Мода между адом и раем: Александр МакКуин. Постскриптум
В воскресенье в нью-йоркском музее Метрополитен закрылась посмертная ретроспектива творчества одного из наиболее авангардных кутюрье начала ХХІ века. На сенсационной выставке побывала Алиса Ложкина.
В крупных американских музеях всегда многолюдно. Но толпа, которую собрала выставка британского дизайнера Александра МакКуина, проходившая с 4 мая по 7 августа в музее Метрополитен побила все мыслимые рекорды.
Такие многочасовые очереди я встречала разве что на прошлогодней юбилейной ретроспективе Караваджо в Риме, а подобной давки на самой экспозиции, пожалуй, и вовсе не припомню. Быстрые сотрудники музея уже в понедельник выдали на гора ошеломляющую статистику - по соотношению сроков работы выставки и количества посетителей, ретроспектива МакКуина стала самой посещаемой выставкой в Метрополитене за всю 141-летнюю историю музея.
Громадная очередь в музе Метрополитен на кануне закрытия выставки |
Последние дни "Дикой красоты", а именно так назывался проект, оказались особо напряженными - выставка была открыта до 12 ночи и ажиотаж вокруг последнего шанса увидеть творчество МакКуина превышал панику в Apple Store по случаю презентации нового айпада.
Портрет Александра МакКуина для проекта Visionaire |
Однако, как гласит древнегреческая мудрость, "в моем конце - мое начало". И как бы не было страшно об этом говорить, но именно физическая смерть МакКуина стала началом его всенародного культа - сегодня о дизайнере и его трагической судьбе знают даже люди, весьма туманно ориентирующиеся в модной индустрии.
Да, МакКуин - сверхновая легенда, один из брендов-гигантов на глобальном рынке информационного потребления. В нашу эпоху, предпочитающую продукты-однодневки, ему удалось задержаться в разъеденным консьюмеризмом массовом сознании, и теперь он по праву займет свое место в иконостасе современной культуры, рядом с такими именами как Энди Уорхол, Битлз или Майкл Джексон.
"Я страстно слежу за новостями, но в мире так много войн и катастроф, что иногда просто хочется напомнить себе, что в мире еще есть красота..." Александр МакКуин |
Житие Алексанра МакКуина уже написано и сегодня приходит время подбивать итоги творческой карьеры дизайнера, или, если шире посмотреть на личность МакКуина - художника и трендсеттера, так остро выразившего при помощи кройки и шитья настроения начала нашего века.
Ретроспективная выставка, которая проходила этим летом в нью-йоркском музее Метрополитен ставит перед собой именно такие задачи.
Зал "Романтический натурализм" |
Это отнюдь не первая интервенция моды на площадки, традиционно оккупированные изобразительным искусством. Мода сегодня стремительно врывается в музеи и заявляет о себе не только как о самодовлеющем жанре, но и полноценном ответвлении современного искусства.
И действительно, современная мода вполне заслужила быть признанной в числе прочих "нетленных" жанров. Границы искусства сегодня максимально расширены - мир давно признал современным искусством и пеформанс, и видео, и фотографию, и инсталляцию, и работы на грани дизайна.
А сегодня настал черед переосмыслить и в этом контексте высокую моду. Тем более, что она и так по своей природе является "контемпоральной", то есть постоянно идущей в ногу со временем.
Зал "Романтическая экзотика" |
МакКуин определенно историчен - именно в искаженных силуэтах старинных женских платьев он черпает вдохновение для своих знаменитых серий.
"Я хочу дать женщинам силу. Мне хочется, чтобы люди боялись женщин, которых я одеваю" Александр МакКуин |
"Мне нравится думать о себе, как о пластическом хирурге с ножом... Но, в конце концов, я работаю, скорее, с умом, нежели с телом " Александр МакКуин |
Сам дизайнер неоднократно подчеркивал, что этот проект обращен не к теме индивидуального изнасилования (хотя, надо сказать, и в этом контексте костюмы смотрятся весьма выразительно), а к мотивам травматичных исторических взаимоотношений Англии и Шотландии, откуда происходил род отца дизайнера.
Коллекция "Highland rape" на выставке Savage beauty |
"Речь идет об изнасиловании Шотландии Англией, а людям недостаточно образованным все время кажется, что я сделал проект об изнасилованных женщинах", - жаловался МакКуин.
Конечно же, эрудированность модных высказываний Александра МакКуина - еще и наследие хорошей школы - в 1992 году он закончил престижнейший лондонский Колледж искусств и дизайна Сент Мартин.
"Ты должен знать правила, для того, чтобы нарушать их. Именно за этим я здесь - чтобы разрушить правила, но соблюсти традицию" Александр МакКуин |
"Я потратил очень много времени на то, чтобы научиться конструировать одежду, это очень важный этап перед тем, как начать ее деконструировать" Александр МакКуин |
МакКуин часто любил повторять, что в моде по мотивам той или иной культуры очень важно избежать колониального взгляда свысока.
Куратору проекта Эндрю Болтону удалось выстроить уникальное пространство, в котором костюмы МакКуина предстали не просто юбками, брюками или блузами, а манифестами Культуры.
Музыка, элементы видео, оформление залов - все это было выдержано в эстетике МакКуина и срежиссировано умелой рукой профессионалов. Посетителю, который вошел в выставочный зал, организаторы не оставили шанса на сомнения в сакральности представленного спектакля.
Это не аналитические проекты, это искусство на стыке с шоу-бизнесом. И в этом роде выставка "Savage beauty" была, пожалуй, одним из наиболее эффектных виденных мною проектов.
Алиса Ложкина, арт-критик, главный редактор журнала ART UKRAINE, для УП.Жизнь
Общий план зала, названного "Романтическое сознание" |
Общий план зала, получившего название "Романтическая готика и кунсткамера" |
Зал, названный "Романтический национализм" |
Зал "Романтический примитивизм" |