Эфирное тело Украины: к чему приведет отмена квот на "украинское"
Две недели назад Верховная Рада проголосовала за законопроект о внесении изменений в закон о телевидении и радиовещании, чтобы привести программную концепцию вещания в соответствие с требованием Европейской конвенции о трансграничном эфире.
Подразумевается, что из закона уберут норму на время украинского музыкального вещания, занятое произведениями украинских авторов. Эта норма действовала 5 лет и составляла 50% еженедельного эфирного времени.
Обновленный закон подпишет президент. А пока изменения обсуждают, уточняют и вносят, стоит взвесить тот факт, что украинцы вот-вот начнут слушать и смотреть больше иностранных и иноязычных передач.
Порадоваться и подумать немного дальше: кому и что могут принести предстоящие изменения в эфирных картинках и шумах, которыми население Украины, а именно мы с вами, тешим свой взор и услаждаем слух.
Ожидая этих размышлений, подмигивает языковой вопрос, виднеется уголочек закона о творческой деятельности, соблазнительные места показывает сросшаяся с масскультурой коммерция, с надеждой выглядывает культура, которая не "масс".
Дорогой украинский язык! Определение "национальный продукт" отдельно подчеркивает в музыкальных произведениях вокальную строчку, которая должна быть по-украински. Этим строчкам придется потесниться. Такие дела.
Хотя всегда остается шанс, что отдельные диковинные чужаки вроде славного британского гурта "Vorony", околдованные обаятельным звучанием и другими достоинствами нашей речи, начнут петь украинские песни на свой чудаковатый манер.
Дорогая украинская музыка! Твои авторы пишут много хороших песен и по-английски, и по-русски. Наконец эти песни выйдут в эфир! Но будь сдержанной, не рассчитывай на многое. У тебя было целых пять лет, чтобы стать солидной и зрелой фигурой эфирного пейзажа.
Однако радиостанции сигналят, что, по их оценкам, ты неумело распорядилась отведенным временем: кондиционного национального продукта в достаточном количестве они не увидели. Если, конечно, туда смотрели. Как бы ни было - увы тебе.
Дорогие украинские телерадиокомпании! Пять лет вы поддерживали отечественных производителей музыкального продукта изо всех сил. Теперь это не обязательно. Вы воодушевлены и горите желанием наполнить украинский эфир первоклассным продуктом без оглядки на его национальное происхождение. Примите поздравления.
Дорогие телезрители и радиослушатели! Радоваться рано. И вот почему.
Публика не дура. Ее просто стригут под одну дурацкую гребенку
Радоваться рано по нескольким причинам. Во-первых, телерадиокомпании, которые жаждут крутить в эфире только качественную музыку, привыкли измерять качество продукта его проплаченностью.
Эти факторы не всегда взаимозависимы. Но у телерадиокомпаний есть понятное стремление получать прибыль. Из двух качественных продуктов они выберут для запуска в эфир тот, за который сделан взнос побольше. А также тот, который привлечет аудиторию пошире. И это во-вторых.
Телерадиокомпании привыкли измерять качество продукта не только его проплаченностью, но и массовым спросом на него. А массовый спрос, в силу арифметических законов, конвертируется в массовое качество - плюс-минус среднее. Это одинаково верно для продукта хоть нашей национальности, хоть какой другой.
Но есть один нюанс: массы украинской радио- и ТВ-аудитории питают симпатию к инонациональному продукту и некоторое недоверием к национальному.
Кроме того, массы не особенно осведомлены об успехах национального продукта немассового предназначения. С телерадиослушателями та же несправедливость, что и со всеми людьми: сила привычки к определенным именам, брендам, трем нотам удерживает нас от знакомства со всем ассортиментом. Вкус-то у нас хороший, да диапазон невелик.
А чтобы показать нам другие слои музыкального ассортимента, нужны ого-го какие усилия. И вложения. Кто-то должен убедить наши радио и телевизоры показывать нам нечто не столь массовое, но, допустим, потенциально массовое. Тут убедить можно только деньгами. А они не у всех есть.
Так что, дорогие телезрители и радиослушатели, не видать нам, как собственных ушей, огромной кучи музыки. За кадром останутся украинцы-новички, на каком бы языке они не пели: не с их студенческими стартовыми капиталами бороться за место в эфире, даже имея качественные произведения.
