Выставка номинантов на место в истории. Фото
В эти выходные, уже ставшая привычной очередь в PinchuckArtCentre, возобновила свое присутствие на Бесарабской площади. По традиции тут открылись сразу два проекта – выставка номинантов на премию Future Generation Art Prize и новый, удручающий своей неадекватностью контексту, проект патрона премии Демьяна Херста. О живописной серии мэтра мы тактично умолчим, обратив внимание на его молодых подопечных.
Future Generation Art Prize – премия для молодых художников, учрежденная Виктором Пинчуком с целью приобщиться к будущему, а точнее, к тому, какими именно художниками будет предоставлено право создавать образ нашего настоящего.
Тут нужно оговориться, что современная система искусства устроена очень хитро. С одной стороны, художественная практика – как никогда ранее – это практика одиночек, высказывающих свои остроумные суждения о положении вещей.
С другой – для своего существования она требует работы и профессиональной вовлеченности огромного количества самых разных людей: теоретиков и критиков, кураторов и продюсеров, меценатов, спонсоров, монтажников, производственников и т.д.
Это уже даже не фабрика, как во времена Энди Уорхола, а целая индустрия по производству – уже не просто художественных творений, но некоторых добавочных смыслов, которые они привносят в существующую картину мира.
Р.Э.П. (Революционное экспериментальное пространство). Евроремонт. Срез |
Зрители – то есть мы с Вами – более не являемся тут потребителями какого-то конечного продукта, потому что и самого продукта, как такового не существует. Не зависимо от нашего отношения к тому, что мы видим в выставочных залах – мы уже встроены в производственный процесс, как одна из его необходимых частей. Наш взгляд учитывается еще до того как он станет возможным. Причем, встроенными в процесс производства смыслов оказываются все потенциальные зрители, даже те, которые никогда не зайдут в PinchuсkArtCentre.
Потому, с нашей стороны, было бы ошибочно и даже несколько наивно полагать, что вся эта сложная система существует для нас, от нас зависит, и именно встреча с нами – зрителями – является итогом ее существования. Увы, это не так, она не менее равнодушна к нам, чем природа. А значит, самое лучшее, что мы можем в этой ситуации сделать – это вспомнить, что объект наблюдения всегда меняется в зависимости от наблюдателя.
Мы можем менять ее только изнутри. И чем более осмысленным будет наш взгляд, тем большее влияние он будет иметь на систему в целом.
Йонатас де Андраде. Ностальгия, классовые сентименты |
К чему я все это веду? А к тому, что нам никто не собирается помогать в том, чтобы наш взгляд стал осмысленнее – это целиком и полностью находится в зоне нашей ответственности.
Потому предупреждаю, если Вы продолжаете считать, что искусство - это практика создания красивых/интересных/необычных/забавных/эстетически привлекательных/диковинных (нужное подчеркнуть) объектов; если вы не читаете и не следите за его современным состоянием; если не владеете английским языком и не интересуетесь теоретическими вопросами актуальной гуманитарной мысли – скорее всего, эта выставка не будет Вам интересна.
А так как Ваше мнение уже учтено – совсем не обязательно тратить время на свое физическое присутствие в зале. Если же, хотя бы один из перечисленных пунктов в Вашем случае предполагает положительный ответ – то этот поход может оказаться крайне интересным.
Первое, что следует учитывать, попадая в выставочное пространство PinchukArtCentre, – то, что это не совсем обычная выставка.
Тут нет одной сквозной идеи, которая пронизывала бы все работы, соединяя их в целостное высказывание. Каждый из представленных художниками проектов стоит рассматривать как самодостаточный.
Именно поэтому ее посещение может оказаться довольно энергозатратным, ведь высказывание каждого из 21 номинантов, требует от нас определенного усилия и перенастройки оптики.
Эбигейл Девилль. Уличная жизнь: вихрь |
Одни художники поднимают тут вопросы, проблематизирующие актуальный для себя социальный (Ева Котаткова – Чехия) или политический контекст (Амалия Пика - Аргентина), другие фокусируются на порождаемом этими контекстами визуальном пространстве (Р.Э.П. – Украина), кто-то исследует символическую экономику власти (Андре Комацу – Бразилия), иные работают с особенностями визуального восприятия (Жуан Мария Гусман + А - Португалия).
Никита Кадан. Домик великанов |
При всей их автономности, практически в каждой из этих работ есть, тем не менее, один общий нерв, который помещает их в эпицентр актуальности. Это неоднозначность отношения к пространству истории, постоянно возникающие вопросы исторической памяти и анализ прошлого с целью приблизиться к пониманию настоящего.
Таков, к примеру, проект бразильского художника Йонатаса де Андраде, в котором автор на примере одного интерьерного декоративного панно в обычном жилом доме демонстрирует жизненную силу искусства модернизма.
Его витальную программу однажды замечательно сформулировал Пабло Пикассо, сказав, что даже если вы не знаете ничего о моем искусстве – я все-равно приду к вам в дом в форме унитаза. История всегда настигает нас в том или ином виде, потому лучше научиться понимать ее законы и открыто смотреть им в лицо.
Андре Комацу. Конструирование значений |
Практически о каждом из представленных здесь проектов можно думать и дискутировать очень долго. Затрагивая разные уровни нашего восприятия – они создают для этого множество поводов.
Но современная практика искусства не терпит назидательного тона и повествовательности, оно не сообщает никаких оформленных смыслов – все их нужно извлекать самостоятельно.
Жуан Марие Гусман и Педро Паива |
Делать это лучше всего в диалоге. Это может быть диалог между зрителем и автором, а может быть между двумя авторами или двумя зрителями, иногда их может быть больше чем два, а иногда они могут соединяться в одном человеке.
Но в любом случае для того, чтобы продолжать этот разговор Вам следует увидеть выставку. Она того стоит.
Про відкриття виставки читайте також на TabloID Пінчук зібрав Кучму й невістку Клюєва на "групову"