Ночь пожирателей искусства

В ночь с 28 на 29 мая в Киеве состоялся познавательно-увеселительный аттракцион под названием "Ночь в музее: Contemporary Kiev", во время которого 5 столичных галерей во главе с арт-моллом PinchukArtCentre работали до четырех утра и развлекали гостей экскурсиями, видеопоказами, встречами с художниками и галеристами, конкурсами и угощениями.

В ночном дозоре современного искусства Киева побывала Александра Кравченко.

Маршрут: PinchukArtCentre - Коллекция - Карась Галерея - Ludmila Bereznitska & Partner Gallery - Я Галерея на Хорива - Я Галерея на Волошской.

PinchukArtCentre. 21:00 - 22:20. Начало.

Всем киевлянам уже известно, что как театр начинается с вешалки, PinchukArtCentre начинается с очереди. В этот раз, вечером 28 мая, желающие провести Ночь в музее выстроились чуть ли не до памятника Ленину - просто дух захватывало при виде этой голодной до искусства толпы.

Внутри персонал PinchukArtCentre и десяток отважных посетителей, пожелавших пройти без очереди, щеголяли в неглиже (предвкушавшие ажиотаж организаторы объявили, что будут немедленно пускать в арт-центр тех, кто придет в пижаме), что здорово смахивало на вечеринку в знаменитом нью-йоркском клубе "Кровать" и создавало праздничное настроение.

Два диджея у входа в PinchukArtCentre поддерживали боевой дух гигантской очереди

Выглядывая, не появится ли где сам Виктор Пинчук в ночном колпаке, я поднялась на 5 этаж, где должна была начаться встреча с известным киевским художником и одним из двух украинских участников выставки "Сексуальность и Трансцендентность" Ильей Чичканом.

Проект Чичкана "Защитники", выставленный на 5 этаже PinchukArtCentre, был сделан в 2001 году. Украинские военные в форме, не подозревая о коварных замыслах художника, имитировали позы моделей с известных журнальных снимков.

Илья начал встречу рассказом о том, как ему удалось заставить суровых защитников отечества принять нужное ему положение перед камерой.

Лейтенант, запечатленный в позе развратно изогнутой обнаженной девушки из рекламы духов Opium, оказывается, был уверен, что изображает предсмертные корчи раненого. А вот - прапорщица из "римейка" рекламы парфума Deep Red, которую, выясняется, попросили представить себя пантерой перед прыжком.

Вот так Чичкан в самой что ни на есть настоящей реальности закрытого военного городка соединил каноническую иконографию современной сексуальности - характерные соблазнительные позы моделей глянцевых журналов - с еще одним, более древним фетишем - военной формой с ее риторикой власти.

Впрочем, исключительное чувство юмора и хулиганские провокации - это фирменный ингредиент "чичканизма", который проявляется не только в искусстве.

Пижама-party в PinchukArtCentre

Как всегда обаятельный, Чичкан острил, балагурил и задорно матюкался прямо в десяток телекамер, пока одна из барышень все же не выдержала, спросив зачем он пытается эпатировать всех матом.

В ответ Чичкан процитировал отрывок из пьесы самого известного украинского матерщинника Леся Подервянского, в котором, в частности, звучали слова "питання бл....кі ці за....ють мене". Возможно - намек, возможно - совпадение.

Тем временем, тремя этажами ниже в Инфоцентре началась настоящая забава - арт-квест, в ходе которого на экспозициях всех галерей-участниц "Ночи музеев" игрокам предстояло разыскать ответы на 15 вопросов.

Первым в списке значился такой: "какие сигареты курит Маша Шубина?". Те, кто еще не знал, что в Ludmila Bereznitska & Partner Gallery как раз проходит новый проект Маши "Поверхностная реальность", где и нужно было искать ответ, совершенно всерьез бросились ловить в коридорах ее гражданского мужа, Илью Чичкана, чтобы заодно расспросить и о сорте Машиного любимого мороженого, и о том, кошелек какой марки лежит у нее столе.