Та же досада с такими интересными жанрами, как джаз, электроника, классика, опера, фолк. Они еще и привереды: помимо собственно эфирного пространства требуют высококачественной записи и воспроизведения, умных передач с ощущением полноты жизни и немедленным обменом флюидами.
Где у нас подходящее для такой музыки радио? Где такое квалифицированное телевидение? А за бесплатно - есть альтруисты в строю? Вот то-то же.
Так что отмена половинной квоты на украинское сулит нам с вами, имеющим уши, музыкальное разнообразие только внутри фарватера. Утоптанного и не слишком вместительного.
Одним отдыхать, другим работать
Коммерческому эфиру работать с продукцией массового спроса не..., наоборот, дайте, как говорится, еще. Представители этого эфира, узнав об итогах голосования Верховной Рады, все как один высказали радость.
Украинские музыкальные авторы и исполнители с этой радостью не столь солидарны. Они, скорее, встревожены. Пять лет они пребывали пусть не в заповеднике, но в ситуации эфирного благоприятствования.
Мало того, что фарватера хватало на всех - эфир еще и помогал остальной деятельности. Клипы на ТВ и песни на радио весьма активно ротировались, подготавливая публику к покупке свежих CD-тиражей и билетов на концерты.
Теперь эфир концертам не подмога, все наоборот: музыкантам придется пахать концерт за концертом, выдавая высокой степени крутизну, и выпускать диски, а уж по результату этих мероприятий их пустят в эфир. Конкурировать друг с другом и с (в)неукраинским продуктом.
Производители CD-тиражей, между прочим, тоже высказывают естественную озабоченность в преддверии перемен.
Союз звукорежиссеров - есть в Украине такая профессиональная организация во главе с Олегом Ступкой - готовит открытое письмо. Оно должно убедить людей, влияющих на эфирный трафик, в том, что видовое разнообразие национальной музыкальной индустрии нуждается в более тонкой и квалифицированной балансировке, нежели простое введение или снятие квот.
В этой точке зрения звукорежиссеров поддерживают академические композиторы, и в дальновидности и обоснованности им не откажешь.
Дело в том, что квоты - идет ли речь об их введении или отмене - до сих пор подразумевали под "национальным продуктом" весь его объем, произведенный в Украине и по-украински.
Этот общий музыкальный вареник начинен и шоу-бизнесом, и фольклорными экспедициями, и андеграундом - всем квоты назначили, всем и отменят. А ведь к части из этих музыкальных отраслей слово "бизнес" почти или вовсе неприменимо, и в условиях отмены квот они оказываются лишенными какой бы то ни было защищенности в эфире.
Мы их теряем
"Квоты немного оберегали эфирное существование классического, современного и вообще высокого музыкального искусства", - делится соображениями избранный в декабре председатель Национального союза композиторов Украины Игорь Щербаков.
Такую музыку гоняли в эфире в основном в самое неудобное время - ночью. А было бы правильным, чтобы квоты - когда они есть - подходили к различным категориям "национального продукта" дифференцированно, в том числе и предоставляя обретаться в эфире в разное время суток.
Однако одна из проблем как раз в том, что квоты по сей день нечувствительны к разграничениям внутри всего музыкального потока, и, по словам Щербакова, "нас в этом национальном продукте нет".
Те страны, чей музыкальный продукт жаждут импортировать украинские телеканалы и радиостанции, со своей национальной музыкой поступают как раз наоборот. Их эфирную политику отличает как раз целенаправленная защита высокого, ценностного, национально значимого искусства.
"Большинство наших соотечественников довольствуются люмпенизированным украинским языком в общении и в эфире, но ведь в Украине много субкультур, и нужно, чтобы каждая имела свой рупор, и чтобы культурное украинское слово превалировало", - говорит Щербаков.
"Те же россияне пропагандируют свой язык и культуру очень технологично. У них, как и везде в цивилизованном мире, есть теле- и радиоканалы для этого: "Меццо" - его очень многие слушают и там отличные передачи, "Орфей". Нашему государству влияние украинской культуры тоже необходимо усиливать, но делать это по-настоящему, не заформализованно", - добавляет он.
