Alfa Jazz Fest – территория импровизации
1-3 июня во Львове прошел джазовый фестиваль на открытом воздухе Alfa Jazz Fest, одно из главных джазовых событий года в Украине.
Джаз и Львов
Джазовый опен-эйр - это не только музыка. Это особая территория, время-пространство, хотя эта территория образуется, конечно, вокруг музыки. В отсутствии стен музыка беспрепятственно заселяет пространство своими вибрациями, и они продолжают делать свое дело даже после прекращения звука.
Проще говоря, переход из времени звучания музыки в окружающее пространство не требует психологической перестройки, происходит, так сказать, без музыкальных потерь.
Конечно, успех такого симбиоза музыки и места в очень большой степени зависит от их слаженной работы, от музыкальной дружелюбности самого ландшафта.
В этом смысле Львов – на удивление джазово-гостеприимный город. В прошлом году один из музыкантов на заданный на пресс-конференции вопрос, с какой музыкой у него ассоциируется Львов, не мудрствуя, ответил, что с классической. Тем не менее застывшая музыка Львова и джаз великолепно сыгрались.
![]() |
Сцена на площади Рынок (Тут и далее фото Александра Зубко) |
Впрочем, дело не только в архитектуре, но и в камерности, человекоразмерности улиц, как бы рассчитанных на длину и скорость шага. И это касается не только исторического центра, но и всего низкоэтажного города, который легко одолевается пешком.
Как и в прошлом году, фестиваль Альфа Джаз обосновался на трех концертных площадках: дневная – у Дворца Потоцких, и две вечерних – на площади Рынок и в парке им. Богдана Хмельницкого.
Этот виртуальный треугольник на прямой выглядит скорее прямой линией, расстояние между крайними точками которой спокойным шагом покрывается за полчаса. Необходимость перехода не утомляет, а маршрут не заставляет скучать.
Между ливнями (Jazzing between the rains)
Главная проблема всех опен-эйров – капризы погоды. Если год назад фестиваль проходил под безоблачным небом, то на сей раз прогноз внушал тревогу, а дождливое начало первого дня ее только усиливало.
Пресс-конференция, посвященная открытию фестиваля, и вовсе проходила под аккомпанемент ливня, внушая самые мрачные опасения. Но буквально за десять минут до первого концерта дождь прекратился, просветлело и к моменту выхода на сцену ведущих и первого исполнителя даже успело подсохнуть.
В продолжение всего фестиваля обычно капризная, как говорят, львовская погода вела себя вполне миролюбиво.
Однако, стоило закончиться последнему воскресному концерту, тут же задождило, и едва публика успела разбежаться и разъехаться, - что называется, хлынуло. Невероятно, но факт.
С 17.00 пятницы до 22.30 воскресенья фестиваль, словно его расписание было утверждено в высших сферах, почти до минуты втиснулся между двумя ливнями.
С концерта на концерт
Впрочем, ни близость расположения сцен, ни мягкость погоды не спасали от некоторых музыкальных потерь. К сожалению, для охотников услышать все, но к счастью для тех, кто не запасся вовремя билетами, вечерние концерты на открытой сцене на площади Рынок и основной сцене в парке им. Хмельницкого проходили с частичным временным наложением.
И, если учесть немногочисленность таких охотников до исчерпывающей полноты впечатлений и многолюдность вечернего центра Львова, такое решение организаторов "запараллелить" вечерние концерты – на пользу фестивалю.
Во всяком случае, заполняемость импровизированного концертного зала на площади Рынок по сравнению с прошлым годом возросла. В специально расставленных рядах стульев, опять же в отличие от прошлогодних концертов, все три дня не было заметно ни одного свободного места, да и по периметру протиснуться было нелегко.
Удачным было и решение организаторов о переносе дневной сцены (которая в прошлом году располагалась на ул. Валовой). Уютный дворик у Дворца Потоцких, окруженный домами, превратился в замечательный концертный зал, камерную джазовую сцену. И беспримесности звука могли вполне позавидовать две других более посещаемых концертных площадки.
![]() |
Перед сценой у дворца Потоцких |
Здесь за одним исключением (белорусского ансамбля Vittime Band с одним немецким исполнителем) доминировали украинские музыканты – молодежные коллективы: секстет саксофониста Григория Паршина, квинтет вокалистки Ольги Лукачевой.
![]() |
Квинтет Григория Паршина |
И "старая гвардия", составы уже опытных исполнителей: трио Родиона Иванова (клавишы), Максима Гладецкого (контрабас), Валерия Волкова (барабаны), трио Натальи Лебедевой (клавишы), Константина Ионенко (бас-гитара) и Алекса Фантаева (барабаны) и квартет Алексея Саранчина в составе Дмитрия Александрова (саксофоны), Дениса Дудко (контрабас) и Павла Галицкого (барабаны).
![]() |
Дмитрий Александров |
Словом, получилась краткая, но замечательная антология украинского джаза преимущественно с киевской пропиской.
