Под газом
Художники для выставки "21 Россия" подбирались с любовью, как бриллианты для имперской короны. Среди них: группа AES+F (Татьяна Арзамасова, Лев Эвзович, Евгений Святский Владимир Фридкес), Виктор Алимпиев, Анатолий Осмоловский, "Синие Носы" (Вячеслав Мизин и Александр Шабуров), Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Константин Звездочетов, Сергей Шеховцов, Павел Пепперштейн, Монро, Валерий Кошляков, Дмитрий Гутов.
Панорама произведений искусства первого десятилетия XXI века составлена преимущественно из звезд российского актуального искусства в самом расцвете сил, но и не без участия молодых художников. К примеру, уже знакомого по выставке фонда "Эйдос" Владимира Логутова (номинанта на премию Кандинского), и Давида Тер-Оганяна, сына преследуемого православными фундаменталистами Авдея Тер-Оганяна.
Кстати, от рефлексий российских художников на тему религии, украинского зрителя почему-то избавили. Поэтому назвать выставку репрезентативной можно с натяжкой.
Куратор проекта Александр Соловьев пояснил, что это - искусство "путинского" периода, и ничего в этом особенного нет. Воспринимаем же мы как данность искусство периода Перикла или Людовка XIV. Политическую составляющую ни в коем случае искать не надо, выставку готовили давно.
Можно, конечно, повторять фразы, что искусство - вне политики, и границы в искусстве не существуют, но реальность иногда выкидывает коленце, и респектабельная, по-музейному осторожная выставка, без лабораторных экспериментов и арт-хулиганства, становится актуальной.
"Газпром", как ни крути, - группа поддержки. Он обеспечил главный контекст, ведь фактически эпоха российского арт-бума состоялась благодаря газу и нефти. Высокие цены на энергоносители превратились в избыток денежной массы новой элиты, которая и питала российский арт-рынок.
В 2000-е остепенились не только новые русские капиталисты, но и художники. Даже самые завзятые радикалы, к примеру, Анатолий Осмоловский, променял акционизм на формальные поиски.
Серия Осмоловского "Изделия" - не что иное, как исследование форм башен советских танков. Небольшая экспозиционная шалость: башни танков направлены на монументального размера полотно Дубосарского и Виноградова "Вдохновение". В экспозиции представлена еще одна работа этого дуэта - "Битлз в Москве".
Владимир Дубоссарский и Александр Виноградов, "Beatles в Москве" |
Монро на фотографиях эффектно ностальгирует по образу советской актрисы Любови Орловой. "Вальс", видеоперформанс Елены Ковылиной сочтем за рефлексии на тему советского кино.
Российское искусство докризисного времени ориентировано не только на идеи, но и образы. Оно ласкает не только ум, но радует глаз. И, конечно, без ироничной постмодернистской ухмылки.
Старинный марксистский слоган "бытие определяет сознание", представляется актуальным, хотя пять лет назад могло показаться, что дело обстоит с точностью до наоборот. Памятник эпохи веселящихся 2000-х, которая нынче представляется прекрасной в той же степени, что и легкомысленной.
Работы группы AES+F связаны с глобальным мифами, проблемами и фобиями. На выставке представлены работы из цикла "Последнего восстания 2". Видео на полиэкране было показано в российском павильоне на Венецианской биеннале в 2007 году и, кстати, на МКФ в Локарно.
Группа AES+F, "Панорама 1" (из цикла "Последнее восстание - 2") |
Нечто противоположное - дуэт "Синие носы". Серия "Маленькие люди" - самая зрелищная и доступная часть в экспозиции.
Группа AES+F, "Девочка с бейсбольной битой" (из цикла "Последнее восстание - 2") |
А вот фотография "Эра милосердия" Мизина и Шабурова с целующимися миллионерами в березовой роще, чем не икона для либералов?
Другие острова
Похоже, что Сэм Тейлор-Вуд - самая любимая британская художница PinchukArtCentre. Ее работы были представлены в украинской павильоне на Венецианской биеннале в 2007 году, на выставках "Око подсознания" и Reflection. На этот раз с творчеством Сэм Тейлор Вуд украинских зрителей решили знакомить основательно и устроили персональную выставку.
Сэм Тейлор-Вуд принадлежит к тому же поколению современных молодых британских художников, что Демиан Херст и братья Чепмен.
Но в отличие от них активно не проказничает в последнее время, а делает очень тонкие персональные работы, где объектом внимания - тело и границы восприятия. Как раз такого типа работы из серий "Бегство художника", "Стул Брема Стокера", "Автопортрет в свободном полете", видео инсталяция "Вздох".
Сэм Тейлор-Вуд, "Побег художника" (Красный) |
Премьера видеопортрета братьев Кличко "Трехминутный раунд" уже из другого типа создания образов, художница снимает звезд в моменты уязвимости, в те минуты, которые, как правило, остаются за кадром. Мир видел видеопортрет спящего Бэкхема и рыдающих кинозвезд. Нынче Сэм Тейлор-Вуд работает над фильмом о Джоне Ленноне.
Сэм Тейлор-Вуд, "Автопортрет парящий III" |
Возможно, косвенно выставка поспособствует тому, что в министерстве культуры наконец научатся отличать порнографию от искусства.
Сэм Тейлор-Вуд, "Автопортрет парящий VIII" |
Первая персональная выставка в PinchukArtCentre - награда от Виктора Пинчука, входившего в жюри GESAI. Если попытаться представить, что-то диаметрально противоположное творчеству Мураками, это будет фото работы Кейта Сигура.
В Project Room серия фотографий леса, столь же темных и прекрасных, как японский хоррор. Единственное условие - без созерцательного настроения сюда лучше не входить.
К слову, каждая из трех выставок требует отдельного визита - избыток визуальной информации внимательного зрителя может довести до нервного срыва, но до 1 марта вполне можно собраться с силами и успеть посмотреть все.
Все фото PinchukArtCentre