100 скульптур в "Арсенале": шедевры и их копии

В "Мыстецьком Арсенале" открылось очередное скульптурное событие под многообещающим названием "100 шедевров скульптуры".

Завсегдатаи киевских художественных выставок наверняка помнят большинство представленных на ней работ по Скульптурным салонам прошлых лет.

Теперешний проект, собственно, не показывает ничего нового. Но зато дает неплохую возможность рассмотреть западную скульптуру в довольно цельном историческом срезе и проследить ее развитие от великого реформатора Огюста Родена, смело отделившего статую от традиционного постамента, до не менее великого абстракциониста от скульптуры Константина Бранкузи (или Брынкуша, как теперь популярно произносить на родной художнику румынский лад).

Среди других представленных важных ваятелей последних полутора веков – Альберто Джакометти с его узнаваемыми "таящими" силуэтами, кубист Жак Липшиц, мастер округлых форм и плавных линий Аристид Майоль, прославленный живописец Амадео Модильяни, плотно работавший также и в скульптуре, в навеянной африканским искусством стилистике.

Еще одно знаковое имя на выставке – украинец Александр Архипенко. Напомним, в Киеве, его работа в постоянной экспозиции представлена только лишь в Национальном художественном музее.

РЕКЛАМА:
Александр Архипенко "Торс в пространстве"

Не стоить забывать, что большая часть выставленных произведений являются не оригиналами, возникшими, так сказать, из-под руки мастеров, а более поздними отливами с авторских форм. С другой стороны, вопрос тиражности в бронзовой пластике довольно деликатен. Например, при жизни Дега из заготовленных им форм была отлита лишь одна скульптура.

А малая пластика Пикассо и Дали изначально запускалась в довольно большой тираж. Что же касается выставленных в "Арсенале" работ из коллекции Игоря Воронова, то большинство из них представляют собой более-менее современные версии, изготовленные во французской мастерской "Вальзуани", владеющей оригинальными формами многих художников и, соответственно, правом на их отлив с соблюдением определенного количественного лимита.

В принципе, аналогичные отливы "второго порядка" можно встретить и в крупных европейских музеях, которые желают соблюсти цельность и последовательность своих скульптурных экспозиций. Так что преждевременно крутить носом и рассуждать о проблеме копии и оригинала все же не стоит.

Другое дело, что "Арсенал", позиционирующий себя все таки как музейный комплекс, должен выступать гарантом качества и подлинности того, что представлено в его стенах под ярлыком "мировых шедевров" (помниться, на одном из Салонов еще в "Украинском доме" были представлены скульптуры Александры Экстер, изготовленные по ее эскизам, для отлива в бронзе изначально вообще-то и не предназначенным).

Так или иначе, посетить выставку хотя бы единожды стоит однозначно. Будучи искусством объема и живой пластики, скульптура в полной мере раскрывается только при удачном экспонировании, а дело это довольно капризное и требует серьезных масштабов.

Крупные работы не должны выглядеть стесненными и иметь возможность "расправить плечи", и даже камерные работы – а таких на выставке большинство – требуют просторов и, что называется, воздуха. А в "Мыстецьком Арсенале" чего-чего, а этого хватает вдоволь.

Фото: Максим Белоусов

Реклама:

Головне сьогодні