Арт-итоги 2008 года: лучшее, конечно, впереди

Один скандал мог бы произойти. Киевские власти "наехали" на выставку "Cпільний простір". Но скандал зачем-то деликатно замяли.

Был упущен шанс привлечь к обсуждению актуального искусства даже незаинтересованную публику.

(Можно, конечно, провести границы contemporary art шире - ведь искусство политического перформанса неизменно пользуется популярностью. Но едва ли это можно считать прорывом, одного драйва мало, нужна еще некоторая изобретательность).

Если без шуток, то 2008 год для арт-бытия в Украине особым не стал, скорее, это был год рутинной работы. По-прежнему в центре внимания и "простых смертных", и арт-общественности PinchukArtCentre.

Но, тем не менее, если кто и заслуживает титула главного разочарования 2008 года, это все тот же PinchukArtCentre. Современным искусством там гордились, хвастались, дразнили, но не сделали ничего, чтобы его восприятие стало осознанным.

Зато PinchukArtCentre поддержал молодых художников, объявив среди них конкурс с солидной денежной премией.

Польский институт успел не только учредить премию, но и присудить ее молодой художнице Алевтине Кахидзе. А Фонд "Эйдос" устроил международный конкурс проектов молодых кураторов.

Результаты трудов молодых дарований будем оценивать уже в следующем году.

Остальные галереи contemporary art идут по пути наименьшего сопротивления. Они работают преимущественно с одними теми же художниками, ориентируясь на потребности рынка. Новые имена случаются, но редко и далеко не всегда успешно.

Арт-рынок под ударом кризиса существенно "съежился". Но, по большому счету, в Украине его и не было, по крайней мере, в том виде, в котором он существует в цивилизованных странах.

Фрагментарный интерес к украинскому арту со стороны больших аукционных домов, продажа работы Ильи Чикана на аукционах Christie's и Phillips de Pury, на прорыв никак не тянет.

"Украинская правда. Жизнь" опросила художников, кураторов, галлеристов и менеджеров от искусства, задав им задание: назовите самые значительные события 2008 в арт-пространсве Украины. Со знаком + и -.

Арсен Савадов, художник

Со знаком "+" прошли ряд выставок: Мамсикова, Гнилицкого, Чичкана. Была большая выставка Гурски в PinchukArtCentre и видео арт из коллекции Джулии Стошек.

Событиями стали и международные аукционы, на которых появились работы украинских художников.

Художник Арсен Савадов (в центре)
Со знаком "-"... Происходящее в украинском политикуме каждый день становится культурным шоком. И эта политика становится уже частью культуры.

Александр Соловьев, куратор PinchukArtCentre

Со знаком "+": выставочный проект Александра Гнилицкого "Скромность и жир" (галерея "Коллекция"), "Стенгазеты" Станислава Волязловского ("Ателье Карась"), "Рейн на Днепре: Андреас Гурски / Коллекция Джулии Стошек" в PinchukArtCentre.

Со знаком "-" определиться сложнее. Для меня это то, что не оправдало надежд, ожиданий, стало разочарованием. Но дело, к сожалению, в том, что как-то и не надеялся. В основном все ровненько, средненько, хоть и регулярно - без явных провалов, но и без полета.

Никита Кадан, художник, группа Р.Э.П

Главный минус - это закрытие Центра Современного Искусства при НаУКМА, который долгие годы был единственной в Украине значительной не государственной и не частной некоммерческой художественной институцией.

Я наблюдал из Лейпцига за украинскими публикациями по этому поводу, реакциями в блогах - осталось впечатление общего пристыженного молчания.

А могла бы состоятся серьезная дискуссия. Ведь украинские художники перед выбором: или работать исключительно для рынка, где все решают другие, не-художественные интересы и принципы, или формировать альтернативу - свои "автономные зоны", территории диалога и поиска.

Причем это касается всех художников, а не только нашего (группы Р.Э.П.) круга, для которого автономистская практика - повседневность. От того, что этот вызов замалчивают, он никуда не денется.

