"Театралы" в музее
В Киевском национальном музее русского искусства открылось триеннале сценографии имени Даниила Лидера.
Форма триеннале, т.е. выставки, проходящей каждые три года, выбрана не случайно. Идея регулярного экспонирования произведений художников украинских театров в музейном пространстве появилась как раз три года назад, когда в музее прошла яркая насыщенная выставка "Сценография", на которой были представлены работы украинских театральных художников – от классиков украинской сценографии до студентов Национальной академии изобразительных искусств и архитектуры.
Та выставка могла бы быть названа "Лидер и его школа", ведь практически все художники, творчество которых было показано на ней (Андрей Александрович-Дочевский, Мария Левитская, Владимир Карашевский и многие другие), являются учениками Даниила Лидера. На сегодняшней выставке круг художников практически не изменился, и, в общем-то, проект являет собой "Итоги театральных сезонов" за последние три года.
Нынешняя выставка расширилась в экспозиционном, географическом, а также образовательном отношениях: она будет сопровождаться образовательными мероприятиями, включая экскурсию в театральное "закулисье", и даже, как заявлено в музейном пресс-релизе, "обретает международный статус. Почетный гость Триеннале – известный российский сценограф Юрий Хариков".
Зал-посвящение Даниилу Лидеру |
Экспозиция открывается залом-посвящением Даниилу Лидеру. Здесь представлены макеты, эскизы декораций разных лет из коллекции Киры Питоевой-Лидер и музея театрального, музыкального и киноискусства Украины. Интересно наблюдать, какие метаморфозы происходят, когда объекты попадают в выставочное пространство. Художник театра, чья работа эмоционально воздействует на восприятие зрителем театральной постановки – от занавеса до костюмов, тем не менее, часто остается незамеченным обычным зрителем. В их фокусе – актерская игра. В музейном же поле декорации, макеты, плакаты, сценографические решения обретают иной статус.
Выйдя из контекста театра, в выставочном пространстве музея они сразу воспринимаются как объекты или же пространственные инсталляции.
"Зал Лидера" открывается декорацией к пьесе Ивана Кочерги "Ярослав Мудрый" (1970). Сохранившийся фрагмент декорации в экспозиции воспринимается как археологический артефакт. Симптоматично, что действие пьесы, которое происходит в XI в., разворачивается на фоне реставрационных работ внутри Софии Киевской. Таким образом, Лидер показал прошлое сквозь призму настоящего, заставляя задуматься над будущим. Начало нынешней экспозиции через исторический артефакт формирует стержень всей экспозиций, аккумулируя опыт прошлого, настоящего и, возможно, будущего.
Говоря о сегодняшней выставке, невозможно не сравнивать ее с предыдущей, которая собственно и дала толчок для развития оной в многолетний выставочный проект.
Владимир Карашевский. "Любовные письма к Сталину", по Хуану Майорге. Киевский академический молодой театр |
"Цель триеннале – показать ситуацию в украинском театральном пространстве за последние три года. Эта выставка фиксирует поиски и тенденции художников театра", – комментирует для "УП. Жизнь" Олег Татаринов, куратор выставки, художник-постановщик Театра юного зрителя на Липках.
Обе выставки отличаются разнообразием материала – макеты, костюмы, афиши, фотографии; представляют разные по своему профилю театры Украины. Традиционно партнером музея русского искусства выступил музей театрального, музыкального и киноискусства Украины, предоставивший на выставку работы из своей коллекции.
Чем уступает эта выставка предыдущей, так это отсутствием студенческих работ, которые в прошлый раз создали один из наиболее свежих, "дышащих" экспозиционных узлов и достойно экспонировались наряду с именитыми, заслуженными деятелями искусств, показав преемственность школы. Хотя сегодняшняя выставка также показывает опыт разных поколений, демонстрируя различные сценографические решения.
Игорь Несмеянов. Макеты к спектаклю Альдо Николаи "Чиновник и женщина". Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки |
Игорь Билецкий в сценографии к спектаклю "Тиль Уленшпигель" показывает идею "декораций без декораций", где палица – и атрибут, и символ власти, а также конструктор, посредством которого видоизменяется и сцена, и смысловая нагрузка в постановке. Олег Татаринов в макете к спектаклю "Над пропастью" по мотивам повести Дж. Сэлинджера представляет сцену как голову подростка, в мир которого вторгаются через органы чувств – зрения, слуха, показанные в виде прорезей в декорациях, через которые актеры проникают на сцену.
Юлия Зауличная в постановке спектакля Киры Малининой по мотивам рассказа Гарсии Маркеса "Глаза голубой собаки" демонстрирует запутанный мир сновидений, в котором в буквальном и переносном смыслах слова блуждает главный герой.
Макет Юлии Зауличной к спектаклю по мотивам рассказа Гарсии Маркеса "Глаза голубой собаки". Киевский академичный молодой театр |
В целом Триеннале концептуально повторяет прошлую выставку "Сценография", но такое постоянство не может не радовать. Хочется надеяться, что проект будет развиваться, и из частной инициативы художников приобретет более весомый статус – перерастет в более масштабное событие, которое будет развиваться и найдет партнеров в лице органов управления культуры.
Хотелось бы, чтобы Триеннале было не только площадкой для презентации наработок художников, но и стало стимулом для развития молодых театральных художников.
Фотографии предоставлены Олегом Татариновым и Валентиной Кузьмичевой
Выставка продлится до 24 марта 2013 года