Прививка Художественного Вкуса
Однажды премию Тернер Прайз, которая ежегодно вручается современным художникам в Великобритании и по концепции имеет некое сходство с премией PinchukArtCentre, получил художник-концептуалист Мартин Крид.
Его инсталляция состояла из абсолютно пустой комнаты, в которой через равные промежутки времени включалась и выключалась лампочка.
В Украине шок и эпатаж пока не прижились, и на конкурсе PinchukArtCentre победила матушка-живопись - царица наших художественных полей.
[L]Премия PinchukArtCentre - первая в Украине частная премия, целью которой является создание, поддержка и развитие нового поколения молодых украинских художников. Церемония награждения победителей состоялась 4 декабря. Концепция - стимулировать молодое поколение художников.
"Наша задача - отметить достижения, выделить то, что заслуживает внимания, и определить, имеет ли то или другое явление какую-то перспективу", - объяснил Александр Соловьев, искусствовед и куратор PinchukArtCentre .
На конкурс было подано свыше 1100 заявок. В финал попало 20 номинантов.
Работа Артема Волокитина из серии "Подростки" |
Членами жюри была исследована местная культурная среда. Было объявлено не только имя победителя, но и охарактеризованы основные признаки актуального арт-процесса, такие как инновации в медиа, снятие табу.
В жюри присутствовали известные эксперты ведущих арт-институций: Франческо Бонами, Удо Киттельман, Джессика Морган и украинские художники Сергей Братков и Борис Михайлов.
Работа Артема Волокитина из серии "Подростки" |
"Нет определенных критериев. Все 20 авторов очень талантливые. И важно сделать выбор, который будет отвечать твоему собственному пониманию того, что может считаться лучшим. Сложность заключается в множестве навязанных мнений и убеждений. Важно оставаться верным себе и своим идеалам", - сказал за круглым столом Удо Киттелман, куратор Национальной Галереи в Берлине.
Он с энтузиазмом поднимал вопрос о специфике национальной культуры, делая позитивные выводы относительно общей ситуации на украинской арт-сцене и ее перспектив.
"Очень непривычно выбирать из такого небольшого количества авторов", - отметила госпожа Морган, куратор Тейт Модерн в Лондоне. "На подобном конкурсе в Берлине было 200 номинантов. Здесь, выбирая из 20-ти художников, мы имели возможность более детально изучить творчество каждого из них", - добавила она.
Главную премию PinchukArtCentre получил харьковчанин Артем Волокитин, соотечественник Михайлова и Браткова. Работая с традиционными медиа, он делает важное сообщение. Через естественные формы человеческого тела автор документирует реальность, не пытаясь ее приукрасить. Его работы не только выполнены высокохудожественно и академично, но несут дополнительную смысловую нагрузку.
Работа Артема Волокитина из серии "Герой" |
"Важно, чтобы было с чем не соглашаться", - комментирует в частной беседе Киттелман. "Материал, с которым мы работали - достоин внимания и обсуждения. Но Министерство культуры должно наконец "проснуться" для того, чтобы создать диалог между институциями", - отмечает он.
Приз Общественности был определен на основании голосования посетителей Пинчук Арт Центра и через интернет. Фаворитом стала группа BLUEMOLOKО с интерактивной инсталляцией на тему украинизации и национальной идентичности.
Владимир Кличко, которого пригласили в качестве специального гостя для вручения приза, в частном интервью озвучил важность и актуальность конкурса.
Его отзывы были очень позитивны: "То, что проходит здесь и сейчас очень важно. Своевременность - это уже шаг к победе. Инициативы такого рода приветствуются. Есть большие перспективы и я надеюсь, что это станет регулярным событием".
Две специальные премии жюри были вручены Маше Шубиной за ее живописные автопортеты, граничащие между женственностью и нарциссизмом, и Алексею Салманову - за проект, выполненный в стиле классической черно-белой фотографии, поднимающий тему идентификации и расизма.
Фрагмент работы Маши Шубиной "I'm a visual Expansion of sound" |
В беседе с Борисом Михайловым удалось узнать, что лично ему ближе концептуальное искусство, но, возможно, к которому мы еще не готовы: "Требуется поэтапное становление для того, чтобы пришло понимание того, как правильно "считывать" концептуализм".
В фаворитах самого Михайлова - Жанна Кадырова. Она - инновационный скульптор и идет впереди времени. Украинское же искусство реже связано с провокацией и авангардом, чаще оно умиляет и вызывает сладкую ностальгию.
Работа Маши Шубиной "Моя религия" |
Нужно заметить, что сам Демиен Херст стал победителем на конкурсе Тернер Прайз в 1995 году, где получил премию за инсталляцию из частей коровы и теленка под названием "Разделенные Мать и Дитя". Сегодня, это произведение скандального искусства находится в коллекции Пинчука. Эта провокационная работа всегда вызывает противоречивые реакции.
Работа Алексея Салманова из серии "Гасите свет" |
По сути, украинский конкурс тоже является частью глобального процесса культурного развития и должен позитивно повлиять на творческую активность молодых художников. Однако пока победила любовь... к живописи. И реалии таковы, что Украина остается живописным государством. Где превалирует академическая система.
Работа Алексея Салманова из серии "Затмение-Китай" |
В целом, премия задала определенный ритм, активизировав арт-среду. Конкурс прошел на высоком международном уровне. С открытой процедурой участия, выставкой номинантов и привлечением профессиональных экспертов в члены жюри.
Практика в мастерских всемирно-известных художников дает большие возможности, равно как и является огромной перспективой и мотивацией для талантливых молодых авторов.
Работа BLUEMOLOKО из серии "Укрлиния" |
Все фото с сайта PinchukArtCentre
Катерина Тейлор, Куратор, специалист по западному искусству 20-го века