Движение художника

Киевские галереи постепенно выходят из изрядно затянувшихся зимних каникул с новыми проектами молодых, но уверенных художниц – в Карась Галерее продолжает развивать свою живопись-как-инсталляцию Леся Хоменко, а ЩербенкоАртЦентр радует первой персональной выставкой Анны Звягинцевой.

Заходя в первый зал выставочного пространства галереи "Карась", сразу наталкиваешься на одну из работ новой серии известной киевской художницы Леси Хоменко "Смешанные чувства".

Именно наталкиваешься, ведь станковая картина будто вырастает из пола, создавая препятствие при переходе в следующий зал. Афиша выставки гласит "Смешанные чувства. Живопись. Графика. Инсталляция". Хотя дефиниция видов искусства, наверное, кажется излишней, ведь все работы на выставке воспринимаются как единая инсталляция.


Леся Хоменко на протяжении всей своей карьеры обращается к такому "доверительному", классическому виду искусства, как живопись, используя ее как средство для реализации своих идей. В данном случае из своих живописных картин она создает инсталляцию, которая осваивает все пространство галереи, учитывая его архитектурные особенности и создавая определенную ритмику внутри него.

На работах в присущем Лесе Хоменко узнаваемом стиле (с широкой свободной манерой письма, укрупненными планами, обобщением) изображены "фрагменты" людей. Эта фрагментированность задает тон всей выставки, вызывает ощущение напряжения, чувство разлома. В основном в поле зрения художницы попадают руки, ноги, торсы людей, передающие движение, вызывая ассоциации с опытами футуристов, когда художники пытались внести движение в плоскость картины. Здесь же, в этих беспорядочных коллажах фрагментированных тел, через движение их разрозненных, разнонаправленных "обломков" передается ощущение растерянности, (само)разрушения, потери, одиночества.

Осваивая пространство галереи, художница задействует и объекты, находящиеся в ней. Важной частью инсталляции является размещенный вместо нот на пианино текст, в котором читаем "покалеченный субъект не в состоянии воспринимать мир целостно", "наше тело близко нам, но мы его не понимаем" (цитаты Якоба Икскюля и Джорджо Агамбена). Именно текст, наверное, полнее любого релиза передает сущность проекта. "Мне очень важно было задействовать пианино, хотя я сомневалась, нужно ли писать полноценную "объяснительную записку". Поэтому решила сделать художественный "недо-текст". И, конечно же, это мой манифест", – комментирует для "Украинской правды. Жизнь" Леся Хоменко.

Проект "Смешанные чувства", на первый взгляд, кажется очень личным, но графические работы, где художница за основу берет фотографии толпы из интернета, замазывая некоторых людей акрилом, таким образом, создавая пустоты, усиливают ощущения отсутствия целостности, истерзанности, внутреннего разлома, присущие каждому.

Работы Анны Звягинцевой знакомы украинскому зрителю по многочисленным групповым проектам, среди которых "Картина закрывает пейзаж" в Национальном художественном музее Украины (2012), "Спорная территория" в Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого (2012), МУХи в Институте проблем современного искусства (2010). Тем интереснее сейчас увидеть ее первое сольное высказывание – выставку, не стремящуюся к ретроспекции, но раскрывающую сам метод художественной практики. Работая в разнообразных техниках, от живописи до объекта, видео и звука, художница сохраняет верность принципам репортажного рисунка – ангажированно фиксируя реальность точным и внимательным жестом.

В "Доверчивом движении" Звягинцева обращается к "непроизвольному", "естественному" физическому действию, вверяя себя которому, создает практически прозрачные работы: три полотна с неуклюже вышитыми кружочками-треугольниками; желтые листочки, исписанные неровными линиями; микро-"поделки" из конфетных оберток, выставленные как драгоценные артефакты в массивной стеклянной витрине…

Не-ровность и не-нарочитость художественного почерка намекает на то, что перед нами вовсе не рафинированная абстракция, но предельно честное высказывание о природе произведения искусства.

"Скульптуры моего отца" вызывают совершенно тактильное узнавание: кто из нас, развернув "Киев вечерний", не скручивал золотистую обертку в шарик?

Заботливо собранные Звягинцевой "продукты" неосознанного движения пальцев отца-художника приобретают в выставочном пространстве ценность и значимость в лучах авторитета искусства и профессионального галерейного света.

"Рисунки Пятигорского" и "Тропинки" рождаются из практически буквального воспроизведения художницей движения другого – иллюстративных набросков профессора в лекционном запале и последовательного коллективного "протаптывания" пути в обход заданного.

Подражание, фиксация, аппроприация как основные художественные стратегии обнажаются на выставке до движения, действия, жеста per se – Звягинцева не дает ответов, не предлагает готовый продукт, но открывает бесконечное поле незаполненности.

В этом смысле ключ к выставке стоит искать в объекте "Пустая книга", созданном художницей еще в 2008 году, но справедливо присутствующим в текущей экспозиции. 210 девственно чистых страниц в твердом переплете не дают зрителю ожидаемого "содержания", более того – не предлагают ему заполнить их собственным смыслом в духе сверх-актуальных партисипаторных практик.

Как пишет о "Книге" сама художница: "Она предъявляет чистую потенциальность – причем самоценную именно в своем нереализованном состоянии." Пожалуй, сегодня сложно найти более точное, и одновременное тонкое, определение работы художника.

Выставка Леси Хоменко "Смешанные чувства" открыта в Карась Галерее до 10 февраля.

Выставка Анны Звягинцевой "Доверчивое движение" открыта в ЩербенкоАртЦентре до 12 февраля.

Фотографии любезно предоставлены Карась Галереей, ЩербенкоАртЦентром и художницами.

Реклама:

Головне сьогодні