Соблазненные обещанными призами, стайки квестеров с энтузиазмом бросились на поиски ответов - таким вот остроумным образом организаторы позаботились о том, чтобы хоть кто-то не поленился объехать все локации.

Художник Илья Чичкан признался, что ненавидит Мону Лизу и Пикассо

"Коллекция". 22:30 - 22:40

Предоставленные госадминистрацией маршрутки не отличались швейцарской точностью в соблюдении расписания, но все же с горем пополам курсировали между галереями.

В "Коллекции" очередную шумную партию "пожирателей искусства" встречали двое парней, на расслабоне потягивающих пиво в компании своих лептопов.

Здесь можно было угоститься солеными фисташками и посмотреть на проект молодого львовского художника из Коста-Рики Андрея Галашина - живописца, скульптора и одного из финалистов недавней премии Pinchuk Art Prize. "15 минут славы" - сатира на правящие бал в умах современников идеалы вечной молодости и славы, которые Галашин представляет как навязанные нам шаблоны-пустышки, ведущие нас кривой дорожкой в противоположную от счастья сторону.

Картины и две небольшие скульптурки - все очень пестрое - изображают людей, в погоне за чужими мечтами ставших карикатурами на самих себя.

Мне особенно приглянулась работа, изображающая тушки упитанных купальщиков, зависшие в голубой невесомости бассейна в позах комичных и трогательных - хотя, если бы наш взгляд мог вынырнуть из глубины картины на поверхность, эти миляги наверняка оказались бы крикливыми русскоязычными туристами на каком-нибудь египетском курорте, где "все включено".

Андрей Галашин. Из серии "15 минут славы"

"Карась Галерея". 22:50 - 23:05

При входе в "Карась Галерею" интеллигентная пожилая дама - столь редкий типаж среди любителей современного искусства - недоуменно обратилась ко мне: "Простите, а где же выставка?!".

Впрочем, этот вопрос интересовал только ее, поскольку в этот момент у столика в углу возникла эффектно декольтированная особа в чепце (она изображала работницу столовой, поскольку тематическая вечеринка обыгрывала заводскую романтику) и принялась разливать из эмалированной кастрюли вкуснейший глинтвейн.

Думается, именно благодаря этому гости задержалась у Карася хоть сколько-то приличное время, поскольку выставка и правда не задалась. Не то чтобы Виктор Покиданец - недостойный художник, или серия "Бригада" (третья часть живописного нео-пролетарского цикла "Арт Пром") - непонятно что гигантских размеров 2 на 5 метров.

Дело в том, что столь монументальная "Бригада" съела все пространство камерной "Карась Галереи", а рассмотреть большинство работ можно было только фрагментами. А ведь "Арт Пром" - весьма интересный проект, который мог бы по-настоящему прогреметь в более подходящей экспозиции.

Виктор Покиданец. Из серии "Бригада"

Применяя соцреалистическую эстетику, Покиданец возвращает в искусство образ рабочего - некогда превозносимый в советском дискурсе, сегодня он обретается на задворках дискурса современного, игнорируемый не только художниками, но и новостийными хрониками, где теперь царят владельцы заводов-газет-пароходов, но никак не "стахановцы" или "ударники производства".

Ludmila Bereznitska & Partner Gallery. 23:10 - 23:30

В галерее Людмилы Березницкой, где в 9 вечера была встреча с живой Машей Шубиной, нас встречала живописная Маша - как известно, Шубина изображает только себя, и у этого правила почти нет исключений.

Над проектом "Поверхностная реальность" Маша работала в Гоа, где она уже который год зимует вместе со своим мужем Ильей Чичканом. Последний, к слову, тоже готовит свою отчетную выставку по Индии, которая совсем скоро, 4 июня, откроется в Шоколадном доме.

Автопортреты Шубиной на полотнах с индийскими логотипами - наивными и смешными в своем стремлении приблизиться к стандартам западной культуры потребления - метафорически изображают Машу, утонченную европейскую девушку, кожей впитавшую сумбурную индийскую реальность, где древнюю девственную культуру пытаются совратить пластиковыми ценностями Запада.