Из хорошего в этом году в Киеве увидел изящную, умную выставку "Бескрайняя сфера" - одну из последних в ЦСИ при НаУКМА, а также очень сильную подборку видеоработ из коллекции Джулии Стошек в PinchukArtCentre.

Но главное позитивное явление в местной художественной жизни не сведешь к одному-двум событиям: это вся активность украинских художников "поколения 2004" - новые работы, выставки, резиденции, публикации, все-все-все.

В первую очередь, проекты, построенные на самоорганизации. Вода точит камень, я не знаю, какая из капель главная. Уже очевидно - новое поколение пришло, у него есть объединяющие и отличающие его от прежнего признаки.

Другое дело, что слишком многое в Украине просто не демонстрируется. На десять зарубежных выставок молодых художников приходится, в лучшем случае, одна украинская. Большинство важных событий художественной жизни Украины происходят за рубежом.

Алиса Ложкина, куратор КГГИ "Лавра", редактор рубрики АРТ журнала ТОП10

Для меня самым большим арт-событием года стало то, что нам удалось реанимировать галерею "Лавра". Хотя ощущается дефицит финансирования и то, что Лавра - остается весьма проблемным имущественным активом. Земля, на которой находится галерея, еще в бытность мэра Омельченко была отдана Льву Парцхаладзе. То есть в любой момент нам могут "перекрыть кислород".

Открылся Центр визуальной культуры при НаУКМА - это, конечно, плюс, но пока не понятно, что это будет за организация, и насколько серьезно она будет заниматься выставочными проектами. Пока, насколько я понимаю, Центр занят научно-образовательными проектами в сфере современного искусства, что само по себе немало.

ЦСИ НаУКМА закрывается, и это минус. Хотя, как сообщают "информированные источники", он просто переформатируется.

Алиса Ложкина: "В PinchukArtCentre в этом году мне было скучно"
В PinchukArtCentre в этом году мне было скучно. Хотя нельзя не отметить, что арт-центр посещают тысячи людей ежедневно, и это существенно популяризирует современное искусство.

Интересным в этом году было возвращение на отечественную арт-сцену таких "ветеранов" как Соломуха, Базилев, Гита.

Большим эстетическим потрясением года стал кураторский проект Петра Ющенко в Украинском доме "Украинцы в мире".

Великих украинцев в такой концентрации и таком визуальном исполнении я не видела раньше нигде и никогда. Проект, ставший итогом годичного вытряхивания всех областных "анналов", представил вкусы современной отечественной политической элиты во всем блеске - безразличие к эстетике, сомнительные неофеодальные представления об окружающем мире, эклектичность, небрежность к деталям....

Хотя сам факт, что Петро Ющенко заинтересовался кураторством тронул до глубины души.

Украинским искусством в 2008 году сильнее заинтересовались международные аукционные дома. Больших успехов в этом году в очередной раз добился Илья Чичкан.

[L]По слухам, PinchukArtCentre якобы собирается ввести его на следующую Венецианскую биеннале в качестве основной "конфетки". Christie's привезли его на свой осенний смотр в кампании Малевича и прочих классиков. Абсурд, но весело.

В Украине сразу появилось две премии для молодых художников: PinchukArtCentre и Малевича, учрежденная Польским институтом. Алевтина Кахидзе, ставшая лауреатом премии Малевича, интересная художница, но, на мой взгляд, этот выбор был несколько предвзятым.

"Арт-Киев" в этом году был немного приличней, чем раньше, но все равно напоминал восточный базар. Отдельное спасибо организаторам мероприятия за умопомрачительный арт-рейтинг "Топ-50". Рейтинг взахлеб читало все арт-сообщество и он стал памятником абсурдистского арт-творчества уходящего года.

Фонд "Эйдос" продолжает функционировать во главе с вернувшейся из Берлина Людмилой Березницкой. Правда, итоги конкурса кураторских проектов, недавно учрежденного фондом, вызывают некоторые вопросы, но, это детали.

