерах в билетах, которые стоили по 100 гривен, места не указывались. Поэтому всем "обилеченным", кто вошел в зал последним и обнаружил, что места уже заняты, пришлось поставить дополнительный ряд стульев.
На нем оказался известный телеведущий Юрий Горбунов с женой. Среди зрителей также был посол Германии в Белоруссии с супругой, который приехал из Минска специально на показ Жолдака.
Итак, конец ноября - у всех желающих есть возможность познакомиться или еще раз встретиться с режиссером Андреем Жолдаком. Если вы никогда не были на его показах - пойдите. Это стоит того, чтобы увидеть хоть раз, а еще лучше несколько.