С нежностью, Мейвис Пул

10
25 травня 2013

Среди всплеска джазовой активности уходящей недели одно из примечательных событий – концерт американской певицы Мейвис Пул (Mavis Swan Poole) в рамках Международного джазового абонемента.

Однако в отличие от всех предыдущих концертов этого уже более чем семилетнего цикла проходил не как обычно, в зале консерватории, а в артклубе "44".

Другие участники квартета, собранного организатором проекта, басистом Арком Овруцким – пианист Рой Ассаф (Roy Assaf) и барабанщик Джей Сойер (Jay Sawyer).

Выдающий джазовый тромбонист Кертис Фуллер назвал Мейвис Пул "маленькой Эллой". Ее сравнивали и с другими известными джазовыми вокалистками. А список замечательных джазовых музыкантов и даже джазовых звезд, с которыми ей довелось выступать на одной сцене, слишком длинен, чтобы его приводить. Из чего ясно, что ее концерт в Киеве – явление, достойное внимания.

Все фото Игоря Снисаренко

Надо сказать, что артклуб "44" при своих плюсах (клубная атмосфера, непринужденность) – не самое лучшее место для раскрытия возможностей музыканта в силу расположения сцены и распространения звука. Скорее – для раскрепощения публики, которой к тому же в среду вечером было не так много. Впрочем, надо отдать ей должное – присутствующие реагировали за двоих или даже за троих.

В такой ситуации есть и свой плюс. Музыканты обычно просто играют как бы для себя, а это, надо сказать, особый жанр. Здесь меньше подъема, взаимообмена энергией с публикой, но зато больше непринужденности и взаимодействия между партнерами.

Особенно примечательным моментом в этом смысле были диалоги между Арком Овруцким и Роем Ассафом, партнерство которых насчитывает четыре года, и складывалось в том числе на глазах у киевской публики. Боюсь ошибиться, но для Ассафа это уже, как минимум, пятый приезд в Украину.

О нем мне уже доводилось писать. Ассаф – пианист, оставляющий впечатление необычайной свободы. Он с замечательной легкостью, без разбега "включает" импровизацию любой длины и глубины. На этом концерте он в очередной блеснул своими умениями.

Атмосфера непринужденности особенно сказалась на лидере, Арке Овруцком, который обычно больше работает на партнеров, словно бы памятуя о своей функции организатора, а на сей раз выглядел более спонтанным и сосредоточенным на музыке.

Барабанщик Джей Сойер просто работал на своих парнеров. Словом, не стремился, кажется, раскрыть свои возможности, о которых можно только догадываться из единственной короткой импровизации и общего впечатления мощи, которое складывается и из уверенной игры, и просто взгляда на его масштабную фигуру.

Концерт получился смешанный. Несколько авторских композиций Арка Овруцкого, как бы на пробу в составе трио. И несколько джазовых стандартов уже вместе с солисткой: The Night Has а Thousand Eyes, Bye, bye Blackbird и другие.

Прозвище "маленькая Элла", видимо, справедливо в том смысле, что Мейвис Пул – певица скорее лиричных интонаций, чем огненного темперамента. Она и импровизировала всего лишь раз (уже на бис). Не удивительно, что для окончания к общему восторгу присутствующих был выбран перепетый множеством джаз, соул и попвокалистов, хит Killing Me Softly with His Song, который очень соответствовал темпераменту вокалистки. "Убей меня нежно" - так, кажется, звучит один из возможных переводов (по крайней мере в названии фильма). Именно "нежно" (softly) – вот то слово, которое я искал, чтобы передать характер пения Мейвис Пул.

И лично мне этот вариант, приправленный импровизациями Роя Ассафа и Арка Овруцкого, показался даже более интересным, чем классические версии Роберты Флэк и Лорен Хилл.

Фото Игоря Снисаренко

powered by lun.ua