Не в деньгах счастье, или Арт-прогнозы-2009

Это касается как лидеров украинского арт-рынка, так и тех, кто хотел бы видеть искусство вне товаро-денежных отношений.

Конец света в арт-сообществе не наступил. К экономическому кризису большинство наших экспертов пытаются относится конструктивно. Это касается как лидеров украинского арт-рынка, так и тех, кто хотел бы видеть искусство вне товаро-денежных отношений.

Единственным честным пессимистом оказался художник Максим Мамсиков: "И у нас и в России был целый класс людей которые вкладывали деньги в арт, а теперь им не до этого".

Самым радикальным оптимистом стал директор Музея русского искусства Юрий Вакуленко: "От нашей культурной среды жду взрыва идей, потому что любой экономический кризис, как показывает практика, подстегивает интерес к культуре. У нас будет масса выставок, интересных событий не связанных с деньгами. Славянскую духовность материя усыпляет. Хорошо, что нам обеспечили "лечебное голодание".

Чем хуже, тем лучше

Если нельзя изменить ситуацию, то нужно изменить отношение к ней. На позитив. Вопрос: как это сделать в рамках персональных бизнес-стратегий. Украинские галеристы над этим пока только размышляют.

Евгений Карась ("Ателье Карась"), ожидает уменьшения активности арт-рынка, снижения цен на 10-30% и появления новых звезд.

Татьяна Франчук (KievFineArt) тоже уверена в снижении продаж и улучшении качества продуктов
Татьяна Франчук (KievFineArt) тоже уверена в снижении продаж и улучшении качества продуктов. А еще о том, что качество искусства может улучшиться: "Художники будут продолжать делать проекты, заниматься искусством, несмотря ни на что. Экономический кризис творческий процесс не остановит.

Возможно, многие художники переосмыслят тематику своих работ, обратятся к темам смысла жизни, выживания, справедливости и взаимопомощи, которые становятся актуальными в тяжелое время".

Павел Гудимов ("Я-галерея"), настроен романтически:

"Следующий год покажет явные различия между людьми, которые любят и работают с искусством от тех, кто на нем спекулирует. 2009 будет годом мудрого ожидания и упорной работы. В следующем году поменяется отношение к фотографии. Далеко не в последнюю очередь благодаря тому, что на 2009-й запланировано открытие Украинского Дома Фотографии.

Будет пересмотрено отношение ко многим андеграундным авторам - уже сейчас ими заинтересовались серьезные институции: от музея Гуггенхайма до мировых аукционов. В Украине появятся галереи, которые будут заниматься западным искусством: не просто показывать, как PinchukArtCentre, а именно продавать".

Хотелось бы пожелать украинским галереям процветания и стремительной интеграции в глобальный aрт-рынок, но приход западного искусства в 2009 году, честное слово, представляется сомнительным. Тут уж нужно быть каким-то волшебником, что бы изменить и существующее законодательство по ввозу и вывозу художественных ценностей, и очаровать перепуганных кризисом украинских коллекционеров.

Олег Байшев (галерея "Коллекция") прогнозирует появления на арт-рынке шедевров классической живописи, а от современного искусства ждет возникновения новых эстетических идеологий, в том числе, протестных из молодежной среды: "Гранты уменьшатся колоссально, художник опять попадет в ситуацию, когда останется один на один со своим мастерством, и это самый честный путь. Художники будут думать об искусстве, а не деньгах".

Если прогнозы Байшева верны и гранты западных институций (в Украине никаких существенных грантов, собственно, и не было в последние годы) будут совсем уж скромны, то едва ли это как-то позитивно повлияет. Для художников важнейшим искусством может стать выживание.

Людмила Березницкая ("Bereznitsky Gallery") президент Международного благотворительного фонда "Эйдос": "Практически все галеристы были очень довольны продажами. И продали даже больше чем обычно, но они поменяли авторов - вынесли на рынок второй ряд художников.

Рынок очень оживился, появилось что-то новое. Средняя цена работ от 10 до 30 тысяч евро и они продаются очень хорошо. Объем продаж сохранился, но просто не было звезд. С продаж сняли Херста, Кунса, Рауха.

Обнадеживающие симптомы: во-первых, давно пора скинуть Херста с корабля современности. Во-вторых, и это главное, есть надежда, что сыграет на руку топовым украинским художникам, именно в этом ценовом сегменте находятся их произведения. Острожный интерес больших аукционных домов к украинскому искусству, возможно, даже оживит и наш внутренний арт-рынок.

Позиция - в оппозицию

Молодой художник Никита Кадан (группа Р.Э.П.): "В том, что арт-рынок и вся индустрия художественного entertainment-а сбавят обороты, нет ничего ужасного. При некотором дефиците ярких зрелищ у людей появится больше возможностей разглядеть другое искусство - не похожее ни на фаст-фуд, ни на парк аттракционов. Будет ужесточаться оппозиция между искусством, как глянцевым зрелищем, и искусством, как производством критического знания.

