Бруклинские музыканты
В преддверии одного из главных событий джазового года, львовского фестиваля Alfa Jazz Fest, джазовая жизнь в Киеве отнюдь не замирает, а текущая неделя отличается даже всплеском джазовой активности и отмечена незаурядными событиями.
Одно из них – выступление американской группы PROJECT Trio, организованное джазовым продюсерским центром "Джезва" и посольством США в Украине.
PROJECT Trio, отсчитывающее свою историю с 2006 г., – весьма необычный, если не единственный в своем роде ансамбль уже по своему составу: Питер Сеймур (Peter Seymour) – контрабас, Грег Пэтилло (Greg Pattillo) – флейта, Эрик Стивенсон (Eric Stephenson) – виолончель.
Все трое – музыканты с классическим образованием и большим опытом работы в музыкальных коллективах, исполняющих классическую музыку, преимущественно симфонических оркестрах. В американской прессе их музыку нередко характеризуют как "камерную".
Однако собрались они вместе, для того чтобы играть что угодно, но только не то, что обычно так называют. Музыкантов из Бруклина, по-видимому, объединило желание выйти за пределы классической музыки и, вероятно, вообще освободиться от необходимости считаться с какими-либо пределами, проще говоря, играть все, что душе угодно. Можно добавить: где угодно, для кого угодно и как угодно.
И правда – ведь уже исключительность состава, для которого, наверное, никто никогда специально не писал музыку (понятно, кроме самих участников трио), обрекает любую музыку в их исполнении на необычность звучания.
Такую причудливую смесь стилей, прозвучавшую на концерте в Киевском планетарии (клуб "Atmasfera 360"), пожалуй, слышать еще не доводилось.
Начали музыканты с двух произведений любимых, по их словам, композиторов – американского джазового басиста Чарли Мингуса и Бетховена (знаменитое начало Пятой симфонии). Также из классики: Венгерский танец № 5 Брамса, "Петя и волк" Прокофьева. А еще: песня британской рок-группы Jethro Tull, сальса, хип-х из Dr. Nick, индийская рага (собственного сочинения) и несколько авторских композиций, сопровождаемых рассказом об обстоятельствах их создания. При этом стили легко переходят друг в друга в пределах одной композиции: хип-хоп, кантри, блюз, рок.
Каждый исполнитель – виртуоз своего инструмента, умеющий играть на нем всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Грег Петилло объединил флейту и битбоксинг, благодаря чему именно его флейта (флейтист) чаще всего выступала в несвойственной ей функции источника ритма в отсутствие ударных.
Эрик Стивенсон нередко использует виолончель как гитару или даже банджо. Не говоря уж о том, что и виолончель, и контрабас легко могут превращаются в перкуссионные инструменты, так что отсутствие барабанов вовсе незаметно.
Нельзя не сказать о склонности музыкантов к речевому жанру. Каждая композиция сопровождалась каким-то комментарием, порой даже повествованием. (Еестественно, на английском языке. И, кстати сказать, именно на джазовых концертах создается впечатление, что мы уже перешли от билингвизма к трилингвизму – по крайней мере в джазовом сообществе.).
Музыканты из Бруклина любят и умеют общаться с публикой, причем все больше в театрализованном стиле уличных артистов, так что не покидает мысль о том, что это больше всего похоже на театрализованное уличное действо. И на язык просится привычное словцо "музЫки". Не удивительно, что, как они сами говорят, при любой возможности предпочитают играть на улицах, в парках и просто на природе.
Кроме того, участники трио охотно делятся своими впечатлениями от поездок по миру, а самая приятная сторона этих путешествий, как они уверяют, это общение с музыкантами, которое иногда перерастает в – пусть и эпизодическое – сотрудничество. Приятным сюрпризом для публики стало превращение трио в квартет, когда на сцену поднялась украинская певица Джамала и к большому удовольствию публики вместе с PROJECT Trio спела свою песню I Am Like a Bird.
Словом, это надо было не только слышать, но и видеть.
Может возникнуть вопрос, какое это имеет отношение к джазу. С другой стороны, а как все это еще назвать одним словом?
Все фото Алексея Карповича