![]() |
Родион Иванов и Максим Гладецкий |
Хотя открывать фестиваль должны были украинские коллективы "Пиккардийская терция" и Mansound, однако первым на сцену вышел известный российский валторнист Аркадий Шилклопер с другим своим, мягко говоря, редким для джаза инструментом – альпийским горном.
Не знаю, кому принадлежала идея, но, возможно, громкий звук альпенхорна Шилклопера, привычного к разговору с пространством и небесами, был услышан. Разгон облаков прошел, как выяснилось впоследствии, удачно.
![]() |
Аркадий Шилклопер - Разгон облаков |
Вокальные ансамбли "Пиккардийская терция" и Mansound закрепили – успешные коллективы, известность которых в Украине не считается с границами между музыкальными жанрами и даже выходит за границы страны, хотя и несколько разнонаправленные по репертуару.
Если "пиккардийцы" иногда "заходят" в джаз, то Mansound двигаются от джаза, включая в свой репертуар вещи в джазовой обработке, которые апеллируют к гораздо более широкой аудитории.
![]() |
Пиккардийская терция (фото Игоря Снисаренко) |
Главная черта и главная привлекательность акапельного пения обоих секстетов в том, что не только мелодия, но и инструментальный аккомпанемент исполняются голосом (голосами), и это голосовому равноправие создает сугубо джазовую полифонию и полиритмию.
Только Mansound в каждой мелодии даже неджазового происхождения стараются найти многообразные ритмические ресурсы, так что даже "Гимн Украины" в их исполнении к всеобщему восхищению присутствующих начинаем звучать драйвово как джазовый хит.
![]() |
Mansound (фото Игоря Снисаренко) |
Аркадий Шилклопер вернулся на сцену во второй день фестиваля уже со своим квартетом в составе – Аркадий Кириченко (вокал, флюгельгорн), Игорь Иванушкин (контрабас), Артем Федотов (барабаны).
Думаю, что в музыкальном отношении это был один из самых интересных концертов. Шилклопер играет на совершенно неджазовых инструментах – валторна, охотничий рожок, альпийский горн.
![]() |
Аркадий Шилклопер (фото Александра Зубко) |
Поэтому непривычный для джазового уха тембр не поражает слух новизной, и можно только позавидовать тем, кто слышал Аркадия Шилклопера впервые. Но на сей раз в квартете было два центра притяжения.
Не меньший восторг вызвали вокальные импровизации давнего партнера лидера квартета Аркадия Кириченко, или ФриМэна. Думаю, даже для искушенных любителей джаза привычных к скэту, вокальная акробатика Кириченко, как назвал это Шилклопер, была открытием.
![]() |
Аркадий Кириченко и Аркадий Шилклопер (фото Игоря Снисаренко) |
И если суть джаза, как принято считать, в импровизации и, следовательно, в искусстве быть новым, то выступления Аркадия Шилклопера и его партнеров – серьезный аргумент в пользу того, что о пресловутой смерти джаза говорить преждевременно.
Третий джазовый вечер на центральной площади города открыли музыканты харьковской группы Acoustic Quartet, выступление которых как и год назад оставило самые приятные впечатления, – Ефим Чупахин (клавишные), Денис Мороз (губная гармоника), Дмитрий Бондарев (труба), Григорий Олейник (барабаны), к которым присоединился киевлянин Валентин Корниенко (контрабас) и специальный гость певица Анна Чайковская.
И еще один, заключительный, аккорд в антологию украинского джаза.
![]() |
Анна Чайковская и Acoustic Quartet (фото Александра Зубко) |
По причине совпадения во времени с концертами на главной сцене никаких личных впечатлений от выступлений коллективов, которые продолжали играть для всех львовян и гостей города, оказавшихся в центре в вечерне часы.
Но ясно, что было, что и кого послушать: блюз в исполнении трио американского гитариста Скотта Хендерсона, фьюжн от россиян Nikolay Moiseenko Project, трио Марека Напьорковского, который уже выступал в Украине с Анной Марией Йопек, и квинтета Walk Away (обе группы из Польшы), а также группы Микки Бирта и его друзья (джаз из Венгрии редкий гость в Украине), наконец, сальсу от киевской группы Dislocados во главе клавишником Ильей Ересько. Судя по отзывам музыкантов и зрителей, и те, и другие остались довольны друг другом.
И, уж не знаю, были ли сожаления по поводу пропущенных концертов на главной сцене, но скучно, точно, не было.
![]() |
Перед сценой на площади Рынок (фото Алексея Карповича) |
Словом, весь фестиваль не видел никто. С другой стороны, возможность выбора маршрутов фестиваля, как в смысле способов сотрудничества музыки и города, так и в смысле своего фестивального расписания – возможность для личной импровизации.
Так что, пожалуй, Альфа Джаз Фест – сам в некотором смысле произведение искусства, которое, кроме организаторов и участников, готовили, сами того не ведая, строители Львова и которое, как и джазовая импровизация, живет только в режиме реального времени.
Продолжение следует