Джазовые деконструкции Стивена Бернстина
Джазовый концерт американской группы Sex Mob, состоявшийся на днях в Киеве, не вызвал аншлага, как это было во время посещения других джазовых звезд, уже ставших регулярными, благодаря усилиям продюсерского центра "Jazz in Kiev".
Между тем это выступление было по-своему замечательным, так как музыку, прозвучавшую в этот вечер в Большомом зале Национальной музыкальной академии, осторожно выражаясь, в Украине услышишь не часто.
Стивен Бернстин и его группа Sex Mob - представители американской экпериментальной музыки. Бернстин - один из лидеров поколения музыкальных экпериментаторов, следующего за поколением Джона Зорна.
Коротко определить эту музыку трудно, поскольку она многосоставна и явно не желает вписываться в какое-то из привычных джазовых течений. Проще всего сказать, что это музыка-приключение, музыка, которую прежде всего интересно слушать.
Неожиданность, непредсказуемость - вообще принцип джаза как импровизационной музыки. Однако любая непредсказуемость рано или поздно обнаруживает свои границы, которые становятся привычными для публики.
Стивен Бернстин и Sex Mob в очередной раз пытаются раздвинуть границы музыкальной непредсказуемости, включая в развитие "темы" любые мыслимые музыкальные и немузыкальные звуки. Источником последних стал неожиданный для джазового ансамбля участник DJ Olive.
Жесткий, часто роковый ритм - то учащающийся, а то замедляющийся до похоронного марша и даже замирающий, - повторяющиеся музыкальные фразы или даже ноты (плюс весь диапазон звуков, которые можно ожидать от ди-джея - от дискотечных ритмов до криков и шумов), переходящие в напряженные импровизации, которые наконец разрешаются хитовой мелодией.
В анонсе концерта были обещаны "знаменитые "хулиганские" аранжировки хитов Los del Rio (Macarena), Курта Кобейна (About a Girl), Пола МакКартни (Live and Let Die), Мика Джаггера и Кита Ричардса (Ruby Tuesday)". Впрочем, я бы не назвал это "аранжировками" в том смысле, в каком обычно говорят об импровизациях на темы джазовых стандартов или популярных мелодий.
Так, кульминацией пятидесятиминутной композиции неожиданно стал (не обещанный в анонсе) знакомый с детства мотив группы ABBA Fernando. А завершающая композиция вращалась вокрут песни "Rolling Stoyns" Ruby Tuesday. (Кстати сказать, по признанию Бернстина, эти и другие мелодии он не выбирал специально. Они осели в его детской памяти раньше, чем он узнал об их источнике).
При этом исполнение самой мелодии скорее пародийно. Его, пожалуй, уместно назвать джазовой деконструкцией. Это ученое слово имеет простой смысл: разобрать, а потом собрать, но не обязательно в том же порядке и составе.
Концерт прошел практически на едином и неослабевающем дыхании (точнее, с двумя передышками). Отзывчивость аудитории, похоже, произвела впечатление на лидера Стивена Бернстина. Когда зрители спонтанно, без подсказки и просьбы начали ритмически хлопать на вторую и четвертую четверти во время импровизации басиста Тони Шерра на фоне молчания остальных участников группы, он с восторгом прокричал в микрофон: "Funky Ukraine!".
Вообще музыка Sex Mob полна изобретательности, остроумия и юмора, и каждый из участников вносит в это свою лепту. Двое солистов и неутомимых импровизаторов-деконструкторов - лидер группы Стивен Бернстин (слайд-труба) и Бригган Краусс (аль- и баритонсаксофоны).
Сам Стивен Бернстин считает именно юмор непременной составляющей музыки. О юмористических и деконструкторских склонностях музыканта свидетельствует и выбор его инструмента, который весьма редкий гость в современной музыке. Бернстин играет на кулисной трубе (slide-trumpet), т.е. трубе, в которой разные ноты извлекаются с помощью не вентилей (клапанов), а кулисы (U-образной трубки, знакомой по тромбону).
В этом же смысле символично и само название Sex Mob. По словам Бернстина, он придумал его случайно, но тут же понял, что это замечательное название, так как оно воплощает современную культуру: "Секс и гангстеры - это две вещи, которые есть в каждом телевизионном шоу и каждом фильме".
Кроме того, символичной показалась Бернстину и симметрия названия. Оно состоит из двух трехбуквеных слов с одной гласной внутри и двумя согласными по бокам: "Это миниизображение универсума". Не будет преувеличением сказать, что и музыка Sex Mob - это пародийный образ современного мира, воссозданного в звуке, или его деконструкция, т.е. мир, разъятый на звуковые части и собранный снова.
Джазовый флейтист Херби Ман, пытаясь объяснить чувство трудноопределимого единства перекрещивающихся джазовых ритмов, сказал: "Все, что вам нужно делать, это поймать волну, на гребне которой удобно держаться". Стивен Бернстин и его партнеры сумели не только удерживаться на гребне этой волны в течение двух часов, но и пронести на ней свой образ мира.
Все фото Макса Требухова