Александр Гнилицкий. Оптика художника

152
22 жовтня 2012

Современное искусство одновременно и прекрасно, и ужасно тем, что тут никогда нет заведомо известных формул и готовых рецептов оценки явлений. Потому большинство суждений зиждутся на самых интуитивных, субъективных и бездоказательных прозрениях.

Возможно, потому, для сохранения душевного равновесия так важно иметь некую убеждающую всех точку - условный маркер адекватности, примиряющий всех со всеми, как абсолютная не требующая сравнений величина. Наличие такой величины совершенно необходимо для существования любого сообщества, а в случае с обществом их нужно гораздо больше, чем одна.

Думаю, я не слишком преувеличу, если скажу, что для современного украинского искусства такой абсолютной величиной является творчество Александра Гнилицкого.

Особенно это стало мне понятно, когда в самый разгар киевской музейной войны, сразу несколько ее главных действующих лиц покинули "поле боевых действий", ради выставки "ГНИЛИЦКИЙ. ул.Дарвина" в Харьковском "ЕримловЦентре". Видимо, в расчёте на то, что время, а вместе с ним и ход истории, остановятся, подобно тому как это случалось в Элладе в связи с проведением Олимпийских игр.

 

Нужно сказать, что метаморфозы, происходящие со временем внутри аскетичного многоуровневого пространства ЕрмиловЦентра, - едва ли не самое удивительное переживание, которое можно испытать, пребывая на выставке. Тут торжествует мифическое время: бесконечно длящееся в настоящем прошлое, без всякой потребности в будущем.

Кураторы проекта Леся Заяц и Оксана Баршинова собрали для этого проекта работы, созданные Александром Гнилицким в самых разнообразных медиа, и принадлежащие различным периодам его жизни. Некоторые из них хорошо знакомы отечественному зрителю, как работы из цикла "Дача" или "Медиакомфорт", иные - никогда не выставлялись в Украине. Но едва переступив порог выставочного центра, все они вместе и каждая в отдельности, вызывают щемящее чувство близости и узнавания, будто мы оказались в естественной и родной для себя среде.  

 

Картины, видеоинсталляции, объекты, фотографии сосуществуют тут с реальными предметами быта второй половины ХХ века. Стул изображенный на полотне и такой же, скромно стоящий у стенки и выполняющий свое функциональное предназначение, нарисованная полка с пластинками и реальный винил, книги, кассеты, техника – независимо от того, реальные это предметы или только их изображения –  все они тождественны ирреальности выставочного пространства.

Это почти физически ощутимое торжество материальной культуры и поразительная человечность вещей – примета уже сошедшей с исторической сцены доцифровой эпохи, сформировавшей уникальную оптику Александра Гнилицкого. Мучительную тоску по этой материальности мы все еще переживаем, погружаясь в цифровую реальность времени настоящего.

 

Эта выставка о памяти и ее носителях, о человечности вещей и ностальгии по прошлому, которое невозможно вернуть, но к которому еще можно приблизиться. Думаю, не ошибусь, если скажу, что подобный проект мог бы появиться только в родном для художника Харькове.

Тут, на улице Дарвина он родился и вырос. Этот живой, сильный, конструктивный, удивительно точно реагирующий на вызовы времени и одновременно сопротивляющийся им, город – предопределил появление Гнилицкого-художника.

Его непременно стоит посетить даже разбалованным насыщенной культурной жизнью жителям столицы и других больших украинских городов, так как испытать это щемящее состояние мифического безвременья можно только в этом месте и только во время выставки "ГНИЛИЦКИЙ. ул.Дарвина".

ЕрмиловЦентр

г. Харьков, площадь Свободы, 4 (главный корпус ХНУ им. В. Н. Каразина, вход со стороны спуска Пассионарии)

Время работы: Пн-Вс с 12:00 до 20:00
Вход свободный

Фото предоставлены ЕрмиловЦентр 

powered by lun.ua