Итоги арт-года: гламур и дискурс

2010 год - мнение представителей арт-сообщества в шкале - от нействойственного арт-сообществу оптимизма, до ставшего привычным критического взгляда. Очевидно, что событий в украинском арт-процессе стало больше, правда, качество многих из них оставляет нам всем желать лучшего.

Уходящий год стал приносить плоды, посеянные Виктором Пинчуком. Очевидно стало, что если бы Виктор Михайлович меньше любил себя в искусстве, но больше искусство в себе, украинский арт не накрыла бы волна уцененного отечественного гламура и череды симуляций.

Думаю, что главным символом этого года могло бы стать изображение совместно позирующих перед телекамерой художника Ильи Чичкана и персоны non grata в современном искусстве, "светского льва" - Сергея Пояркова. Пока ниже Чичкана еще никому не удавалось упасть. Впрочем, грядущая Венецианская биеннале может эту планку опустить еще ниже.

Если говорить об экономике современного искусства, год уходящий был гораздо более урожайный, чем предыдущие два, как для поколения-"звезд" - художников периода Новой украинской волны, так и для молодых дарований.

Это касается и аукционов, количество которых растет, как грибы после дождя, продаж через галереи, продаж напрямую из мастерских художников. Последнее свидетельствует о том, что украинская галерея наиболее слабое звено арт-процесса. А кому-то из галеристов не хватает финансовых ресурсов, у кого-то понимая, для того чтобы обеспечить постоянный круг художников контрактами. Поэтому художники по-прежнему кочуют из галереи в галерею.

"Арт-звезды" продолжили тиражирование своих прежних достижений, "арт-молодежь" тоже ничем значительным не порадовала, хотя в последнем случае, вполне возможно, что накапливается критическая масса и в ближайшие 2-3 года ситуация изменится в лучшую сторону.

Прогнозы - штука не благодарная, но по всей вероятности прорыв если где-то и состоится, то в среде, которая формируется вокруг Центра визуальной культуры НУКМА - месте притяжения молодых художников с левыми политическими взглядами и гражданских активистов.

Сильная сторона Центра визуальной культуры в том, что это действительно реальная площадка для междисциплинарной коммуникации, на которой обсуждают действительно актуальные вопросы. Здесь заинтересованы в создании дискурса, а не его симуляции, как к примеру в PinchukArtCentre.

"Украинская правда. Жизнь" предложила участникам отечественного арт-процесса поделиться своими наблюдениями за тем, что происходило в украинском современном искусстве в 2010 году.

Павел Гудимов, "Я Галерея"

В целом этот год я считаю достаточно спокойным. Из событий, которые приятно порадовали, - то что надежда на начало децентрализации культурных процессов потихоньку оправдывается: открытие "Изоляции" в Донецке, арт-центра Я Галерея в Днепропетровске, активизация галереи "Ленин" в Запорожье, арт-центра "Квартира" в том же Днепре, множество галерей в Одессе... Позитивная тенденция, которая, надеюсь, будет развиваться и далее.

Из основных тенденций 2010 года я бы отметил следующий институциональный бум: арт-центр Я.Гретера, Центр современного искусства М17, обновленный Музей современного искусства на Глубочицкой, Фундация ЦСМ на новом месте - и это только если говорить о Киеве.

Тем не менее, при таком количественном росте и серьезных амбициях учредителей, уровень институциональной кураторской работы по-прежнему достаточно слабый: спонтанные проекты ни о чем, без особой проработки темы, зацикленные на нескольких "горячих" вопросах: молодые художники, коммерческое-некоммерческое, классики современного искусства.

В продолжение разговора об институциях важно вспомнить также презентацию Музейного комплекса "Мыстецкий Арсенал" с новой командой руководителей и менеджеров. С Арсеналом у многих, в том числе и у меня, связаны большие ожидания - ожидания музея. Но пока мы видим коммерческие ярмарки, которые продолжают темы, начатые в Украинском доме.

PinchukArtCentre делает попытки стать ближе к народу. В этом году чего тут только не проходило: неоднозначные круглые столы, поэтически-музыкальные вечера, субботние беседы о художниках, детские воскресения и прочие так называемые образовательные инициативы.

Удивление года - выставка FutureGenerationArtPrize в том же PinchukArtCentre - неожиданный выбор авторов и неожиданная первая премия, но однозначно необходимый и интересный для Украины проект.

