Джаз в превосходной степени
3-5 июня во Львове прошел первый международный джазовый фестиваль Альфа Джаз Фест.
Джаз - сам по себе праздник. Джазовый фестиваль - праздник джаза. Это не тавтология, а возведение в степень. Джаз под открытым небом двое с лишним суток в режиме нон-стоп. Как тут не затрудниться с определением степени? Остановимся на превосходной.
На одной из пресс-конференций (группы американского саксофониста Билла Эванса) был задан вопрос, какая музыка могла бы выразить архитектуру Львова. Ответ не стремился быть интересным: классическая, - однако, если верить непосредственному чувству, джаз замечательно вписался во львовские площади, улицы и парки. А, может быть, и наоборот: Львов замечательно вписался в джаз.
Перед сценой на площади Рынок |
Во всяком случае, в памяти они сошлись. И, если я ехал во Львов, думая только о джазе, то уезжал с сожалением о том, что, думая только о нем, обделил вниманием пространство, наполняемое музыкой, и - самого себя.
В самом деле организовать джазовый опен эйр во Львове - счастливая мысль. Это не комплимент организаторам, а очевидность, которую трудно отрицать. Главный момент всякого фестиваля под открытым небом - момент пересечения границы, перехода из пространства (и времени) праздника и обратно. В историческом центре Львова, нетронутом коммерческой активностью нынешних "хозяев жизни" (как киевлянину не позавидовать львовянам!!) этот переход почти незаметен.
Глаз тут же находит занятие, следя прихотливые архитектурные линии зданий, из которых ни одно не похоже на другое. Хочешь - падай в любом кафе и предавайся созерцанию, или дай волю любопытству, позволив увлечь себя растекающимся улочкам, которые как в джазовой импровизации, выводят тебя к новым и планово непредсказуемым красотам. Пространство здесь человекоразмерно, или, проще говоря, размерено человеческим шагом, расстояния не утомляют ног. Сделав круг, возвращаешься к началу очередного концерта, не чувствуя усталости как после антракта.
Однако о самом действе.
Фестиваль проходил на трех площадках. На двух из них - в историческом центре города (одна прямо на Рыночной площади у городской ратуши, другая в пяти минутах от нее) - концерты по очереди шли в дневное время (с 11.00 до 16.30): шесть концертов в пятницу и субботу и два в заключительный день фестиваля.
Музыка радовала и разнообразием, и качеством, и широтой географии исполнителей. Большинство составили украинские коллективы: Fusion Band Александра Муренко, квартет Виктора Павелко, Lela Project Натальи Лебедевой, трио Усейна Бекирова, львовская группа ShokolaD и Acoustic Quartet из Харькова. С ними вместе выступали музыканты из Белоруссии (группа Apple Tea), России (Funky Soul Николая Арутюнова), международные проекты (Андрей Кондаков и Brazil All Stars). Звучала музыка фьюжн, мелодичный джаз, соул и R&B, этно-джаз и, конечно, блюз в исполнении американского блюзмена Вестая Джексона (концерт которого собрал, пожалуй, наибольшее количество зрителей на площади Рынок)".
Львовская группа ShokolaD |
Но, разумеется, главным событием фестиваля, "то, ради чего" были два вечерних концерта (на основной площадке в парке культуры им. Б. Хмельницкого), где сцена была предоставлена хедлайнерам, джазовым звездам из-за океана.
Первый вечер открыл квартет выдающегося джазового гитариста Джона Скофилда. Его сменил квартет российского тенор-саксофониста Игоря Бутмана со специальным гостем великим Уинтоном Марсалисом, который уже в течение второго десятилетия пользуется репутацией лучшего джазового и одного из лучших классических трубачей мира. А завершила первый вечер уже хорошо известная в Украине по прежним приездам группа Spyro Gyra (музыканты которой к тому же дали открытый мастер-класс и также уже во второй раз; первый имел место во время фестиваля Jazz In Kiev в 2009 году).
