Тест

Джаз Коктебель 2010: другая реальность

Завершился восьмой международный музыкальный фестиваль Джаз Коктебель 2010. За четыре дня - с 9 по 12 сентября - на Волошинской и Nu Jazz сценах выступили 34 команды и отдельных исполнителя, фестиваль посетили более 20-ти тысяч зрителей, которые приехали получить свою порцию магического настроения Коктебеля.

Дух музыки проникает в каждого, как только он попадает на берег моря, когда же на этом берегу открывается музыкальный фестиваль - место обретает совершенно непередаваемую энергетику, другую реальность. Нынешний джазовый форум ориентировался на последние достижения в современной импровизационной музыке, не брезгуя и прошлыми достижениями.

Из нововведений можно отметить уборку территории всей набережной, что было очень заметно, когда утром 9-го числа приезжаешь в практически вычищенный город 26-ю коктебельскими волонтерами.

В ближайших планах подключить города-спутники Коктебеля для разгрузки инфраструктуры поселения. Для этого были приглашены 25 основных туроператоров Украины.

Для тех, кто не смог вовремя купить билеты на концерты, была создана альтернативная сцена в кафе "Калипсо", где могли выступить уже в частном порядке как музыканты двух других сцен, так и просто желающие показать, на что они способны. "Когда за спиной у меня летели бутылки и стоял всеобщий ор, я подумала, что уже в аду", - отметила одна из девушек.

Стоит отметить первую коллаборацию Джаз Коктебеля и Jazz in Kiev, заключающуюся в том, что постскриптум после крымского фестиваля пройдет ряд концертов в Киеве. Было непросто успевать на концерты, но все же это реально, хотя и выматывающе.

Волошинская сцена

В этом году сцена так же была в саду дома Волошина, и нельзя не отметить, что организаторы угадали и место, и время - прекрасный звук, уютная, камерная сцена, которая, как и век назад, могла вполне вписаться в посиделки друзей Максимилиана Волошина. Впрочем, об этом свидетельствовал рисунок, который был фоном на самой сцене - "на память дому Волошина от джаз-банды".

Вадим Неселовский и Андрей Прозоров, Одесский дуэт

Открыл фестиваль одесский дуэт Вадима Неселовского и Андрея Прозорова. И прекрасное открытие: импровизируя с классическими произведениями, пятой симфонией Шостаковича, к примеру, ребята создали уникальную атмосферу недосказанности, умолчания, которое наполнило сад дома Волошина внутренней силой, магией. Это касалось и авторских произведений. Неохотно раскачиваясь, почти спотыкаясь, тема взрывалась и неслась над синими горами и морем.

Ялта Jam, которые чем-то напомнили Lush Life, смогли снять налет задумчивости и импровизационного полета одесского дуэта довольно понятными и забавными салунными мотивами, нежными балладами, а в конце так и совсем зажгли публику хитом "I Will Survive" в цыганской манере в исполнении Марьяны Соболь.

Марьяна Соболь

Дуэт Eskil Romme\Jens Ulvsand сыграл очень просто и нежно, напевая скандинавские мотивы, которые были изюминкой этого фестиваля.

Ярким завершением первого вечера на Волошинской сцене стал концерт Carsten Daerr Trio - настоящая немецкая качественная джаз-машина, которая таки может преподнести сложные вещи просто, это ощущалось даже по манере игры участников группы. Одна из композиций принадлежала шестилетнему ребенку, который играл на пианино "по-своему", а Карстен Даерр подслушал и потом сыграл, вышло чудесно.

Андрей Прозоров

Второй день выдался несколько смешанным: El Кравчук пел романсы Вертинского - его выступление стало успешным, бенефисом, можно сказать. Трио Виталия Ткачука с Андреем Прозоровым запомнились интересными авторскими работами; и Юрий Кузнецов в свойственной лирической импровизационной манере заворожил публику, а его аккомпанирование во время показа немого фильма "Аэлита" глубокой ночью на Nu Jazz сцене было настоящим откровением.