Людмила Березницкая, Bereznitsky Gallery, президент Международного благотворительного фонда "Эйдос"

Для меня важно построить в Украине цивилизованный рынок. Была задача "поставить" украинских художников на аукционы Sotheby's и Christie's. Я это сделала. Были проданы работы Гнилицкого и Чичкана. Были выбраны работы Савадова и Соломко, правда, они не доехали до места назначения по техническим причинам.

У Christie's заинтересовались семью украинскими художниками, но после того как они увидели мою презентацию, приехали в Киев, и, в результате там будет представлено 15 художников.

Евгений Карась, галерея "Ателье Карась"

Плюс, то, что Музей современного искусства на улице Братской, перешел на новый качественный уровень. Положительно оцениваю работу в целом PinchukArtCentre (кроме выставки Пола Маккартни), выставки из частных коллекций Игоря Воронова: Александр Архипенко, Огюст Роден, представителей Парижской школы и современной украинской живописи.

Понравился "Арт-Киев" в целом и выставка актуальной украинской живописи из частых собраний. Было много как небольших, так и масштабных важных проектов галерей "Коллекция", "Я-Галерея", "Цех", "Ра" и моей, в том числе.

Минус: по-прежнему безнадежное отсутствие реальных действий Минкульта, уже с "новой командой". Очень негативно скажется на всей арт-жизни закрытие Центра современного искусства при НaУКМА, приостановление финансирования проектов Французским культурным центром, швейцарской культурной программы Pro Helvetia.

Павел Гудимов, "Я-Галерея":

Павел Гудимов: "По неокрепшему украинскому арт-рынку ударил финансовый кризис. Началась паника, подозрительность..."
Фестиваль JPEG, юбилей Боба Михайлова, выставка Гурски, Морико Мори.

На гораздо более серьезном и профессиональном уровне был проведен ГОГОЛЬФЕСТ 2008. Причем, я имею в виде содержание фестиваля.

Приятно, что украинские галереи стали значительно более активно работать с некоммерческими проектами, начали показывать действительно интересные вещи!

Очень рад, что в уходящем году было принято решение весомо отметить 100-летний юбилей Марии Примаченко.

В ноябре стартовал конкурс "Примаченко и я", а 18 декабря в Музее народного декоративного искусства открылась интереснейшая выставка "Мария Примаченко. 100". Да уж, надо было дождаться 100-летнего юбилея, чтобы это случилось!

То, что касается событий со знаком минус, все очевидно! По неокрепшему украинскому арт-рынку ударил финансовый кризис. Началась паника, подозрительность...Надеюсь, что это лишь временные явления.

Виктор Хаматов, ЦСИ Soviart, президент Ассоциации арт-галерей Украины

Знаки пусть расставляют читатели.

Для меня событиями стали "Арт-Киев", 3-тий международный фестиваль фотографии KievFotoCom, неделя актуального искусства во Львове.

В Харькове состоялся молодежный фестиваль современного искусства "Нон стоп медиа", Татьяна Тумасян, директор Харьковской муниципальной галереи, проводит его уже много лет, и он перерастает географию Харькова, Украины и начинает становиться популярным.

В Одессе прошла очередная "Марина", международное биеннале современного искусства на тему моря. В Сумской области, в селе Могрица, состоялся Международный арт-ленд симпозиум.

Под Винницей проходи ленд-арт фестиваль "Аппликация духа". В Шешорах прошел очередной ленд-арт. В 13-й раз состоялся фестиваль "Весенний ветер". Продюсеры, кураторы ленд-арт-проектов, приняли решение о создании ленд-арт ассоциации, и высказали желание провести следующем году первую ленд-арт биеннале.

Если опуститься на этаж галерей и отдельных арт-институций, то можно вспомнить десятки проектов.

Из последних - проект Музея современного искусства на Братской "Арт-эмигранты", где "эмигрантами" были художники, выехавшие в свое время из Украины, работающие сейчас за рубежом. Проект в PinchukArtCentre - Херст и Гурски.