[L]Будут возникать множество не-галерейных инициатив, практик вовлечения художников в низовые общественные движения. Много надежд на следующую Стамбульскую биеннале, которую будет курировать хорватская группа WHW (What, How & Whom).

Этот кураторский коллектив ориентирован на социально-критическое, более того, на политически ангажированное искусство, выставки WHW - это настоящие дискуссионные платформы, где обсуждаются действительно значимые проблемы".

Откровенно говоря, социализация и политизация искусства совсем не очевидна, и уж точно далеко не всеми желаема. 3-я Московская биеннале современного искусства под руководством французского Жана-Юбера Мартена, противника политизации искусства и подвергающего сомнению стереотипы contemporary art, представляется очень многообещающим событием.

Мы ждем перемен

Александр Соловьев (куратор PinchukArtCentre), более сдержан в прогнозах: "Кризис отразится на искусстве - скромность растопит жир. А там, глядишь, и реанимируются искусство, эстетика как таковые. Тогда и можно будет порассуждать о прогнозах и тенденциях".

Директор Польского института и куратор Юрий Онух, тоже не делает конкретных прогнозов: "Для того, щоб з'явилися нові тенденції потрібен час, перспектива. Ми перебували в такому часі, що все, що було зроблено в посмодерністичному дискурсі помирало, але померти не змогло. Тотальна криза ставить крапку. Тепер чекати треба на нову коньюктуру, щоб могла з'явитися нова течія. Буде час лабораторної праці художників".

Арсен Савадов, художник: "Надеюсь, что все идет к лучшему, даже кризис. Это движение вперед. Будут изменены стандарты. Это законы диалектики. Стандарты меняются, моды меняются, и художники будут меняться. Скучно когда одни и те же, тот же Гурски. К сожалению, искусство - часть индустрии развлечений, так оно деградировало за 100 лет".

Владимир Кадыгроб (слева) и Илья Чичкан (справа). Фото Дмитрия Ларина
Прогнозы молодого куратора Владимира Кадыгроба суровы в отношении рынка, и абстрактны в отношении проектов. "Жду свежести и страсти, коррекции рынка - исчезновения половины галерей, появления альтернативных практик современного искусства, новых имен. И хотелось бы большего включения в общества в процесс".

С последним трудно не согласится. Но последствия экономического кризиса уж скорее приведут к росту протестных настроений не в художественной, а социальной среде. Если все же удастся отделаться легким испугом и экономическая ситуация стабилизируется, то останемся при традиционных проблемах: отсутствии образования, культурных институций и подходящих площадок для арт-проектов. Тут следует вспомнить о "Мистецьком Арсенале", который мог бы стать превосходным пространством для Музея украинского contemporary art.

Алиса Ложкина (куратор КГГИ "Лавра", редактор рубрики АРТ журнала ТОП10): "Открытия "Асенала" жду с легкой экзистенциальной тревогой. То, что там будет арт-центр имени современной трипольской культуры понятно стало еще когда шикарную кладку стали штукатурить и красить стены "под офис". Но все же остается надежда - а вдруг там хотя бы часть помещения займет что-то интересное".

Большие надежды

Если в 2009 году Украину и ждет арт-революция, то не "снизу", а "сверху" - от Виктора Пинчука - в марте состоится выставка молодых художников-номинантов на премию PinchukArtCentre. Так что с нетерпением ждем на арт-сцене Украины появления новых героев.

В течение года в музеях страны состоятся выставки по проектам молодых кураторов лауреатов конкурса фонда "Эйдос". Есть надежда, что это оживит арт-процесс, при условии качественной реализации проектов. Это потребует не только денег, но и умения их освоить.

В этой связи не понятно, что ждет фестиваль ГОГОЛЬ FEST, который несмотря на хаотичность концепции остается одним из самых ожидаемых событий.

Что касается участия Украины на Венецианской биеннале, то последние несколько месяцев поговаривают, что украинским павильоном снова займется PinchukArtCentre. Официальных заявлений ни со стороны министерства культуры, ни PAC пока не было. Но никто другой такой проект и не потянет.

Интрига в другом, как быстро новый гендиректор Экхард Шнайдер начнет превращать PinchukArtCentre из гламурной галереи собственно в центр современного искусства.

Событий ждут и от Центра визуальной культуры Киево-Могилянской академии, который возник вместо закрывшегося Центра современного искусства. Есть надежда, что он станет местом профессиональных дискуссий о современном искусстве.

Хотелось бы, что бы само современное украинское искусство провоцировало дискуссию. Главный вопрос в том, хватит ли амбиций и сил у отечественных художников работать упорно.

Автор - Аксинья Курина

Реклама:

Головне сьогодні