ГОГОЛЬFest 2012: "Своими силами" как эстетическая категория

За 5 лет своего существования ГогольФест приобрел статус главного культурного бренда Украины и, более того, в сознании многих жителей страны воплощает само понятие "культура".

Но дело тут даже не в фестивальной программе, визуальная составляющая которой из года в год традиционно слабая, а театральная традиционно неизменная, а в том, как каждый раз организаторам удается добыть и приумножить энергию коллективного действия.

С момента своего основания ГогольФест находился в состоянии финансовой и организационной агонии и как будто нарочно избегал профессионального роста: даже в свой последний Арсеналовский год, когда по масштабу фестиваль не уступал недавней биеннале, его организацией по-прежнему занимались актеры, режиссеры, художники и сочувствующие.

Алевтина Кахидзе, Расширенная история Музычей (фрагмент инсталляции), 2012

И если в 2007-м DIY-принцип был единственно возможным вариантом создания культурного события, сегодня это выглядит скорее не оправданием, а художественной стратегией.

Гоголя-2012 никто и не ждал: киевляне успели привыкнуть к рафинированным формам "высокого" искусства, поданного под соусом из "международного", "кураторского" и "биеннале", а за массовое единение теперь отвечает программа стадиона Олимпийский, где если не Шевченко забивает гол шведам, так RHCP разрывают струны и публику на Give it Away.

ВІДЕО ДНЯ

Когда же месяц назад распространилась информация о неожиданной реинкарнации фестиваля в выдубицких цехах, вместо привычного ожидания-с-придыханием послышалось скептическое "уже не торт" и "так далеко никто не пойдет".

Но, конечно же, пришли: студенты и культурные атташе, галеристы, театралы, художники, тусовщики, директора арт-центров, поп-звезды и просто хорошие люди, пришли, чтобы по завету Морица де Хадельна посмотреть друг другу в глаза.

Алекса Фурдияка, Рыгачи, 2008

Программа фестиваля в этом году приятна, но особых откровений не обещает: реставрированная "Земля" Довженко под аккомпанемент непременной "Дахи Брахи" на открытии, несколько стандартов театра "Дах", эклектичный набор музыкальных событий – от брутального электронщика Venetian Snares до белорусских фриков Кассиопея – и Артур Белозеров с LABCombinat как верховный предводитель всех панков, народного творчества и аутсайдеров от искусства.

Неожиданным можно считать тот факт, что титульный проект визуальной программы пригласили делать Павла Гудимова, основателя арт-центра "Я Галерея" и известного адепта эстетически сдержанного, непростого для понимания, часто и вовсе абстрактного искусства.

Тиберий Сильваши, Обрамление, 2012

Павел, тем не менее, оценил народный потенциал фестиваля и сделал выставку, апеллирующую к популярным образам, народным промыслам и украинской повседневной мифологии.

В своем излюбленном приеме "микс-музея" куратор собрал очень разных художников, работы которых часто находятся в противоречии друг другу и даже самой идее "Неоофлька".

Здесь и заигрывающие с карикатурным национализмом полотна Ивана Семесюка, и неуловимая реальность присутствия в инсталляции Тиберия Сильваши, вульгаризированное бытовое в скульптурах Алексы Фурдияки и эстетизированная повседневность в работах Альбины Ялозы и Анны Мироновой.

Куратор смешивает художественные приемы и стратегии, а избежать опасного ощущения всеядности ему удается с помощью нестандартной экспозиции. Гудимов лихо нарушает все правила "грамотной" развески и инсталлирования и создает очень открытую и даже мобильную экспозицию.

Иван Семесюк, Ukrainian Dreams, 2012

Отсутствующие в заводском помещении стены заменяют похожие на подрамники деревянные конструкции, которые создают стенд-сетку, но не навязывают единственно верный маршрут движения. Перемещаясь в пространстве выставки, в какой-то момент начинает казаться, что это работы свободно левитируют в пространстве и сами находят зрителя в нужный момент.

Одним из главных героев проекта (как и фестиваля в целом), несомненно является помещение неработающего завода на Выдубичах.

И когда Владимир Будников имитирует своими работами "Отражение" перила балкона на аварийном втором этаже, Олег Грищенко шьет "шторы" с цитатами из Сковороды на всю высоту цехового потолка, а "Дах" в разгар представления включает заводской кран, и тот несется с невероятной мощью в толпу, понимаешь, что эти залы и есть самая живая форма культуры.

Художница Алевтина Кахидзе в пространстве инсталляции

Пожалуй, наиболее резонирующая с духом фестиваля работа, это "Расширенная история Музычей" художницы Алевтины Кахидзе, которая уже четвертый год развивает программу частной резиденции для иностранных художников в селе Музычи Киевской области.

Решив однажды, что лучший способ путешествовать – делать это через людей, Алевтина каждый год на два месяца отдает свою мастерскую для жизни и работы двум аппликантам из разных стран.

Немцы, сербы и сингапурцы, попадая в Музычи, начинают взаимодействовать с окружением не только на художественном, но и на бытом уровне – передавая деньги за проезд в маршрутке, покупая батон в магазине, заказывая бокал пива в местом "баре".

На ГогольФесте Алевтина представила макет своей программы в миниатюре – расчертив на полу карту, дополненную реальными предметами быта из собственного дома. Одна из историй, которые рассказывает художница, называется "История преодоления отчуждения", и это лучше любых слов раскрывает идею самого фестиваля.

Пространство лаборатории LABCombinat

Как подчеркнул на пресс-конференции основатель ГогольФеста Владилав Троицкий: "Главное на фестивале этого года – это люди, которые на него придут". Эта гуманистическая направленность и есть главная ценность фестиваля не только в этом году, но и все предыдущие и, надеемся, будущие выпуски.

В конце концов, ГогольФест – это история не столько о культуре, сколько о культурном сопротивлении, позволяющем преодолеть повсеместное отчуждение общественно-политической, экономической и социальной жизни в стране Украина.

И, вопреки слоганам из предвыборных кампаний, это одна из редких стабильностей сегодняшнего дня: земля – круглая, трава – зеленая, ГогольФест – "своими силами".

Фото Дмитра Ларіна

Реклама:

Головне сьогодні