ГOГОЛЬ FEST, на мой взгляд, оказался скандальным из-за вмешательства бюрократов из секретариата президента. Но, тем не менее, ГOГОЛЬ FEST показал, что творчество в Украине живо и развивается. Стоит вспомнить и презентацию проекта молодых кураторов фондом "Эйдос".

Юрий Вакуленко, директор музея Русского искусства

Одно из самых значительных событий - Скульптурный салон, интересный сам по себе, может чуть хаотичный, но он уже начинает создавать форматы, условия. Там уже началась драка за места.

Директор Украинского дома Наталья Заболотная делает интересные проекты, у нее хорошая команда и удачная площадка. Мне нравится, что они относятся к своей работе с определенной долей иронии. Их журнал ArtUkraine издал топ-50 людей страны оказывающих влияние на современное искусство.

Среди других проектов есть хорошие, но они не являются ведущими. С Украинским домом мог бы поспорить Музей современного искусства на Братской, где сделали очень интересную выставку "Арт-эмигранты". Но, на мой взгляд, проекты Украинского дома масштабней.

Олег Баишев, галерея "Коллекция"

Знак "+" выставка "Рейн на Днепре: Коллекция Джулии Стошек", Андреас Гурски в PinchukArtCentre. Для Киева это действительно событие.

Фестиваль BLOOMSDAY-08, проект Александра Гнилицкого "Скромность и жир".

Олег Баишев (слева) и художница Маша Шубина
Минус: отсутствие нормального законодательного регулирования ввоза и вывоза художественных ценностей.

Татьяна Франчук, KievFineArt

Со знаком "+": учреждение премий в области современного искусства PinchukArtCentrePrize и премии Малевича, все выставочные проекты PinchukArtCentre, выставки Бориса Михайлова и Александра Гнилицкого.

Со знаком "-": увы, попытки превратить "Арт-Киев" в мероприятие европейского уровня не приносят результатов.

Прискорбно завершение выставочной деятельности Центра Современного Искусства при Киево-Могилянской Академии - многие годы ЦСИ делал очень важные, с культурологической точки зрения, вещи и для Киева и для Украины.

ГОГОЛЬ FEST- уровень организации еще нужно повышать.

Максим Мамсиков, художник:

За этот год не появилось новых имен. Негативно оцениваю присуждение премии Малевича Алевтине Кахидзе. С моей точки зрения странно, что человеку дали премию за лояльность к определенным институциям. Если в Украине нет молодого художника интереснее, чем Алевтина Кахидзе, то я готов съесть свою шляпу.

Юрий Онух, директор Польского института, куратор

Остання виставка в ЦСМ НаУКМА "I душа. І розум. І тіло". Смерть ЦСМ НаУКМА - трагічна, брак інтституції відчується в часі.

Звичайно, під кінець року я пам'ятаю ті речі, які відбулися нещодавно. Дуже сумно з того, що ті художні реалізації, які я відібрав, що пов'язані з художньою річницею Голодомору, були часто жахливими.

Можу сказати про повну художню поразку Жолдака.

Загалом, в арт-житті України нічого, на мою думку, важливого не відбулося, жодної знакової події.

Були епатажні виставки в PinchukArtCentre. Але це не має нічого спільного з мистецтвом, а має спільне з економікою. Я думаю, що через рік ті речі, що купуються у колекцію тепер, будуть на 30% дешевші, а може й на 50%.

Серед подій не було нічого визначного, окрім премії Малевича. Вона гарантовано потрібна і з художньої точки зору, і з причин побудови певної системи оцінування, якої бракує Україні. Адже тут не існує повноцінної інфраструктури художнього життя. Ринка, по суті, немає. Хтось щось продає, але це не можна назвати системним ринком.

Продолжение следует

Все фото Дмитрия Ларина

Автор - Аксинья Курина

Реклама:

Головне сьогодні