Берлинале 2010: Вкус меда

17
22 лютого 2010

В Берлине завершился юбилейный 60-й международный кинофестиваль. Жюри под председательством режиссера Вернера Херцога сделало на удивление взвешенный выбор, распределив награды между основными фаворитами конкурсной программы. 

Драмы маленького человека, рефлексии на тему исламизации Европы, триумф семейных ценностей в том числе в среде секс-меньшинств - вот, пожалуй, основные тенденции юбилейного Берлинале. В целом драматургию главной программы можно определить как основательную, но довольно скучную. Имена звезд мировой режиссуры Чжана Имоу, Романа Поланского, Мартина Скорсезе придают респектабельности, но представленные работы едва ли тянут на новое слово в искусстве.

Впрочем, отборщикам Берлинале все же удалось сделать настоящий сюрприз синефилам и ценителям современного искусства - самая загадочная персона стрит-арта художник Бэнкси дебютировал в кино фильмом "Выход через магазин подарков".

Общество зрелищ

Сказать, что берлинцы любят кино, - ничего не сказать. На протяжении всего Берлинале в кассах около фестивального центра на Потсдамер Платц дни на пролет стоят длиннющие очереди. Лавку, где продаются сувениры с фестивальной символикой, тоже осаждает толпа синефилов. Поклонники терпеливо ждут кинозвезд около красной дорожки Дворца Берлинале и толпятся под пресс-центром, и это несмотря на то, что зима по берлинским меркам выдалась очень холодной.

В кинотеатрах аншлаги, завершение фильмов публика приветствует бурными аплодисментами, хотя в городских кинотеатрах на коммерческих сеансах показывают фильмы далеко не всегда легкие для восприятия. Для режиссеров общение со столь доброжелательной берлинской публикой - настоящее счастье.

Вручение "Золотого медведя" в номинации "Лучший фильм". Награду получила картина "Мед"
За праздничным фасадом, на кинорынке с утра до вечера идет напряженная работа продюсеров и дистрибуторов. Берлинале - один из трех самых влиятельных кинофестивалей мира. Победа на фестивале открывает для фильма прокатные перспективы, артхаусное кино давно превратилось в индустрию.

Говоря языком маркетинга, Берлинале - сильный бренд. Чтобы были понятны масштабы: церемонию награждения лауреатов Берлинале посмотрели миллион зрителей. А собственно, бренд Берлинале с момента падения Стены - ни что иное, как мультикультурализм: этнический, национальный, религиозный.

Но изучить эту тщательно составленную карту мультикультурности за десять дней невозможно: чтобы отсмотреть всю программу Берлинале, в которой сотни фильмов, потребуются месяцы. Проблема заключается в том, что несмотря на быстроменяющийся мультикультуный мир, новых историй все меньше и меньше. В том числе и из-за политики крупнейших фестивалей. Артхаус оказывается не менее консервативной зоной кино, чем мейнстрим. 

Искусство возможного

Председательство жюри Вернера Херцога грозило обернуться каким-нибудь радикальным или даже скандальным решением, но в итоге привело к вполне зрелому искусству компромисса. Впрочем, радикализм нынче иного свойства, не столь очевидного как прежде. В конце концов жюри сделало то, на что не решилась дирекция Берлинале, так и не рискнувшая открыть фестиваль фильмом Романа Поланского "Писатель-призрак".

"Серебрянный медведь" за лучшую режиссуру достался Роману Поланскому 
"Серебрянный медведь" за лучшую режиссуру достался Роману Поланскому. Разумеется, Поланский, ныне пребывающий под домашним арестом в Швейцарии, фестиваль посетить не смог. Едва ли из всей конкурсной программы "Писатель-призрак" лучшая режиссерская работа, "Серебрянный медведь" - жест поддержки режиссеру, угодившему на старости лет в кафкианские сети судебного процесса.

Повороты биография Романа Поланского - один из самых захватывающих сюжетов в мировом кино. Чего увы не скажешь о его фильме "Писатель-призрак". Главный герой в исполнении Ивана МакГрегора устраивается биографом к британскому премьер-министру (Пирс Броснан). Новое место работы превращает писателя в детектива, при чем весьма настойчивого.

Кадр из фильма "Писатель-призрак" 
"Писатель-призрак" - кино старомодное, при всей присущей Поланскому ироничной дистанции. Не раскрывая сюжетных перипетий, потому что фильм определенно попадет в широкий кинопрокат, замечу, что кино вполне было бы разоблачительным, если бы снималось в 50-е.

Гнуть свою линию

"Золотой медведь", а также приз Экуменистического жюри достался турецкой картине "Мед" Семиха Капланоглу, и тут нужно отдать должное жюри, вполне заслужено.

 

"Мед" - это последний фильм трилогии, посвященной поэту Юсуфу. Интересно, что Каплоноглу снимал этот цикл в обратной хронологии, и "Мед" - это эпизод из детства поэта.

Юсуфу всего 7 лет, его отец занимается добычей лесного меда и гибнет в результате несчастного случая. Снятый в живописных осенних пейзажах горной Турции, фильм перекликается с наследием Тарковского и Параджанова. Медитативный темпоритм, архетипические образы искушают интерпретациями - в суфизме мед является символом третей формы познания - изучением опыта пророков и мистиков.