Олеся Островская, куратор, руководитель проектов направления "Культурное наследие" фонда Рината Ахметова "Розвиток України"

Cкладно визначити якусь основну подію в мистецькому процесi, але легко назвати основне явище мистецького процесу. Це он-лайн журнали про мистецтво "Коридор", "Art Ukraine".

Поява цих журналів означає пожвавлення інтелектуального клімату в мистецтві. Основними ж тенденціями я б назвала, з одного боку, активізацію діяльності малих незалежних формацiй Tanzlaboratorium, Центр візуальної культури, Фундація Центр Сучасного Мистецтва.

А з iншого - активізація низки цiкавих молодих критикiв мистецтва: Тамари Злобіної, Ольги Балошової, Лізи Герман.

Крiм цього, окремо треба сказати про значне покращення програми Нацiонального художнього музею України, залучення сучасних мистецьких явищ до програми. Як на мене, позитивнi змiни в Нацмузеї - ключова рiч як у музейництвi, так i в мистецтвi.

Арсен Савадов, художник

Событие - открытие "Мыстецкого Арсенала". На Наталье Заболотной теперь большая ответственность, станет ли Арсенал местом органичного развития украинского искусства, сможет ли избежать различных культурных болезней.

Современному украинскому искусству нужно расти, антикварный рынок показывает куда более интересную игру. Художник должен быть индикатором времени, а не вещдоков.

Ситуация в украинском искусстве тяжелая - идей нет. Вот в чем вопрос.

Александр Соловьев, заместитель директора по выставочной деятельности Музейного комплекса "Мыстецкий Арсенал"

Лучшее событие, на мой взгляд, выставка "Якщо. Если. If. Украинское искусство на переломе" в пермском музее современного искусства.

Позитивная тенденция - все повально ринулись выставлять "новых" молодых.

Не имею в виду, к примеру, группы Р.Э.П. или SOSka с ними, как с мадам Грицацуевой - "молодая была уже не молодая", поскольку они не только художники, уже утвердившиеся на украинской сцене, но художники во многом и определяющие ее сегодняшнее лицо.

Негативного в этом то, что вал преимущественно носит конъюнктурный характер, который, к сожалению, пока не в состоянии родить действительно новые и интересные имена.

Катерина Ботанова, директор Фундації Центр Сучасного мистецтва, головний редактор KORYDORА

Головною подією 2010 року вважаю вручення Премії Малевича - оскільки це єдина велика статусна подія в українському мистецькому просторі, яка працює виключно на його розвиток.

Не на просування окремих інтересів, і не на комерційну чи приватну вигоду - а саме на структурування мистецького простору, на привернення суспільної уваги до постаті художника в сучасній культурі в Україні, на розвиток реальних, дієвих, повноцінних міжнародних контактів.

Це премія, яка стимулює роль інституцій - адже заснована інституціями й номінації приймає виключно від інституцій, - що для локального контексту є вкрай важливим.

Позитивні тенденції року: зростання міжнародної уваги до українського контексту - поява перспектив провести Маніфесту 2014 в Україні, відкриття культурної програми ЄС; безперечне пожвавлення мистецького життя - насиченість мистецьких подій у Києві перевищує реальні людські можливості; збільшення подій некомерційного характеру, часто організованих цілком комерційними інституціями.

Серед негативних тенденцій: "гламуризація" сприйняття мистецтва, брак спільних інтересів, які здатні об'єднати мистецьке середовище.

Экхард Шнайдер, гендиректор PinchukArtCentre

Лучшее событие 2010 года - новаторский успех FutureGenerationArtPrize, его диапазон и резонанс.

Церемония вручения премии в Киеве стала местом встречи представителей национальной и международной арт-сцены. Это впечатляющее событие отразиться на карте мирового современного искусства.

Мне действительно понравилось посещение многочисленных студий и галерей в Киеве, Харькове и фестиваль в Севастополе, и то, что художники в Украине все более заинтересованы в развитии собственных долгосрочных проектов.

PinchukArtCentre будет инвестировать в свою новую программу 2011 года в этом направлении.

Владимир Кадыгроб, куратор

Я бы выделил премию PinchukArtCentre, реинкарнацию Арсенала, первые успешные аукционы современного искусства в Украине и мощную выставку украинского искусства Катерины Деготь в Перми, которую "у нас", к сожалению, практически не заметили.

Что касается негативных тенденций: базовая проблема отечественного арт-процесса - это смещение интересов и отсутствие качественной критики: журналисты пишут о проектах в которых заняты, или которые патронирует их издание, художники занимаются навязчивым диллерством, арт-центры - продвижением своего имени или сдачей "арт-пространства" в аренду.

