Из Нормандии с любовью, или Художники те же люди
В воскресенье на страничке Национального художественного музея в социальной сети фейсбук появилась фотография огромной очереди из желающих посетить выставку "Нормандия в живописи", открывшуюся 1 сентября.
Видимо, устав стоять в очередях за современным искусством в Арсенал и ПАЦ, столичная публика с большим воодушевлением откликнулись на предложение посмотреть старую добрую живопись великих и не очень художников 19 – начала 20 веков. Примечательно, что выставка уже успела до этого побывать во Львове, где прошла с гораздо менее заметным ажиотажем.
Анонс пестрит хрестоматийными именами: Эжен Буден, Теодор Жерико, Камиль Коро, Клод Моне, Огюст Ренуар и др. Работы всех этих художников действительно есть среди 57 выставленных произведений, правда, заметить их и узнать без этикеток оказывается не так уж просто.
Очередь из желающих посетить выставку "Нормандия в живописи" |
Представленную на суд зрителей экспозицию действительно очень сложно назвать репрезентативной с точки зрения истории искусства, но в ней есть нечто, что все же подкупает и заинтересовывает современного зрителя.
Собранная Региональным Советом нижней Нормандии коллекция – признание в любви и дань уважения исторической области на северо-западе Франции ее жителями. Это своего рода эмоциональный архив региона, запечатленный сотнями художников, регулярно совершавших паломничество в живописные уголки Нормандии для работы на пленэре. Судьба целых художественных течений тесно связанна этим регионом. Достаточно вспомнить один только собор в Руане, ставший символом живописи импрессионизма.
Но, не смотря на это, история художественных свершений остается за кулисами самой выставки. Она рассказывает нам совсем о другом.
Например, о том, как любимые миллионами художники из таинственных и великих превращаются в обычных людей со своими слабостями и привязанностями, которые также, как и современные любители с фотоаппаратами, стараются запечатлеть свое особое ощущение полюбившегося места.
Камиль Коро "Пляж в Нормандии" |
По сути, большинство представленных тут работ - это этюды или небольшие полотна художников, схватывающих впечатления и переживания увиденного. Причем, это справедливо как для ренуаровского "Захода солнца", переданного несколькими полосками цвета, так и для вполне академичной работы Эжена ле Пуаттвена, изображающей странную сцену купания в Северном море одетых мужчин и женщин из маленького городка Этрет.
Эжен Буден "Рыбаки в море" |
Перед нами предстают образы нормандской природы, мало изменившиеся за последнюю сотню лет, и сцены из бытовой жизни людей того времени от которых веет спокойствием и меланхоличной расслабленностью. Чопорные дамы и общество на прогулке, рыбаки, занятые своим промыслом, лодки, корабли, архитектурные и прочие достопримечательности – увиденные глазами их современников они превращаются подлинный документ времени.
Альбер Марке "Порт Фека́му" |
В этом и заключается главная ценность этой выставки, которая на мой взгляд, совсем не в ее художественном достоинстве (хотя уверенное владение кистью также доставит удовольствие ценителям живописи), но в возможности для нас ощутить, как сильно поменялась наша жизнь, и как мало при этом изменились ее простые повседневные радости.
Эжен Буден Рыбаки на берегу моря Ловят рыбу |
Клод Моне Этрета |