 
"Мед" безусловно выделяется на фоне других фильмов конкурса, но при всех его кинематографических достоинствах, значительно уступает тем образцам авторского кино, которым наследует. И если воспринимать фестиваль как место, где не просто награждают лучшие фильмы, но указывают вектор развития кино, то очевидно, что будущее видится в прошлом - золотом веке кинематографа 60-70-х годов.

Интересно, что в кулуарах и ежедневных рейтингах критиков журнала Screen в качестве возможных победителей назывались фильмы из стран, где ведется поиск новой киноидентичности - Румынии и России.

Румынская картина "Когда хочется свистеть, я свищу" Флорин Сербан получила две награды: "Серебрянного медведя" - специальный приз жюри и приз имени Альфреда Бауэра за инновации. Без румынского кино нынче кинофестиваль не кинофестиваль.

Румынская картина "Когда хочется свистеть, я свищу" Флорин Сербан получила две награды 
Особенность новой румынской волны в ее социальной направленности и гиппереалистичной стилистике. Действие экзистенциальной драмы "Когда хочется свистеть, я свищу" разворачивается в тюрьме, главному герою до выхода на свободу остается совсем немного, однако конфликт с матерью лишает героя способности рационально поступать. 

Румынская короткометражная картина "Клетка" Адриану Ситару стала одним из лауреатов конкурса короткого метра. Комедийная история небольшого семейного конфликта между отцом и сыном вопреки протестам отца, выхаживающим раненного голубя. Опять-таки детализированное погружение в среду, исключительно точный кастинг, и создается впечатление, что еще немного и герои шагнут в зал.

Вообще румынское кинематографическое чудо, с учетом украинских реалий, заслуживает особого изучения. Фактически Новая румынская волна возникла на пустом месте, в стране, где отсутствовала индустрия, не было сильной киношколы, и тут вдруг один за другим стали появляться фильмы, за которыми гоняются отборщики крупнейших фестивалей. В этом кстати есть некоторая опасность, румынское кино рискует стать заложником собственной эстетики.

Новое российское кино пока пребывает в поиске собственной идентичности. Если с коммерческим кино все более-менее понятно - его снимает поколение американистов, то в артхаусе порой можно проследить связи с советским кино. Как, к примеру, у Алексея Попогребского в фильме "Как я провел прошлым летом" - истории противостояния двух полярников, несущих вахту на метеостанции.

Кадр из фильма "Как я провел прошлым летом" 

Российское кино в конкурсе Берлинале - большая редкость и удача. А если учесть, что приз лучшее исполнение мужской роли поделили актеры Григорий Добрыгин (он же исполнил главную роль в фильме "Черная молния") и Сергей Пускепалис, то и вовсе можно считать триумфом.

Павел Костомаров получил приз за лучшую операторкую работу 

Курьез, что "Серебрянный медведь" за лучшую операторскую работу достался Павлу Костомарову, который хотя выступил оператором фильма, является режиссером документального кино.

Присуждение второстепенных наград тоже является выражением поддержки со стороны жюри. А то, что фильм был фаворитом в среде англоязычных критиков, приводит к неутешительному выводу, советское кино они знают плохо или просто не знают, поэтому "Как я провел прошлым летом" представляется аттракционом небывалой экзотики.

Кадр из фильма "Как я провел прошлым летом"  

Женское счастье 

"Серебрянный медведь" за лучшую женскую роль достался японской актрисе Шинобу Терадзиме за роль в фильме "Гусеница" Кодзи Вакамацу.

Действие разворачивается в деревне во время второй мировой войны. Мужа главной героини война сделала инвалидом: все конечности ампутированы, он контужен и не может говорить. Режиссерское решение Кодзи Вакамаду откровенно спекулятивно - акцент сделан на откровенных сексуальных сценах и подчеркнутом физиологизме.

Кадр из фильма "Гусеница"

"Серебрянного медведя" за лучший сценарий к фильму "Вместе в разлуке" получил Ван Чуанан, который уже становился победителем Берлинале. В 2007 году Чуанань получил "Золотого медведя" за фильм "Свадьба Туи".

В мелодраматической картине "Вместе в разлуке" как и в "Свадьбе Туи" разыгран любовный треугольник. Через 50 лет герой решается на отчаянный поступок вернуться в континентальный Китай, для того чтобы увезти любимую женщину своей юности, которая десятилетия прожила в браке с другим мужчиной. Собственно этим фильмом и открывался юбилейный Берлинале. 

Медвежонок "Тедди" - традиционный приз за лучший фильм о сексуальных меньшинствах получила тоже весьма сентиментальная картина "Детишки в порядке" Лизы Холоденко - американского режиссера украинского происхождения.

Кадр из фильма "Детишки в порядке"

"Детишки" повествуют о трудностях среднего возраста в семье образцово-показательных лесбиянок, сыгранных блестящим тандемом Джулианы Мур и Аннетт Беннинг. Определенно, сентиментальность на юбилейном Берлинале отнюдь не порок.

Все фото berlinale.de

powered by lun.ua