"Незалежні" в Мыстецьком Арсенале: песни невинности, они же опыта
Любой большой арт-проект, ставящий перед собой задачу презентации творчества сразу нескольких поколений художников, неизбежно вызывает самые противоречивые чувства как у самих участников мероприятия, так и у гостей выставки.
Новый блокбастер "Незалежні/Independent", открывшийся вчера в Мыстецьком Арсенале, благодаря своему размаху обречен стать самым обсуждаемым событием начала нового выставочного сезона.
Проект группы "Нанопионеры" - фотографии детей из детдома, которых члены группы символически приняли в "нанопионеры"
Масштабный проект, в котором принимают участие более 100 отечественных художников, занял почти весь первый этаж Арсенала. Как инсайдеру (а журнал ART UKRAINE, главным редактором которого я являюсь, выступил соорганизатором проекта) мне сложно объективно оценивать вставку - свое дитя всегда кажется умнее и красивее всех окружающих. Так что, расскажу вам о проекте с точки зрения человека, косвенно причастного к его созданию.
Никита Кравцов "Банан и клубника" |
Основная цель, которую ставили перед собой организаторы проекта "Независимые" - представление среза современного украинского искусства, сформировавшегося после падения железного занавеса. На сегодняшний день это уже несколько поколений:
- течение модернистского толка, тяготеющее к абстракционизму: Тиберий Сильваши, Анатолий Криволап, Александр Животков и др.;
Excel art Алексея Сая |
- постмодернистская линия - художники, активно заявившие о себе в конце 80-х-начале 90-х, находящиеся сегодня на пике рыночной популярности и галерейного интереса: Арсен Савадов, Александр Ройтбурд, Олег Тистол, Максим Мамсиков, Илья Чичкан, покойные Олег Голосий и Александр Гнилицкий.
Зал, посвященный украинскому нефигуративному искусству |
- поколение, сформировавшееся на волне "оранжевой революции" и отражающее свойственные эпохе интерес к политическому активизму и критическому искусству - группы РЭП, SOSka и другие художники, состоявшиеся во второй половине нулевых - Станислав Волязловский, Алексей Сай, Юрий Пикуль, Apl315 и пр.
Работы Александра Дубовика |
- совсем молодые художники, вышедшие на авансцену современного искусства уже в новом десятилетии, так сказать, "надежда и опора" современного украинского искусства, - Добрыня Иванов, Никита Кравцов и др.
Работы Александра Ройтбурда и Олега Голосия |
Куратор проекта Александр Соловьев и сокуратор Дарина Жолдак подчеркивают, что выставку "Независимые" не стоит воспринимать как проект "к дате", вроде тех, что были распространены в СССР и посвящались очередному Дню Советской Милиции.
Работы Кирилла Проценко |
И все же зрителям сложно абстрагироваться от того факта, что выставка открывается в канун двадцатилетнего юбилея независимости нашей страны. Оговорюсь - если вы любите пейзажи с хатками или козаков с вусами - проект "Независимые" вряд ли придется вам по вкусу.
Традиционному для "юбилейных" выставок в госинституциях китчу тут не нашлось места. Вышиванок и национально-патриотических тем здесь не больше, чем в жизни реальной Украины последних двух десятилетий. Выставку нельзя назвать оптимистичной, как и все современное искусство в целом. Искрящиеся жизнеутверждающим пафосом произведения всегда более характерны для тоталитарных культур, а довольных жизнью доярок и комсомольцев было предостаточно в отечественном искусстве до "Независимых".
Виктория Буйвид. Из серии "Как я провел лето" |
Теперь на смену соцреалистическому задору пришли совсем другие темы и времена. Проект "Независимые" косвенно отражает те мутации и деформации, которые произошли в нашем обществе со времен распада СССР. А еще больше он сигнализирует о том, как необходим стране полноценный музей современного искусства - ведь даже для "Независимых" работы пришлось собирать в основном по частным коллекциям, а целый ряд знаковых произведений 90-х 2000-х сегодня и вовсе безвозвратно утерян.
Арсен Савадов "Ф.И.О. ленд" |
Проект "Независимые" программно лишен обстоятельного комментария - по мнению куратора Александра Соловьева, зритель способен самостоятельно восстановить канву событий в отечественном искусстве и выстроить свою собственную стратегию исследования выставки. Это довольно своеобразный подход, резко отличающийся от свойственного большинству современных кураторов желания выстроить свое собственное повествование из выбранных для выставки работ.
Работы Николая Маценко и Олега Тистола |
"Независимых" обязательно будут сравнивать с еще одой масштабной выставкой современного украинского искусства, которую в прошлом году организовала в российской Перми куратор Екатерина Деготь.
В отличие от экспортного проекта "Якщо", "Независимые" рассчитаны на местного зрителя, но главное отличие не в этом. Катя Деготь всегда предпочитает рассказывать свои собственные истории, она ангажированный куратор и именно ее специфически узкий и не всегда объективный взгляд интересен зрителю. Это как песни группы с четко очерченным репертуаром - ты никогда не ожидаешь услышать панк в исполнении джаз-бенда, но именно этой предсказуемостью плей-листа и четко очерченными музыкальными вкусами этот джаз бенд завоевывает своих фанов.
Работы Юрия Соломко |
В случае с проектами Соловьева всегда имеет место совершенно иной подход. Куратор как бы умаляется перед художниками, он отступает в тень, чтобы дать им высказать свои собственные мысли и чувства. В результате получается проект-зарисовка, черновик будущего музея, для создания которого, конечно же, понадобится куда больше времени, средств и воли государственных мужей и дам.
Остается надеяться, что мы дождемся времени, когда современное искусство будет адекватно описано и собрано в качественной музейной коллекции национального уровня. Ведь сегодня современный музей стал одним из необходимых атрибутов продвинутых стран и по количеству строящихся музеев можно судить не только о благосостоянии, но и о культурных амбициях государств. Украина, к сожалению, сегодня в этом плане существенно отстает.
Инсталляция группы "Контрабанда" "Гламурный суржик" |
Волею исторических судеб нам досталось уникальное пространство Арсенала, где найдется место не только экспозициям современного искусства, но и коллекциям исторического плана, временным выставкам и пр.
Могучие стены этого здания сегодня готовы принять искусство и очень хочется верить, что хотя бы на третьем десятке своего существования наша страна осознает важность такого инструмента как грамотная культурная политика.
Владимир Сай. Из серии "Кожанная скульптура" |
Метафорой нынешнего состояния дел в украинской культуре стала работа группы "РЭП", которую художники подарили в коллекцию "Мыстецького Арсенала". Это очередной памятник отечественной любви к "евроремонтам" - чтобы выглядело "по-багатому", но было при этом не дорого в исполнении и фальшиво по сути.
"Бриллианты" Жанны Кадыровой |
Дешевая розовая колонна с гипсовыми виньеточками скрывает оригинальную красивейшую кладку Арсенала - очень остроумная визуализация не только нашей бескультурной тяги "облагораживать старину", но и напоминание о том, что опасность такого "евроремонта" дамокловым мечом висит и над самим Арсеналом.
Виктор Марущенко. Из серии "Донбас-країна мрій" |
Произведения Зои Орловой |