Арт-итоги 2009: Могло быть и хуже

Глобальный арт-мир довольно быстро справился с паникой по поводу экономического кризиса. Рынок не обвалился, но и того оздоровления, на которое рассчитывали эксперты "Украинской правды. Жизни", подводя итоги 2008 года и делая прогнозы на 2009 год, не произошло.

Ситуацию в украинском арт-процессе 2009 года иллюстрирует анекдот о пессимисте и оптимисте. Пессимист убежден, что хуже быть не может, оптимист, что бывает и хуже. Можно всю скудность украинского арт-ландшафта списать на негативные экономические процессы, происходящие в стране и растущую социальную апатию. Однако, история учит, что мир искусства не находится в прямой зависимости от экономики, гораздо более тяжелые периоды становились временем художественных достижений.

Нынешние процессы, в зависимости от того, как настроена субъективная оптика, можно интерпретировать как прогрессивные или регрессивные. Но, в любом случае, приходится констатировать: прорыва в украинском искусстве в 2009 году не произошло. Некоторые единичные успехи, скорее связаны с арт-менеджментом. Однако, даже здесь ситуация в целом представляется стабильно неудовлетворительной, по причине того, что авторам наиболее актуальных инициатив элементарно не хватает ресурсов, при чем не всегда финансовых, скорее даже, информационных и организационных.

Иная ситуация в PinchukArtCentre, со значительными, не смотря на кризис, ресурсами, которые, впрочем, не так уж велики, по отношению к масштабу задач, которые ставит перед собой Виктор Пинчук. Тут ситуация также стабильна, за год директорства Экхарда Шнайдера стратегия и иерархия предпочтений основателя PinchukArtCentre не изменились.

Потеря года

РЕКЛАМА:

Отвечая на вопрос "Украинской правды. Жизни" о значительных событиях в украинском современном искусстве уходящего года, большинство экспертов говорило о смерти художника Александра Гнилицкого.

Александр Соловьев, куратор PinchukArtCentre:

"О значительности я бы не говорил, разве только в связи со смертью Александра Гнилицкого как значительной потере для украинского современного искусства".

Александр Гнилицкий
Александр Ройтбурд, художник:

"Событие года - уход Гнилицкого. Эту утрату мы до конца даже не осознали".

Никита Кадан, художник:

"Он был среди тех, на ком держалась шаткая конструкция украинского современного искусства, кто создавал уровень. И снова вопрос об отсутствии работ художников этого поколения в музеях..."

Общие впечатления. Без иллюзий

Часто и позитивно эксперты "Украинской правды. Жизни" отзывались о выходе украинских художников на международные аукционы Sotheby's и Phillips de Pury. Положительные отзывы соседствовали со скепсисом, когда речь шла о премии PinchukArtСentrePrize для молодых украинских художников.

Значительно реже вспоминали об отдельных выставочных проектах. Выходит, что даже в профессиональной среде доминирует такой спортивный, состязательный интерес к искусству.

Лидер опроса - выставка "Украинская Новая волна" в Национальном художественном музее. Речь не идет о качестве экспонирования, а факте запоздалого признания главным художественным музеем страны лучшего периода в современном украинском искусстве.

Реже упоминались другие проекты: Украинский павильон на Венецианской биеннале, "Погляды" - проект междисциплинарного объединения "Худсовет", участие Станислава Волязловского в основной экспозиции Московской биеннале, художественная часть "Гогольfest", выставка "Три истории" - спецпроект галлереи "Коллекция" на "Арт-Москве", выставка группы Р.Э.П. в Загребе, "Арт-Киев", выставка "Худфонд" Олега Тистола в Московском музее современного искусства, выставка "Упорно" в галерее "Ателье Карась".

Особым пунктом проходят арт-скандалы: поджег "Я-Галереи" Павла Гудимова, арест Александра Володарского за перформенс, имитирующий коитус перед Верховной Радой, и разгром инсталляции выставки "Новая история" - участника конкурса фонда "Эйдос" - дирекцией Харьковского художественного музея.

Наступление цензуры, было названо одним из факторов 2009 года. Кроме того, эксперты указывали на тенденции, которые так и не удалось переломить в уходящем году: институциональную слабость, невнятность культурной политики и полное отсутствие образования в области современного искусства.

Тенденция в профессиональной среде - галереи не имеют круга постоянных художников. Художники кочуют из галереи в галерею, при чем это касается не только звезд поколения 80-90х, но молодежи. В конечном итоге, такое непостоянство во вред всем. Хотя понятно, что у галерей нет достаточных ресурсов, необходимых для стабильного партнерства.