Конечно, всем нужно выживать и находить компромиссы, но есть же базовые функции, не говоря уже о принципах и ценностях. Из позитивного - у нас очень много всего происходит и через какое-то время количество может перейти в качество.

Будем надеется, что это случится в 2011 году.

Никита Кадан, художник группа Р.Э.П.

Про одно главное событие говорить не приходится, так как художественный процесс разделен на разные сегменты, не оспаривающие важность друг друга. Поэтому назову такой ряд: Выставка "Якщо/Если/If", откурированная Екатериной Деготь в музее PERMM - крупнейший осмысленный сборный показ украинского искусства 00-х, к тому же пока единственный вне Украины.

Арт-Киев contemporary 2010 предстал как заявление амбиций Художественного Арсенала быть пространством именно для современного искусства - почти (не до конца) вычищен салон, некоммерческую часть стало возможно отличить от галерейных боксов, вселила оптимизм готовность руководителей этого заведения прислушиваться к мнению международных экспертов.

Озвученная возможность проведения Манифесты 2014 в Украине - тест на готовность местной художественной среды к фундаментальным изменениям.

Выставка номинантов Future generation Art Prize показала обширной аудитории Центра Пинчука, что современное искусство - это далеко не всегда парк аттракционов, что это территория инновации, эксперимента, интеллектуальной работы (не только автора, но и зрителя тоже).

Неудивительно, что многим представителям киевского художественного сообщества выставка агрессивно не понравилась. Если украинской (не говорю здесь о международной) стратегией PinchukArtCentre стала в первую очередь не поддержка здешнего искусства, а просвещение здешней публики с помощью искусства интернационального - то эта выставка просветительски наиболее эффективна.

"Судебный эксперимент" - наиболее инновационный проект года. Междисциплинарное кураторское объединение, включенность в социальное противостояние, выставка произведений искусства, которая стала в то же время платформой для теоретической работы. Думаю, за такими проектами будущее.

О тенденциях. В институционном ландшафте - децентрализация. Примеры: "Я галерея" Гудимова в Днепропетровске, "Изоляция" в Донецке, активность в Харькове и в Одессе. Правда, львовская "Неделя актуального искусства" в этом году несколько разочаровала.

В искусстве старшего поколения - все спокойно, медленная, но верная музеефикация.

В молодой части художественного процесса - в то время, как критическое искусство все активнее присутствует международно, на "освободившееся" место затекает симуляция и салон.

Вероятно, в скором времени у Украины будет два "молодых искусства" - интернационально признанное и "для внутреннего пользования".

Леся Хоменко, художник, группа Р.Э.П.

Важко визначити появу чогось нового як головну подію минаючого року. Однією з найглобальніших подій, може, і не найгучніших, став переїзд Центру сучасного мистецтва із Староакадемічного корпусу Києво-Могилянської академії.

Будучи головною інституцією з сучасного мистецтва в Україні впродовж практично 15 років, ЦСМ заснований Соросом, "вріс" з корінням в Могилянку, і був визначальним для покоління 90-х.

ЦСМ вже в другій половині 2000-х встиг відіграти каталізуючу роль у формуванні нового, молодого покоління українських художників, представником якого є і я.

В 2010 ЦСМ зі зміною адреси трохи змінив пріоритети на користь збільшення освітніх та дискусійних заходів, майже відмовившись від виставкової діяльності.

Можу визначити дві полярні тенденції: масова поява нових приватних арт-центрів, основною амбіцією яких є "переплюнути Пінчука": Музей сучасного мистецтва на Глибочицькій, М17, Ізоляція в Донецьку, Арт центр "Я. Греттера" - така собі локальна гігантоманія.

Як не дивно, "переплюнула" всіх державна інституція - "Мистецький Арсенал", отримавши нового директора і цілу команду. Тепер це найбільший за розміром майданчик для проведення мистецьких заходів, не наважуюсь навіть сказати виставок - бо приміщення більше відповідає фестивальному формату.

Інша тенденція - це поява в Україні "лівого", політично-ангажованого мистецтва. Це, передусім, діяльність кураторського об'єднання Худрада та Центру Візуальної Культури. Ці дві ініціативи збирають і формують навколо себе новий осередок, нову публіку - студентів, активістів, літературознавців і філологів, архітекторів. Час від часу Худрада влаштовує виставки, які куруються досить великою командою: "Погляди", "Судовий експеримент", а Центр візуальної культури має дуже насичену теоретичну програму - лекції, конференції дискусії.