Джон Скофилд |
Во второй вечер сначала на сцену вышла группа Soul Grass американского саксофониста Билла Эванса. (Ее украинские любители джаза также уже имели возможность однажды услышать, а теперь могут узнать еще лучше, поскольку музыкантам предстоит тур по нескольким городам.) С огромным трепетом публика ожидала выхода на сцену второго участника Golden Strike Trio великого контрабасиста, одного из самых легендарных из ныне живущих джазовых музыкантов Рона Картера. И завершил вечернюю программу фестиваля Jeff Lorber Fusion Superband клавишника и пианиста с далекими украинскими корнями (из Дрогобыча).
Одно из важнейших внутриджазовых делений музыки - это разделение на акустический и электрический джаз. Акустический джаз нынче услышишь реже, и группы Бутмана-Марсалиса и Рона Картера - были вообще единственными представителями этого направления на фестивале. Но музыку, исполнявшуюся хедлайнерами, я бы разделил на два типа - музыку feel good (Spyro Gyra, Soul Grass, Jeff Lorber Fusion Superband) и музыку, требующую углубленности и сосредоточенности (Джон Скофилд, Уинтон Марсалис, Рон Картер).
Уинтон Марсалис и квартет Игоря Бутмана |
Это вовсе не означает сугубой развлекательности и водораздела по линии серьезности-несерьезности. Джаз в принципе - серьезная музыка, ибо даже там, где джаз развлекает, он все равно остается творческим поиском и освоением новых ритмов, гармоний, смешением ранее не сочетавшихся направлений.
Блестящий пример - проект Soul Grass Билла Эванса, представляющий собой сплав кантри и R&B, обогащенный головокружительными джазовыми импровизациями. Широкую известность Билл Эванс получил, выступая в группе Майлса Дэвиса, и от него же Эванс получил импульс к созданию проекта Soul Grass. Важнейшая составляющая этого музыкального синтеза - исполнитель на банджо Райан Кэвено. Редчайший, если не уникальный (во всяком случае, Билл Эванс не устает это повторять), случай в джазе.
Soul Grass Билла Эванса |
С ним, а также с барабанщиком Джошем Дионом, который к тому же великолепный певец в стиле соул, Билл Эванс часто вступает в долгие и напряженные музыкальные диалоги. И на фестивальном концерте, и на концерте в Киеве (6-го июня), Эванс особо подчеркнул, что собирается исполнить самую быструю песню, которую когда-либо исполнял. И это, так сказать, вполне серьезная шутка. Безусловно, за этим стоит то самая присущая джазу тяга к поиску, стремление к новым вызовам, к новому совершенству. Этно-ритмы, пение соул, да и манера игры на тенор-саксофоне самого Билла Эванса, с хрипотцой, которая также наводит на мысль о соул, роковые импровизации гитариста Митча Стайна - все это создает неотразимый драйв.
Spyro Gyra - коллектив, созданный в 70-е гг. На счету группы 25 альбомов и 10 премий "Грэмми". Группа исполняет музыку в стиле фьюжн. Потрясающая сыгранность, мелодичность композиций, включение элементов smooth jazz, R&B, фанка и поп-джаза и, конечно, сделали высокое исполнительское мастерство принесли группе заслуженный коммерческий успех и превращают ее концерты в джазовое гурманство.
Spyro Gyra |
Если Spyro Gyra можно назвать группой-звездой, то проект Jeff Lorber Fusion Superband сплошь состоял из джазовых звезд первой величины. Вместе с лидером Джеффом Лорбером (клавишные, акустический рояль) на сцену вышли бесподобный альт-саксофонист Эрик Мариентал, прославившийся благодаря сотрудничеству с Чиком Корией, один из лучших басистов мира Виктор Бэйли, в свое время заменивший Жако Пасториуса в легендарной группе Weather Report, и фантастический барабанщик Пуджи Белл (уже приезжавший в Киев с Маркусом Миллером). Jeff Lorber Fusion Superband - это неистовый полет фантазии в импровизациях, высочайшее мастерство и - драйв, драйв, драйв. Лучшее завершение основной программы фестиваля в смысле кульминации чувства праздника придумать было сложно.
И все-таки - честно и вовсе не желая никого умалить - я ехал во Львов, прежде всего, чтобы услышать "тихий" джаз - Джона Скофилда, Уинтона Марсалиса и Рона Картера, музыкантов, которых справедливо называют джазовыми иконами. На пресс-конференциях фестиваля часто звучало слово "самовыражение". Пожалуй, по отношению к перечисленным музыкантам это слово неприменимо. Здесь уже нет никакого стремления "выразить свою индивидуальность", а только музыка, музыка и ничего больше.
