Чистое искусство джаза

В этом могли убедиться любители джаза на минувшей неделе, отмеченной двумя незаурядными и, каждый по-своему, примечательными концертами. Собственно, именно ради качества они туда и пришли, а еще, вероятно, ради ощущения причастности к особому совершенно неформальному сообществу.

Возможно, как раз это ощущение и имели в виду организаторы проекта "Jazz Kolo", очередной, уже десятый по счету концерт которого состоялся недавно в концертном зале Украинского дома.

Это хороший повод поздравить их (да и себя) с перейденным юбилейным рубежом, порадовавшись тому, что проект уже стал одним из самых успешных усилий консолидировать киевский и, отчасти, украинский круг ("коло") исполнителей и любителей джаза. При этом, первым дав постоянную сцену для периодического выброса творческих сил, а вторым - обоснованные ожидания того, что каждый раз продолжение следует.

Кроме того, это второй подряд концерт в новом формате, который условно можно назвать "Антологией отечественного джаза". Идея принадлежит одному из организаторов проекта в целом, известному украинскому бас-гитаристу Игорю Закусу и заключается в том, чтобы каждый концерт посвятить одному инструменту, представив возможно большее количество разных по стилю музыкантов.

Первый "выпуск" "Антологии" под названием "Sax Kolo" представил сборную саксофонистов. На сцену вышли хорошо известные в Украине музыканты из Киева, Харькова и Львова, исполнители на альт-, тенор- и сопрано-саксофонах Дмитрий "Бобин" Александров, Артем Менделенко, Олександр Рукомойников, Богдан Гуменюк, Иван Яремчук, Иван Бондарев, Игорь Рудой.

РЕКЛАМА:

Название второго концерта "Piano Kolo", из чего ясно главными действующими лицами вечера были клавишники, которые в большинстве своем хорошо известны киевской джазовой публике: Наталья Лебедева, Алексей Боголюбов, Сергей Давыдов, Павел Литвиненко, Илья Ересько, Павел Шепета, Родион Иванов.

Концерт удался - и технически (на сей раз, практически не было задержки, связанной с необходимостью настроить аппаратуру под всех участников, как в первый раз), и творчески.

Каждый из участников, как и в первый раз, исполнил по две композиции. При этом в отличие от команды "Сакс кола", все пианисты выступили еще и как композиторы. Игрались почти исключительно вещи собственного сочинения. (Если не ошибаюсь, только Павел Литвиненко на второе блюдо предложил стандарт What Is This Thing Called Love?)

Может быть, еще и поэтому, несмотря на различие индивидуальных манер, концерт оставил ощущение цельности. До конца сохранялось ощущение преемственности, накапливания и нарастания драйва, как и положено на джазовом концерте. Переходы не ощущались как перебои, паузы не подвисали.

По-моему, удачным решением был отказ от конферансье. Просто каждый из участников, покидая сцену, сам представлял следующего по цепочке.

Проигрыш в профессиональном умении поставленным голосом вести диалог с публикой и, вероятно, информативности компенсировался возможностью через неотмодулированные интонации почувствовать личные отношения между музыкантами, т.е. ощущением того самого "круга", и last but not least экономией времени, поскольку все стремились быть лаконичными.

Родион Иванов. Фото Игорь Снисаренко (www.live.kiev.ua)
Музыка, я бы сказал, была замечательно разной. Хорошо известная прежде всего своими "бразильскими" пристрастиями Наталья Лебедева, была на это раз и убедительно лирична.

Запомнилось выступление Алексея Боголюбова, композиции которого впечатлили мелодической изобретальностью, подкрепленной умением находить свежие сочетания ритмов и глубиной импровизации.

Музыка харьковского пианиста Сергей Давыдова, который единственный в этот вечер выступал соло, полушутливо оправдываясь тем, что слишком буквально понял установку на тему концерта, звучала камерно и, на мой вкус, философически. (Это слышалось и в названиях композицией; одну из них он представил как часть цикла "Куда уходит детство")

В продолженную Павлом Литвиненко по преимуществу лирическую струю концерта затем внес диссонанс Илья Ересько и в переносном смысле, и в прямом, поскольку в обеих композициях обнаружилось явное пристрастие к диссонансным созвучиям, из сумятицы которых постепенно выкристаллизовывался знакомый и заразительный танцевальный ритм (в первой композиции - рок-н-ролл, во второй - самба), и это сочетание оказалось источником мощного драйва.

Павел Шепета вновь вернул концерт в лирическое русло. Его исполнение сразу создавало ощущение зрелого мастерства - с тонко расставляемыми акцентами и весомостью каждой сыгранной ноты. (Представляя Шепету, Илья Ересько назвал его "наверное, самым опытным участником концерта".) То же самое можно сказать и об игре его давних партнеров и друзей Максима Гладецкого (контрабас) и Валерия Волкова (барабаны)

Кстати, о партнерах. Основным участникам помогали выступать Артем Менделенко (альт-саксофон), Игорь Закус (бас-гитара), Алексей "Алекс" Фантаев (барабаны), Константин Ионенко (бас-гитара), Александр Муренко (барабаны), Валентин Корниенко (контрабас), Олег Марков (барабаны), уже названные Максим Гладецкий (контрабас) и Валерий Волков (барабаны).

И хотя их имена в программе были указаны меньшим шрифтом, на сцене они были не в меньшей мере солистами, чем номинальные. Запомнились соло Артема Менделенко, Константина Ионенко, Максима Гладецкого. Примечательный эпизод возник с соло Валентина Корниенко, настолько "увлекшегося", что, по-моему, публику поднапряглась, заинтригованно ожидая, когда и чем закончится затянувшаяся импровизация, долго и приступообразно подбиравшаяся к кульминации.

Название "Джаз коло" оправданно еще и тем, что в большинстве все музыканты хорошо знают друг друга и переиграли вместе в разных составах и едва ли не во всех комбинациях. Многим довелось выйти на сцену не раз, чтобы поддержать основных участников.

В этом смысле символичным было завершающее выступление Родиона Иванова, который сначала сменил за роялем Павла Шепету в трио с Гладецким и Волковым (к которым присоединился Денис Аду (труба)), а затем "собрал" самый крупный состав с участием Игоря Закуса, Павла Литвиненко, Олега Маркова и впервые появившихся на сцене Дмитрия "Бобина" Александрова (сопрано-саксофон) и Насти Марковой (вокал). Дуэт саксофона и вокала в качестве солистов и стал финальной точкой этого без преувеличения блестящего концерта.

Все было здорово (жаль только, что не выступил "обещанный" в программе Юрий Шепета) и еще здорово, что продолжение следует, поскольку по замыслам организаторов в следующем году нас ожидают встреча со сборными гитаристов, басистов, барабанщиков. А дальше надо надеяться на изобретательность музыкантов и новый виток "Джаз кола"... и милость богов-покровителей экономики.

Продолжение следует...
Реклама:

Головне сьогодні