Алиса Ложкина, главный редактор журнала Art Ukraine

В 2010-м "cовременное искусство" окончательно закрепилось в нише мейнcтрима. И, наверное, как было обидно старым рокерам смотреть на профанизацию своей субкультуры, такие же противоречивые чувства испытываешь, глядя на повальную моду на "современность".

Да, 2010-й год был богат на события, казалось бы, эпохального значения - молодое искусство вышло на аукционы - весеннее "Золотое сечение" в Музее современного искусства на Глыбочицкой умудрилось продать с молотка даже (!) видеоработу, что для ортодоксального киевского арт-рынка нешуточное событие. В 2010-м открылся арт-центр М-17, донецкая "Изоляция", Павел Гудимов начал завоевывать Днепропетровск.

Ветераны в этом году продолжали производить полусалонные вещи и успешно их продавать все более широким кругам ценителей "контемпорари арта". Современные художники активно выставлялись, Арт-Киев переехал в Арсенал, активно заработала Фундация ЦСМ и ее рупор - онлайн-журнал "Коридор".

К нам опять часто ездила Катя Деготь, она даже умудрилась организовать в далекой Перми выставку "Якщо" об украинском искусстве последних лет, объяснив наконец, нам, неотрефлексированным, что к чему в отечественном процессе.

Центр визуальной культуры при НУКМА почти каждую неделю устраивал очередной активистский круглый стол или конференцию, гонял попов, осуждал ментов, Володарский в рамках "Судебного эксперимента" наколол себе на спине тату "Здесь вам не Европа".

Вокруг Могилянки образовался круг культурологов-активистов, равнодушных к, собственно, изобразительному искусству, но интересующихся "стратегиями", "концепциями" и социальным утопизмом, провальность которого их не научил опыт отцов.

Вокруг худакадемии, наоборот, стали бурлить противоположные процессы. Здесь в концепциях никто особо не разбирается, зато понимает, что сегодня куда выгоднее после школы делать "контемпорари арт", чем торговать подделками под Левитана на Андреевском спуске.

Таким образом, полку "современного искусства" стало прибывать. Для меня самым показательным явлением подобного толка является творчество Назара Билыка - скульптора, специализировавшегося на усатых казаках Мамаях с шаблями наперевес, стремительно переквалифицировавшегося в 2010-м году в украинского Энтони Гормли с неизменным салонным душком.

В общем, левые в этом году стали еще левее, правые пока безмолвствуют, тихо служа Маммоне, либо потихоньку набираясь левой риторики и пафоса "современного искусства". Но все это довольно однообразно - настоящего драйва в искусстве как не было, так и нет и, наверное, наиболее показательными явлениями этого года стали четыре вещи.

Деятельность стихийных низовых перформеров из группы "Фемен", в пошловатой форме передразнивающих стратегии современного искусства и феминистического движения, особенно акция "Украина - не вагина" перед работами Браткова в PinchukArtCentre.

Феномен фейсбук-бота Антона Успенского, не понятно откуда взявшегося и так же безвестно канувшего в Лету стихийного сетевого "искусствоведа", успевшего за свою недолгую жизнь в социальной сети достать почти все арт-сообщество. Главный вопрос 2010 года: "Кто такой, черт возьми, этот Успенский" и повальное подозрение друг друга в том, что "ты-то и есть настоящий Успенский". Кто это был и зачем всех дразнил, мы, наверное, так и не узнаем, так как герой самоустранился из сети.

Передача "Красиво" на Первом национальном, в которой все, начиная от названия и заканчивая антуражем и содержанием, отражает хуторянский абсурдизм отечественного арт-процесса.

Перспективы участия от Украины в Венецианской биеннале 2011 проекта Оксаны Мась, которая, как оказалось, единственная в Украине догадалась вовремя подать заявку в Министерство культуры.

Вы все еще думаете, что украинским павильоном будет заниматься Виктор Пинчук и там будут выставлять "западный трэш" или "Чичкана"? Расслабьтесь, на биеннале, скорее всего поедут полюбившиеся киевлянам и лично архиепископу Павлу пасхальные яйца Мась.

Говорят, у нее даже есть на это богоугодное дело благословение высших чинов Православной Церкви, а против такого железного аргумента, сами понимаете, даже организаторы Венецианской биеннале современного искусства, а тем более, отечественные чиновники, вряд ли что-то смогут возразить.

Фото "УП. Життя", а также с сайтов "ГогольFest", "Топ-10", "Bonjour" и РinchukАrtСentre

Реклама:

Головне сьогодні