Alfa Jazz Fest – территория импровизации

45
6 червня 2012

1-3 июня во Львове прошел джазовый фестиваль на открытом воздухе Alfa Jazz Fest, одно из главных джазовых событий года в Украине.

Джаз и Львов

Джазовый опен-эйр - это не только музыка. Это особая территория, время-пространство, хотя эта территория образуется, конечно, вокруг музыки. В отсутствии стен музыка беспрепятственно заселяет пространство своими вибрациями, и они продолжают делать свое дело даже после прекращения звука.

Проще говоря, переход из времени звучания музыки в окружающее пространство не требует психологической перестройки, происходит, так сказать, без музыкальных потерь.  

Конечно, успех такого симбиоза музыки и места в очень большой степени зависит от их слаженной работы, от музыкальной дружелюбности самого ландшафта.

В этом смысле Львов – на удивление джазово-гостеприимный город. В прошлом году один из музыкантов на заданный на пресс-конференции вопрос, с какой музыкой у него ассоциируется Львов, не мудрствуя, ответил, что с классической. Тем не менее застывшая музыка Львова и джаз великолепно сыгрались. 

Сцена на площади Рынок (Тут и далее фото Александра Зубко) 

Впрочем, дело не только в архитектуре, но и в камерности, человекоразмерности улиц, как бы рассчитанных на длину и скорость шага. И это касается не только исторического центра, но и всего низкоэтажного города, который легко одолевается пешком.

Как и в прошлом году, фестиваль Альфа Джаз обосновался на трех концертных площадках: дневная – у Дворца Потоцких, и две вечерних – на площади Рынок и в парке им. Богдана Хмельницкого.

Этот виртуальный треугольник на прямой выглядит скорее прямой линией, расстояние между крайними точками которой спокойным шагом покрывается за полчаса. Необходимость перехода не утомляет, а маршрут не заставляет скучать. 

Между ливнями (Jazzing between the rains)

Главная проблема всех опен-эйров – капризы погоды. Если год назад фестиваль проходил под безоблачным небом, то на сей раз прогноз внушал тревогу, а дождливое начало первого дня ее только усиливало.

Пресс-конференция, посвященная открытию фестиваля, и вовсе проходила под аккомпанемент ливня, внушая самые мрачные опасения. Но буквально за десять минут до первого концерта дождь прекратился, просветлело и к моменту выхода на сцену ведущих и первого исполнителя даже успело подсохнуть.

В продолжение всего фестиваля обычно капризная, как говорят, львовская погода вела себя вполне миролюбиво.

Однако, стоило закончиться последнему воскресному концерту, тут же задождило, и едва публика успела разбежаться и разъехаться, - что называется, хлынуло. Невероятно, но факт.

С 17.00 пятницы до 22.30 воскресенья фестиваль, словно его расписание было утверждено в высших сферах,  почти до минуты втиснулся между двумя ливнями. 

С концерта на концерт

Впрочем, ни близость расположения сцен, ни мягкость погоды не спасали от некоторых музыкальных потерь. К сожалению, для охотников услышать все, но к счастью для тех, кто не запасся вовремя билетами, вечерние концерты на открытой сцене на площади Рынок и основной сцене в парке им. Хмельницкого проходили с частичным временным наложением.

И, если учесть немногочисленность таких охотников до исчерпывающей полноты впечатлений и многолюдность вечернего центра Львова, такое решение организаторов "запараллелить" вечерние концерты – на пользу фестивалю.

Во всяком случае, заполняемость импровизированного концертного зала на площади Рынок по сравнению с прошлым годом возросла. В специально расставленных рядах стульев, опять же в отличие от прошлогодних концертов, все три дня не было заметно ни одного свободного места, да и по периметру протиснуться было нелегко.

Удачным было и решение организаторов о переносе дневной сцены (которая в прошлом году располагалась на ул. Валовой). Уютный дворик у Дворца Потоцких, окруженный домами, превратился в замечательный концертный зал, камерную джазовую сцену. И беспримесности звука могли вполне позавидовать две других более посещаемых концертных площадки.

Перед сценой у дворца Потоцких 

Здесь за одним исключением (белорусского ансамбля Vittime Band с одним немецким исполнителем) доминировали украинские музыканты – молодежные коллективы: секстет саксофониста Григория Паршина, квинтет вокалистки Ольги Лукачевой.

Квинтет Григория Паршина  

И "старая гвардия", составы уже опытных исполнителей: трио Родиона Иванова (клавишы), Максима Гладецкого (контрабас), Валерия Волкова (барабаны), трио Натальи Лебедевой (клавишы), Константина Ионенко (бас-гитара) и Алекса Фантаева (барабаны) и квартет Алексея Саранчина в составе Дмитрия Александрова (саксофоны), Дениса Дудко (контрабас) и Павла Галицкого (барабаны). 

Дмитрий Александров  

Словом, получилась краткая, но замечательная антология украинского джаза преимущественно с киевской пропиской. 