Вечерний концерт Карла Риттера многим был непонятен. Андрей Прозоров и компания смогли немного снять этот авангардный груз. Озадаченные слушатели подходили к Алексею Когану и чуть не требовали возвращения денег за билеты.

Алексей Коган

Третий день фестиваля на малой сцене ознаменовался этно-джазовыми мотивами Андрея Забавского, игравшего на балалайке, Mr. Udu - на барабанах с использованием электронной импровизации.

Вечерний концерт Пола Роджерса стал одним из тех случаев, когда нужно было выбирать: слушать его или бежать на Nu Jazz сцену, чтобы увидеть Эла Фостера в деле. Кто планировал посетить концерт Фостера в Киеве, вполне могли насладиться оригинальными разработками Пола Роджерса, известного своими импровизациями на уникальном семиструнном контрабасе.

Пол Роджерс

Эффектным завершение выступлений на Волошинской сцене был квартет Джерри Бергонци, плавно перешедший в Grand Jam Jazz Koktebel Jazz 2010, во время которого можно было увидеть и услышать всех участников фестиваля, пожелавших в свободной импровизационной форме оставить свой след на этой сцене.

Nu Jazz сцена

Сцена открылась 10 сентября. И сразу приняла на себя удар в виде FAERD trio & Jullie Hjetland - наивной наружности музыканты с Фарерских островов предложили коктебельской публике понять в принципе, какую музыку играют в далекой скандинавской стране. И приехали они с лучшим голосом Дании 2009 года Jullie Hjetland.

"Серебряная свадьба"

Кабаре-бэнд "Серебряная свадьба" показал практически всю прошлогоднюю программу, но уже в другой обертке - другие костюмы, другие номера. Страсть к переодеваниям и использованию различных предметов в своих выступлениях, по словам солистки Бьянки, идет от любви к кукольному и уличному театру, клоунаде и бутафории.

Легендарный "АукцЫон" продолжил массивный ход вечера под шум штормящего моря. Выступление оказалось специальным отчасти - все песни были известны, получилась сборная солянка, и песню "Зимы не будет" уже практически весь пляж пел вместе с музыкантами.

"АукцЫон"

И несмотря на то, что вылетал звук, порвался смычок у Владимира Волкова, и ему пришлось использовать вместо него барабанную палочку, и на то, что пришлось спасать от охраны вылетевших фанатов, желающих облобызаться с кумирами - концерт вышел душевным, по признанию самих музыкантов.

Под ритмы давно и хорошо известной "Даха Браха" русская роковая смесь сменилась аутентичным битом, который подогрел слушателей еще больше, а когда на сцену вышел Карл Фриерсон, публика и вовсе взорвалась, и как будто и не было нескольких часов концерта.

"Даха Браха"

А ведь это было еще не все - на сцене появилась группа "Аддис Абеба" и разлилась неспешным саундом по побережью. Казалось, что с ними - уже было много, после предыдущих групп просто не вмещалось все то, что было услышано. Но они отыграли, три раза выходили на бис, и готовы были играть еще "часиков десять".

Предпоследний день, конечно, запомнился выступлением квартета Эла Фостера - барабанщика, который был сердцем команды Майлса Дэйвиса на протяжении 17 лет. Мелодичный джаз Вадима Элинкрига от "This is love" до "Caravan" подготовил благодатную почву для выступления Фостера.

Квартет Эла Фостера

После пяти классических вещей Эл Фостер обратился к публике, начав разговор о том, что они неплохо поиграли, спасибо слушателям - и собрался уходить. Разумеется, его не отпускали. И как потом оказалось, больше, чем одну песню на бис они сыграть не могли - концерт сильно затянулся, и нужно было дать возможность выступить остальным группам еще до утра.