Артем Волокитин, художник, победитель премии PinchukArtСentrePrize

"Не берусь анализировать арт-процесс Украины. Мне кажется, для этого я должен прожить еще лет десять. Могу сказать, что система художественного образования не достаточно эффективна. А из положительных моментов - к работам художников стали проявлять больший интерес.

Другой вопрос - причина этого внимания: то ли это живой интерес к творчеству, идеям и красоте, или искусство - это предмет бизнеса. Но, так или иначе, для меня работа над проектами является необходимостью и я рад, что имею возможность заниматься любимым делом".

Артем Волокитин (слева) и Дамиэн Херст
Олег Сидор-Гибелинда, искусствовед, арт-критик, тоже не питает иллюзий:

"Ответить могу лишь с добавлением непременной приставки "не". Не-Р.Е.П. Не-укр-Венеция-2009 (прим. - речь идет об украинском павильоне на Венецианской биеннале). Не-молодняк щедро, слишком щедро награжденный нашим главным меценатом. Современное искусство - увы! - все теснее срастается с гламуром и капиталом, капиталом и гламуром...".

Людмила Березницкая, галерист, президент фонда "Эйдос"

"Событий было много, но ничего существенного. Пока у нас нет единой стратегии, для того, чтобы делать поистине замечательные события. Все сомневаются и идут на поводу у иностранных авторитетов, которые на самом деле авторитеты не больше нашего.

Наша провинциальность - наш грех и наше преимущество. К тому же наше мнение вполне в контексте, потому что каждый из нас, деятелей искусства, не только много видел в силу своей профессии, но и, я надеюсь, умеет выбрать лучшее из худшего.

Для меня важнее всего тихий конкурс, который фонд "Эйдос" провел в десяти музеях Украины. Это было вторжение в запретную и консервативную зону - музей, где столкнулись молодые и зрелые, новые деятели и их предшественники. Именно там произошли социально и политически значимые события, которые будут иметь последствия в нашей украинской истории, поскольку заставили многих посмотреть на себя со стороны".

Аукционы. "Железный занавес"

Удачными стали торги на Phillips de Pury. Чего, увы, не скажешь об итогах Sotheby's - провал отчасти можно объяснить "Железным занавесом" - законодательство о ввозе и вывозе культурных ценностей. Минувшей весной дирекция Украинского дома в очередной раз инициировала обсуждение этой проблемы, представителями арт-сообщества, чиновниками и депутатами. Депутат Станислав Олийнык, кстати, был щедр на обещания - к июньским торгам Sohteby's пообещал смену законодательства. Платить значительные суммы из украинских коллекционеров особо никто не стремится.

Евгений Карась, галерист, видит в этом положительные стороны:

"Первое пробное выступление Украины на ведущих мировых торгах ознаменовалось успехом без искусственной поддержки национальной буржуазии, за исключением уже ставшей регулярной поддержки меценатом Игорем Вороновым".

Sohteby's в отличие от Phillips de Pury делали ставку на украинских покупателей - в Киеве прошла предаукционная выставка.

Источники "Украинской правды. Жизни" отчасти объясняли ситуацию тем, что представители Sohteby's не слишком любезно обошлись с некоторыми украинскими коллекционерами - попросту не пригласили на прием. В целом, маркетинговый просчет усиленный неадекватным времени украинским законодательством привел к не самому лучшему результату - ожидания от первых украинских торгов Sotheby's были необычайно высоки.

Тем не менее, некоторым участникам украинского арт-процесса сам факт выхода на международные аукционы представляется вполне обнадеживающим.

Дарина Жолдак, директор галереи "Коллекция":

"Официальные ценовые рекорды на аукционах, а не мифические продажи "из-под полы" - свидетельство цивилизованного становления нашего арт-рынка. Случайные имена на западные аукционы не попадают. Ройтбурд за $ 97 000 - это серьезно".

Оптимизм в данном случае вполне оправдан. Дело в том, что именно галерея "Коллекция" поставила работы украинских художников на Phillips de Pury.

Между тем Алиса Ложкина, арт-обозреватель журнала "Топ-10", иллюзий не питает:

"Пока рано говорить о полноценном вхождении современного отечественного искусства в программу ведущих аукционных домов, равно как и о существенных успехах, но все же рекордная продажа работы Саши Ройтбурда на аукционе Phillips de Pury это прецедент.

Алиса Ложкина
Следует упомянуть и другое важное событие - первый аукцион современного украинского искусства, организованный отечественным домом "Золотое сечение". Предаукционная выставка была качественно сформирована, были отобраны интересные лоты.

Но эстимейты (прим. - предварительная ориентировочная стоимость), на мой взгляд, были на порядок завышены, и аукционный дом, ранее специализировавшийся на продаже антиквариата и соцреализма, не подготовил свою клиентуру к восприятию современного искусства. В результате было продано всего около 10 процентов работ, что, безусловно, преждевременно назвать победой".