Рон Картер |
В "колючих" импровизациях Джона Скофилда уже нет никакого стремления набрать разбег, а только вдумчивость, ощущение уместности каждой ноты, точнее, каждого звука, потому что иногда для того, чтобы завершить музыкальную мысль, достаточно простого поскребывания ногтем по струне - и становится ясно, что именно этого не хватало для достижения гармонии. Нельзя не упомянуть незабываемых партнеров великого гитариста: пианиста Майка Экрофта, барабанщика Адама Нусбаума, контрабасиста Бена Стрита. Фестиваль вообще представил парад великолепных барабанщиков, но из разговоров с киевскими музыкантами я заключил, что именно фантастический "ветер" Адама Нусбаума произвел наибольшее впечатление.
Услышать живьем Уинтона Марсалиса, впервые приехавшего в Украину, было для меня мечтой многих лет и, думаю, не только для меня. В первый день фестиваля, отвечая на вопросы журналистов, Уинтон Марсалис почему-то вскользь счел нужным напомнить о происхождении джаза как музыки рабов. Ведь еще не так давно ушедшее поколение музыкантов (а Рона Картера так и можно к ним отнести) помнило время, о котором пишет, например, Майлс Дэвис в своих воспоминаниях, когда представители разных рас входили в концертные холлы через разные входы. Думается, за словами Марсалиса многое стоит: прежде ощущение живой причастности традиции и ответственности перед ушедшими поколениями. Когда Марсалис говорил о своем мастер-классе, проведенном им во Львове для классических трубачей, ощущалось, что музыкантами такого уровня руководят мотивы, далекие от всякого самовыражения (в этом смысле уже все достигнуто).
Скорее, это можно назвать стремлением отдать полученное. Это более чем уместно по отношению к Марсалису, известному своими проектами, так сказать, возвращения к истокам джаза, связанными с попытками современной интерпретации нью-орлеанского джазового наследия. Вместе с квартетом Игоря Бутмана (Антон Баронин - ф-но; Виталий Соломонов - контрабас и Эдуард Зизак - барабаны) Марсалис исполнил несколько джазовых стандартов. Палитра Марсалиса, богатство оттенков звучания его трубы - от меланхоличного, угасающего звука, до резких засурдиненных тонов, безумная скорость импровизаций, балладный лиризм - поистине это можно назвать квинтэссенцией свинга.
Все что ни скажи о Роне Картере (что его имя стоит на фантастическом числе альбомов - то ли 500, то ли 2500, что он блестящий классический музыкант, выпустивший несколько альбом, в частности, с великолепной интерпретацией Бранденбургских концертов Баха, что он переиграл со всеми великими джазовыми музыкантами уже нескольких поколений) все будет мало.
Впечатление от выступления трио Рона Картера (Малгрю Миллер - ф-но, Бобби Брум - гитара) я бы выразил как высочайшая сосредоточенность и преданность музыке. Такая деталь: во время концерта маэстро все время оставался с полузакрытыми глазами, не только во время импровизаций, но и объявляя следующий номер. (Не могу избавиться от стойкой ассоциации со знаменитым фильмом "Все утра мира" Алена Корно, с примером величайшей преданности музыке и тому невидимому, связью с которым она является. Кто видел - знает, о чем речь.). Слушая Скофилда, Марсалиса, Картера, понимаешь, что музыка для них, - форма духовного труда.
Малгрю Миллер |
Возможно, кому-то покажется, что я неумерен в своих восторгах. Но куда девать восторг, если он неподделен? И почему стыдиться своего восхищения, если я видел слезы на глазах у знакомых музыкантов после изумительных соло Малгрю Миллера и Рона Картера в балладе My Funny Valentine, словно это было откровение? Не так много у нас более достойных поводов для восторга. Не так часто есть возможность увидеть и услышать лучших из лучших в своем роде. И поэтому я уверен, что никогда не придется уценить эти минуты встречи с подлинным Живым Искусством, которые довелось пережить 3-го и 4-го июня 2011 г. во Львове.