Стоит отметить мощный звук того вечера, отличный саксофон Эли Даджибри, который намеревался разорвать сцену своими сумасшедшими импровизациями, подогреваемые один из лучших барабанщиков.

Эли Даджибри

"Почетный гражданин Коктебеля" Карл Фриерсон вопреки собственным ожиданиям смог разогреть слушателей, которые к двум часам ночи уже подустали после "забав" с Олегом Скрипкой. Ожившие люди легко подхватили танцевальный ритм импровизаций Карла, начав то петь вместе с ним, то подыгрывать его придумкам (например, с коллективным фото).

Lissa Wasabi и белорусская группа CherryVata Crew & Руся завершили этот вечер под несмолкающие скандирования. Да, в четыре утра люди еще жаждали продолжения, и музыка их точно устраивала. ЧерриВата удивили сочетанием джемов с использованием семплирования и электроники с вокалом Руси.

Карл Фриерсон

Завершающий, солнечный, по-настоящему пляжный день отметился очень ненавязчивым и приятным, узнаваемым джазом группы Acoustic Quartet с Анной Чайковской и Карлом Фриерсоном.

Хочется отметить джазовое посвящение Майклу Джексону от Карла и "Акустик квартет". Культовый для многих поколений любителей музыки Далер Назаров с группой "Дети Памира" задал тон отдыху на пляже, закрыв своим выступлением Nu Jazz сцену в этом году.

Джерри Бергонци и ростовские музыканты

Очевидно, что фестиваль развивается и привлекает все больше и больше людей. Остается проблема инфраструктуры (жилье, освещение на улицах, водопровод), которую уже хотят решать за счет привлечения других городов и инвесторов.

Но все также неизменна энергетика фестиваля, где дух музыки опьяняет сам по себе. Где люди проживают какую-то маленькую жизнь внутри действа, оторванного и сказочного по своей сути. И, думаю, многие присоединятся выкрику из толпы одного парня из Днепропетровска: "Ребята, Коктебель никогда не закончится!".

Постскриптум

Самым ожидаемым послесловием Джаз Коктебеля было выступление квартета Эла Фостера в Киеве. Концерт проходил в камерной обстановке в "Мастер-классе", где ожидалась иная, нежели в Коктебеле, картинка игры.

Если на Nu Jazz сцене это выглядело мощно (звук, сцена, много людей, пространство вокруг), то в Киеве - по-домашнему уютно. Но в обоих выступлениях осталась какая-то недосказанность.

Эл Фостер смог только отчасти передать свое великое джазовое послание нашей публике. В Коктебеле не было времени, чтобы выступить больше, хотя зрители были заведены до предела и стоял сумасшедший гул, аплодисменты и скандирование "Фостер, Фостер!".

В Киеве, по словам Эла Фостера, был плохой звук на его барабанной установке и такое впечатление, что слушатели в зале тоже не особо прониклись игрой (публика как будто не jazz-in-kiev), может, было свежо воспоминание о поддержке бэнда в Коктебеле.

Необычно видеть лидером команды барабанщика, волей-неволей прислушиваешься именно к его игре, и не зря. Мощный саксофон Эли Даджибри, который в основном солировал и выдавал достаточно агрессивные импровизации, подогревался именно этой ударной установкой.

Мягкая игра и аккомпанемент Адама Бирнбаума делали его почти невидимым, но очень нужным и своевременным. Контрабас Дугласа Вайсса время от времени оставался один на один с установкой Эла Фостера, которая заряжала его энергией для импровизации и утихала, и делалось это очень тонко. Прозвучали как известные стандарты, так и авторские вещи Фостера, разумеется, не обошлось без темы Майлза Дэйвиса.

Эл Фостер был немного расстроен, что не вышло показать игру, которую он наверняка хотел показать. И это скорее расстройство от такого стечения обстоятельств.

Фото Антона Шевелева, Андрея Максимова и Алексея Карповича