Нарисовав на дешевых кухонных клеенках различные артефакты нашей заразной цивилизации - флаконы дорогих духов, пудреницы Chanel, пробку от шампанского - в соседнем видео Маша тщетно пытается совершить символический акт очищения, оттирая свои же рисунки мыльной щеткой.

Маша Шубина. Из проекта "Поверхностная реальность"

В час ночи здесь должна была состояться встреча за чашкой чая с хозяйкой галереи и президентом благотворительного фонда развития современного искусства "Эйдос" Людмилой Березницкой, которая было спонсировала молодых художников и награждала кураторов, да недавно наконец одумалась сорить деньгами и официально объявила себя "скромной и бедной". Недавно "Эйдос" провел некий светский прием, посвященный "новому позиционированию фонда" под девизом "Скромное и бедное" - что бы это ни значило.

Как бы мне ни хотелось попасть на это безумное чаепитие, но на часах всего начало двенадцатого, и желтый микроавтобус уже поджидал у желтого корпуса Могилянки чтобы везти дальше - в арт-центр "Я Галерея".

"Я Галерея на Хорива". 23:40 - 00:20

В двух выставочных залах "Я Галереи на Хорива" расположилась выставка поэта и фотографа Александра Кадникова "Громкоговоритель", в создании которой также принимал участие известный график Павел Маков.

В первом зале - серия под названием "Артефакты", главным героем которой стали трусы. Трусы Кадникова хоть и не поют, но говорят - словно персонажи некого фетишистского комикса, они провозглашают со стен различные глубокомысленности, вроде "Родина - мать-одиночка" или "За...ла красота, не спасающая мир".

Рядом висят настоящие артефакты - оформленные совместно с Маковым винтажные портсигары, внутри которых, словно в медальонах, поселились тревожные картинки брутально препарированной телесности. Во втором зале с серией "Тактиль" внимание сразу приковывает большое панно из сотни сдобных сушек, развешанных на маленьких гвоздиках.

Александр Кадников, Павел Маков. Из серии "Артефакты"

Тем временем, на уютной террасе в глубине подольского дворика Павел Гудимов со стойкостью Геракла битый час дискутирует с толпой пытливой молодежи о насущных вопросах современного искусства.

Этот процесс настолько увлекал прибывающих слушателей (и особенно слушательниц), что до второй "Я Галереи" уже мало кто добирался.

Я Галерея на Волошской. 00:30 - 00:45

Художница Ирина Каленик - открытие Павла Гудимова, который в ходе своей программы "Генофонд" разыскивает новые украинские таланты.

Выставка "Кое-что about Dance" - довольно милая, но незатейливая компиляция разномастных танцоров, заснятых на видео, изображенных на полотнах и маленьких овальных эстампах.

Ирина Каленик. Из серии "Кое-что about Dancing"

PinchukArtCentre. 01:00 - 02:00. Конец.

Завершив галерейный маршрут, решаю заехать напоследок обратно в PinchukArtCentre, где в зале video-lounge можно посмотреть посвященные моде короткометражки журналистки и fashion-блоггера Дианы Перне.

В Sky Art Cafe - белоснежной "башне из слоновой кости", тщательно охраняемой одетым в черное охранником, роскошно одетые люди томно веселятся на модной вечеринке от журнала Elle.

Зал с видеоартом не пользуется популярностью - все пьют коктейли, болтают и танцуют возле бара, а какая-то парочка на диване в углу репетирует римейк происходящего тремя этажами ниже перформанса Тино Сегаля "Поцелуй".

Сразу видно, что большинство из них ни разу за вечер не покидали пределы 6 этажа - но в этом и нет ничего плохого. Совсем наоборот - просто замечательно, что за эти 7 ночных часов самые разные люди нашли себе занятие по вкусу - подростки и пожилые дамы, модники и умники, фуршетные тусовщики и те, у кого с современным искусством все серьезно - не на одну ночь.

Фотографии Владимира Шуваева (PinchukАrtСentre), арт центра "Я-Галерея", Ludmila Bereznitska & Partner Gallery

Александра Кравченко, культуролог
Реклама:

Головне сьогодні