Действительно, "национальный продукт" стоит того, чтобы обеспечить его пристойным техническим исполнением и увлекательным обсуждением. Ведь самую прекрасную песню легко испортить тупой "картинкой", плоской текстовой подводкой, слабым сценарием или нудным пафосом.
"Сейчас украинские передачи об украинской музыке такие, что их малоинтересно слушать и смотреть даже музыкантам", - отмечает Щербаков.
Мы все за то, чтобы смотреть и слушать украинское было интересно. Чтобы записи - не только фондовые - делали качественно. Чтобы съемки организовывали специально и монтировали в увлекательные передачи.
Тут многое нужно согласовывать с изменениями в законе о творческой деятельности. Почетный сопредседатель Союза композиторов, Герой Украины, академик, композитор Евгений Станкович добавляет: "Иначе нас забьют, как мамонтов".
Легкомыслие чревато
Обеспокоенных композиторов надлежит воспринимать со всей серьезностью. Они заинтересованы не просто в том, чтобы их произведения звучали, но в поддержании и развитии культурной среды и национальной идентичности.
В Союзе композиторов сейчас 450 композиторов и ученых-музыковедов, половина из них - педагоги, все они понимают музыку как наследие. Они нацелены на то, чтобы научить следующие поколения опираться на это наследие, экологично общаться с ним, видеть его важность и в общении с ним черпать вдохновение.
Не всякий национальный продукт подходит под критерии наследия. А с тем, который подходит, нужно обращаться ответственно. Это подразумевает регулярные специальные усилия: охранять, восстанавливать, развивать. Потому как культура, в отличие от натуры, не растет сама. Культура - это возделывание.
Возделывать что бы то ни было нелегко всегда, но совсем тяжко - в условиях, когда среда не способствует.
Композиторы (и звукорежиссеры) предупреждают, что отмена квот на обязательное эфирное присутствие музыки украинских авторов автоматически ставит музыку эстетически и интеллектуально изощренную в очень сложные условия. А без нее будущие поколения украинцев - национально-культурные банкроты.
Людям, влияющим на эфирный трафик и олицетворяющим украинское государство, следует удерживать это во внимании и в приоритетах.
Кому велено чирикать, не пиликайте
За минувшие две недели в комментариях первых лиц телевизионных и радиоканалов несколько раз звучали уверения, что-де отмена 50-процентной квоты на национальный продукт послужит производителям этого продукта волшебным пенделем, и они нарастят конкурентные качества, нужные для попадания в эфир.
На деле выигрывают те, кто нарастил не качества продукта, а мышцу, - те, кто больше заплатит за эфирное время. Так что отмена квот не так уж сильно способствует вожделенной свободной конкуренции.
Интересная музыка уже эмигрирует из эфира в интернет. Таким способом отвоевывают аудиторию у эфира другие большие деньги.
Вот пример: два года назад YouTube затеял собрать международный оркестр, объявив конкурс между всеми потенциальными участниками. За них голосовали пользователи этой гигантской онлайн-видеотеки (на втором этапе конкурсантов отбирало сверхкомпетентное жюри).
Финалистом этого проекта из числа украинцев стал киевский скрипач Вадим Борисов. Его смотрели, слушали и запомнили десятки тысяч интернет-пользователей всего мира. Из-за этого Борисов на несколько недель оказался также нетипичной звездой в украинском эфире, которому вообще-то скрипачи до лампочки, даже если они - отборный "национальный продукт".
Разумеется, интересную музыку размещают в интернете и вовсе без денег. Так делают национальные авторы и исполнители, которые не понесут свой "продукт" на радио, потому что радио фыркнет на них: "неформат".
Андеграунд - неформат, аргентинское танго - неформат, фортепианные дуэты - неформат, джаз - неформат. В формате один только фарватер. Утоптанный, повторюсь, и не слишком вместительный.
Мало у нас интересных радиостанций.
А должно быть много и разных. Поскольку у разных авторов продукта и у разных аудиторий свои собственные понятия о музыке хорошей. Правильно, чтобы представители эфира сами в достаточной мере регулировали формат и контент, и понятно, что на финансовое самоубийство никто из них не пойдет. Но отменять квоты и прочие льготы одним махом, без различия чинов и званий, так же неполезно, как насаждать их сверх меры.