Официально самый дорогой украинский художник Александр Ротйбурд от оптимизма далек:

"Выход украинского искусства на аукционы, безусловно радует, но сам художественный процесс в стране стал еще скучнее. Нет больших проектов и больших идей".

Пинчук или смерть. Киндерсюрприз

В 2009 году в PinchukArtCentre продолжил следовать обозначенному вектору гламурного арт-культуризма внутри Украины. Что касается далеко идущих планов - было объявлено о том, что планируется строительство музея в центре Киева.

Под конец года стали очевидны западные амбиции Виктора Пинчука - учреждение международной премии для молодых художников Future Generation Art Prize. Понятно, что критиков его стратегий и вкусов более, чем достаточно.

Александр Ройтбурд:

"PinchukArtCentre разочаровывает пафосной попсой и колониальным подходом".

Александр Ройтбурд

Алиса Ложкина:

"Виктор Михайлович осилил в этом году сразу три статусных проекта, которые определили облик украинского арт-пространства образца 2009 года - гигантскую выставку Демиена Херста, украинский павильон на Венецианской биеннале, а также конкурс молодых художников PinchukArtCentrePrize.

Другое дело, что вызывает вопросы сама политика арт-центра Пинчука, которая в последнее время приобретает все более отчетливые признаки колониальности и характеризуется полным отсутствием академического подхода.

Что касается Венецианской биеннале, в ситуации, когда единственным компетентным куратором в Украине остается Александр Соловьев (последовательно затираемый иностранными кондотьерами PinchukArtCentre и даже не включенный в состав украинской делегации в Венецию), Кличко-куратор стал абсурдистским символом того подхода к современному искусству, который характерен для главного арт-центра Украины".

Любовь к вышедшему из моды Херсту еще долго будет поводом для язвительных замечаний. Однако, при всех экспозиционных минусах, выставка Демиана Херста в Украине - позитивное явление, потому что дает представление о том неоднозначном месте, которое занимало современное искусство полтора докризисных десятилетия.

И то, что местную буржуазию с ее местечковыми представлениями о статусе, вынудили смотреть на непонятное им искусство - факт отрадный.

Однако, замечу что при всех положительных сторонах деятельности PinchukArtCentre, неприятность заключается в том, что альтернативы в Украине не существует. Из украинских олигархов искусство настолько больше никто не любит. Государство конкурировать не может, достаточно вспомнить то недоразумение, в которое превратился "Мыстецкий Арсенал".

Премию PinchukArtCentrePrize для молодых украинских художников большинство воспринимает все же позитивно, хотя выбор жюри взбудоражил арт-сообщество. Но так происходит с любым конкурсом, когда нет очевидного лидера, а его не было.

Результаты - следствие вкусов жюри и компромиссов между его членами. Присуждение премии Польского института в прошлом году Алевтине Кахидзе как лучшему молодому украинскому художнику в прошлом году тоже вызывало критику.

Евгений Карась:

"При том, что премия поддержала холеный эстетизм, нельзя не отметить ее международную авторитетность и значимость".

Алиса Ложкина:

"Результаты вручения PinchukArtCentrePrize, которые стали большой неожиданностью для местного сообщества, ведь международные кураторы не отметили никого из молодых художников-фаворитов отечественной арт-среды".

По большому счету, если и критиковать PinchukArtCentre за что-то, так это за отсутствие серьезных образовательных проектов.

Для сравнения московский "Гараж" - институция, находящаяся в той же весовой категории, что и PinchukArtCentre - уделяет этой сфере значительно больше внимания, помимо лекций и дискуссий, есть детские программы.

Скажем, к выставке Энтони Гормли был издан специальный буклет посетителей дошкольного и младшешкольного возраста. Образование и могло бы уравновесить тот агрессивный брендинг PinchukArtCentre, который раздражает многих гораздо больше гламура на выставках заезжих арт-звезд.

Довольно странно, и то, что при таких глобального масштаба амбициях основателя, нет ни журнала, ни интернет-ресурса, ни даже программы в телехолдинге Виктора Пинчука.

В поисках альтернативы

2009 год, дает ответ, на то, что остается в пространстве альтернативы гламуру и официозу - робкие попытки ЦСИ при НаУКМА, несколько лекций, на протяжении года сделанных при поддержке фонда "Эйдос", фонда Наталии Жеваго и опыты самоорганизации для осуществления проектов в среде молодых художников.

В последнем Олеся Островская, куратор, руководитель проектов направления "Культурное наследие" фонда Рината Ахметова "Розвиток України" видит позитивные изменения:

Олеся Островская
"Важлива тенденція року - прагнення художників будувати свої власні інституції й об'єднання. Група Р.Е.П. ініціювала дискусійне об'єднання Худрада, котре складається з активістів із різних дисциплін. А Худрада курувала виставку "Погляди".