Родион Иванов и Максим Гладецкий  

Хотя открывать фестиваль должны были украинские коллективы "Пиккардийская терция" и Mansound, однако первым на сцену вышел известный российский валторнист Аркадий Шилклопер с другим своим, мягко говоря, редким для джаза инструментом – альпийским горном.

Не знаю, кому принадлежала идея, но, возможно, громкий звук альпенхорна Шилклопера, привычного к разговору с пространством и небесами, был услышан. Разгон облаков прошел, как выяснилось впоследствии, удачно.

Аркадий Шилклопер - Разгон облаков  

Вокальные ансамбли "Пиккардийская терция" и Mansound закрепили – успешные коллективы, известность которых в Украине не считается с границами между музыкальными жанрами и даже выходит за границы страны, хотя и несколько разнонаправленные по репертуару.

Если "пиккардийцы" иногда "заходят" в джаз, то Mansound двигаются от джаза, включая в свой репертуар вещи в джазовой обработке, которые апеллируют к гораздо более широкой аудитории. 

Пиккардийская терция (фото Игоря Снисаренко) 

Главная черта и главная привлекательность акапельного пения обоих секстетов в том, что не только мелодия, но и инструментальный аккомпанемент исполняются голосом (голосами), и это голосовому равноправие создает сугубо джазовую полифонию и полиритмию.

Только Mansound в каждой мелодии даже неджазового происхождения стараются найти многообразные ритмические ресурсы, так что даже "Гимн Украины" в их исполнении к всеобщему восхищению присутствующих начинаем звучать драйвово как джазовый хит. 

Mansound (фото Игоря Снисаренко) 

Аркадий Шилклопер вернулся на сцену во второй день фестиваля уже со своим квартетом в составе – Аркадий Кириченко (вокал, флюгельгорн), Игорь Иванушкин (контрабас), Артем Федотов (барабаны).

Думаю, что в музыкальном отношении это был один из самых интересных концертов. Шилклопер играет на совершенно неджазовых инструментах – валторна, охотничий рожок, альпийский горн. 

Аркадий Шилклопер (фото Александра Зубко) 

Поэтому непривычный для джазового уха тембр не поражает слух новизной, и можно только позавидовать тем, кто слышал Аркадия Шилклопера впервые. Но на сей раз в квартете было два центра притяжения.

Не меньший восторг вызвали вокальные импровизации давнего партнера лидера квартета Аркадия Кириченко, или ФриМэна. Думаю, даже для искушенных любителей джаза привычных к скэту, вокальная акробатика Кириченко, как назвал это Шилклопер, была открытием. 

Аркадий Кириченко и Аркадий Шилклопер (фото Игоря Снисаренко) 

И если суть джаза, как принято считать, в импровизации и, следовательно, в искусстве быть новым, то выступления Аркадия Шилклопера и его партнеров – серьезный аргумент в пользу того, что о пресловутой смерти джаза говорить преждевременно.

Третий джазовый вечер на центральной площади города открыли музыканты харьковской группы Acoustic Quartet, выступление которых как и год назад оставило самые приятные впечатления, – Ефим Чупахин (клавишные), Денис Мороз (губная гармоника), Дмитрий Бондарев (труба), Григорий Олейник (барабаны), к которым присоединился киевлянин Валентин Корниенко (контрабас) и специальный гость певица Анна Чайковская.

И еще один, заключительный, аккорд в антологию украинского джаза.

Анна Чайковская и Acoustic Quartet (фото Александра Зубко) 

По причине совпадения во времени с концертами на главной сцене никаких личных впечатлений от выступлений коллективов, которые продолжали играть для всех львовян и гостей города, оказавшихся в центре в вечерне часы.

Но ясно, что было, что и кого послушать: блюз в исполнении трио американского гитариста Скотта Хендерсона, фьюжн от россиян Nikolay Moiseenko Project, трио Марека Напьорковского, который уже выступал в Украине с Анной Марией Йопек, и квинтета Walk Away (обе группы из Польшы), а также группы Микки Бирта и его друзья (джаз из Венгрии редкий гость в Украине), наконец, сальсу от киевской группы Dislocados во главе клавишником Ильей Ересько. Судя по отзывам музыкантов и зрителей, и те, и другие остались довольны друг другом.

И, уж не знаю, были ли сожаления по поводу пропущенных концертов на главной сцене, но скучно, точно, не было.

Перед сценой на площади Рынок (фото Алексея Карповича) 

Словом, весь фестиваль не видел никто. С другой стороны, возможность выбора маршрутов фестиваля, как в смысле способов сотрудничества музыки и города, так и в смысле своего фестивального расписания – возможность для личной импровизации.

Так что, пожалуй, Альфа Джаз Фест – сам в некотором смысле произведение искусства, которое, кроме организаторов и участников, готовили, сами того не ведая, строители Львова и которое, как и джазовая импровизация, живет только в режиме реального времени.

Продолжение следует



powered by lun.ua