Група SOSка заснувала самоосвітню програму "Клас". Художниця Алевтина Кахідзе спільно з Володимиром Бабюком - приватну міжнародну мистецьку резиденцію в селі Музичі під Києвом. Варта уваги й ініціатива "ЛабГараж". Ціла низка проектів цього року мала сильну освітню складову".

Никита Кадан

"Важные события это: Выставка "Взгляды" организованная Худсоветом - кураторской группой, в которую входят молодые художники, архитекторы, публицисты, литературоведы, политические активисты.

В таком объединении методом кураторской работы становится дискуссия, в которой встречаются разные области знания и опыта. Во "Взглядах" - самоорганизованной малобюджетной выставке - есть большая потенциальность, некий возможный путь развития художественной ситуации. Для украинского искусства такое - большая редкость".

Никита Кадан. Фото Сергея Полякова
Заслуживает внимания стратегия куратора Владимира Кадыгроба - использование нестандартных помещений, как правило, будущих магазинов, для проектов молодых художников.

По сути, симбиоз искусства и PR-технологий. Художники и куратор получают ресурс для создания проекта, владельцы облагораживают свой бренд близостью с прекрасным. Подобную изобретательность можно приветствовать, но проблемы с кризисом площадок и отсутствием ресурсов необходимых для некоммерческих проектов она не решает.

Короткое, но запомнившееся полугодичное существование альтернативной галереи на Пейзажной аллее LabGarage - с одной стороны самое обнадеживающее событие, так как живая среда вокруг площадки возникает очень быстро, так и самое печальное - молодым художникам не хватает навыков для борьбы за место под солнцем.

Арт-прогнозы 2010

Прогнозы в искусстве дело неблагодарное. Тем не менее, некоторые эксперты довольно уверенно описывают ближайшее арт-будущее.

Евгений Карась: "Вне Украины ситуация стабильна. Прогноз для Украины непредсказуем. Позитивные сдвиги накладываются на рыночную депрессивность и государственную безответственность. Искусство по-прежнему будет катиться в область развлечений и превалирование рыночных ценностей.

Дальнейшее разрушение институциональных авторитетов (фестивали, музеи, кураторы). Техническое совершенство посредственного искусства сделает невозможным отличие посредственного от глубокого. Места оплота сущностного в искусстве сместятся в страны с драматичной историей, пережившие войну, тоталитаризм и экономическую депрессию (Восточная Европа, Балканы, Латинская Америка).

Никита Кадан:

"В следующем году будет интенсивной международная выставочная деятельность украинских молодых художников - сужу по уже поступившим предложениям и известным мне планам коллег. Надеюсь, что продолжится процесс музеефикации украинского современного искусства, что, в свою очередь, должно привести к реформам в музеях.

Из интернациональных событий обещает быть интересной "8 Манифеста" - ее кураторами будут художественные и междисциплинарные коллективы, тоже такие себе худсоветы".

Трудно понять, с чем связан оптимизм Павла Гудимова (он прогнозирует возникновение приватных культурных институций не только в столице и появление нескольких разумных меценатов). Владимир Кадыгроб с ним солидарен - станет лучше. Александр Ротйбурд - категорически нет: "прогноз на 2010 - то же самое болото".

Олеся Островская:

"Думаю, наступного року ми побачимо нові ініціативи на стику мистецької акції й політичного активізму. Можливо, все більш помітну критику такого типу мистецької дії. А на тлі фальстарту премії PinchukArtCenter, цікаво буде побачити, хто отримає Премію Малевича, котру що два роки присуджує Польський інститут".

Алиса Ложкина:

"Надеюсь, что в 2010 мы увидим новую волну украинского авангарда или хотя бы станем свидетелями формирования художественной среды, не только альтернативной рынку, но и альтернативной вялым институционально лояльным имитациям левого радикализма, ростки которых таким буйным цветом расцветают сегодня на руинах отечественных независимых институций.

Хочется увидеть не политологию в красках, а настоящее искусство, сбивающее с ног силой своей выразительности, "новую волну" - веселую и пассионарную, которой так не хватает украинскому искусству".

Полагаю, что украинскому искусству не хватает разнообразия. Чем больше будет самых разнообразных проектов, как с либеральной, так и с левой идеологией, чем больше появится галерей, фондов и, главное, опытов самоорганизации в художественной среде, тем больше шансов появления "сильнодействующего" украинского искусства.

Фото "Украинской правды. Жизнь" и PinchukArtCenter

Реклама:

Головне сьогодні