Устами очевидцев. Украинский павильон на 55-ой Венецианской биеннале
1 июня 55-я Венецианская биеннале открылась для широкого зрителя. В дни работы биеннале различные городские пространства становятся выставочными площадками: палаццо, школы, церкви.
В одном из таких палаццо (Palazzo Loredan) на площади Св. Стефана (campo Santo Stefano) разместился украинский павильон с выставкой "Памятник памятнику" (кураторы: Виктория Бурлака и Александр Соловьев, комиссар: Виктор Сидоренко). Она вызывает особый интерес, ведь впервые за историю украинского присутствия на биеннале Украина представлена молодыми художниками.
Хотя сложно Гамлета Зиньковского, Жанну Кадырову и Николая Ридного причислять к разряду молодых. Они состоявшиеся художники, с творчеством которых хорошо знаком как украинский, так и международный зритель, а условная категория молодых только указывает на их принадлежность поколению 2000-х.
На выставке они показали в основном уже известные, экспонировавшиеся на других выставочных площадках и художественных фестивалях работы (из серии "Неявные формы" Кадыровой, "Монумент" Ридного, "Книга людей" и "Наедине с собой" Зиньковского).
Естественно, палаццо Лоредан диктует новые условия для экспонирования и презентации работ, что дает иное их прочтение и восприятие зрителем.
Однако экспозиционное решение, принятое кураторами, не раскрыло потенциал отдельных работ, a напротив "перекрыло кислород" для их восприятия, когда художественное произведение перестает работать на полную силу, а работы создают не диалог в сочетании друг с другом, а наоборот препятствия для их восприятия.
Ведь сегодня именно экспозиционное решение во многом является посредником между художником и зрителем.
Хотя беспристрастному зрителю (из Австралии, Австрии, Италии), не знающему украинский контекст, проект показался цельным и глубоким, ведь экспонируемые работы затрагивают те проблемы (памяти коллективной и индивидуальной, истории, культуры), которые волнуют любое современное общество.
Гамлет Зиньковский "Книга людей". Фото Аксиньи Куриной |
"Украинская правда. Жизнь" решила узнать, насколько же довольны результатами проекта непосредственно участники самого процесса.
- Говоря в целом о процедуре организации национального павильона, она представляется следующим образом: министерство культуры назначает комиссара выставки, он, в свою очередь, выбирает кураторов, кураторы же определяют тему выставки и выбирают художников. Чем вы руководствовались в выборе темы и художников?
Александр Соловьев, куратор экспозиции: Во-первых, нам хотелось показать молодых художников, но, прежде всего, в выборе темы выставки мы руководствовались общей идеей основного проекта, заданной Массимилиано Джони, идеи универсального знания, памяти, архива.
И в нашей выставке "Памятник памятнику" мы отталкивались от одноименного проекта Жанны Кадыровой, уже реализованного ею в рамках международного фестиваля современного искусства в Шаргороде.
Там завуалированный памятник, который скрывает под "тканью" непонятные очертания, памятник кому и чему угодно. Именно этот ее проект стал отправной точкой для выставки в национальном павильоне.
Но здесь Жанна показала документацию жизни памятника, имитацию его жизни в реальном времени, представляя в своей новой видеоинсталляции, что происходит вокруг памятника сегодня.
Гамлет Зиньковский "Книга людей". Фото Аксиньи Куриной |
У Гамлета более исповедальная история, но все работы, представленные на выставке, объединены темой памяти – исторической и культурной.
Виктория Бурлака, куратор экспозиции: Да, хотелось показать молодых художников. Они лучше улавливают конъюнктуру, лучше интегрированы в арт-систему, уже работают с международными галереями.
У них есть определенное чутье того, что актуально в данный момент. Им присуща гибкость и иная восприимчивость истории, их отношение к истории лояльное. Они чувствуют и понимают непрерывность истории, ведь у них нет эмоциональной связи с прошлым.
Например, в работах Коли Ридного присутствует критика отторжения прошлого, что противоположно такому декларированию старшим поколением, что этого прошлого нет.
"Памятник памятнику" Жанны Кадыровой. Фото Аксиньи Куриной |
- Как бы вы оценили результаты выставки национального павильона?
Александр Соловьев: Вообще сама форма демонстрации искусства сегодня в форме национальных павильонов дискусионна. Эта форма уже не актуальна.
Но с другой стороны, именно она скорее показывает возможности страны, в том числе, и экономические. В некоторых павильонах идея национального показывается через обыгрывание "укорененности", через национальную идентичность, например, если Аргентина, то обязательно – это Ева Перон.
Но сегодня наше время мне представляется временем сменяемых идентичностей, они в постоянном изменении. Дело не в регионе, а в том, как ты чувствуешь время. И я бы оценивал наш павильон с точки зрения чувствования времени.
Я считаю, что получился цельный проект. Нет надрыва, пафоса, стремления вписаться в "ярмарку тщеславия". В этом проекте показаны различные медиа: видео, скульптура, инсталляция, рисунок. Я бы назвал эту выставку выставкой адекватной интонации.
На мой взгляд, наш проект вписывается в матрицу, предложенную главной выставкой "Энциклопедический дворец".
Гамлет Зиньковский "Наедине с собой". Фото Аксиньи Куриной |
Гамлет Зиньковский "Наедине с собой". Фото Аксиньи Куриной |
Виктория Бурлака: Действительно форма национальных павильонов анахронична, но Украина должна презентовать себя в международном контексте.
Как мне кажется, в нашей выставке все сделано минимальными средствами, но максимальными усилиями. Художники работали титанически. Я бы даже сказала, что заниматься искусством в нашей стране, участвовать в международных проектах – это гражданский подвиг.
Конечно, для художников – это возможность промоутировать себя, но это важно как для них, так и для страны.
Фрагмент экспозиции Николая Ридного. Фото предоставлено Николаем Ридным |
- Что для вас значит участие в национальном павильоне одной из наиболее престижных биеннале в мире – Венецианской биеннале – и довольны ли вы результатами самой выставки?
Николай Ридный, художник: Тема национального павильона слегка реликтовая. Мы живем в глобализированном мире, все национальное уходит на второй план. Национальный павильон – это тема для рефлексии. Если уж тебя выбрали, то интересно поразмышлять над этим.
Национальный павильон считается с темой репрезентации страны. Эта выставка показывает одну генерацию художников, но в то же время с Жанной мы близкие художники, с Гамлетом у нас меньше точек соприкосновения.
Фрагмент экспозиции Николая Ридного. фото предоставлено Николаем Ридным |
Что касается самой организации павильона, то я ею недоволен.
Например, художникам не платят гонорар, само выставочное пространство мы увидели всего за неделю до открытия выставки, и все это показывает отношение государства к художнику – оно грубое и некорректное.
Это все показывает, что художник не имеет никакого веса, и я понимаю, что к следующей биеннале это отношение будет таким же. В общем, первоначальные замыслы были более глобальными, нежели получилось в конечном результате.
Выставка получилась перенасыщенной работами для заданного пространства.
Перед Украинским павильоном в Палаццо Лоредан. Фото Аксиньи Куриной |
Гамлет Зиньковский, художник: Мне дико приятно участвовать в этой выставке, и подобные выставки я воспринимаю как некий тренажер – окунаешься в совершенно новую ситуацию. Ты же не только показываешь себя, но и видишь, что делают другие художники во всем мире.
Оба проекта, которые я показываю на биеннале, – "Книга людей" (2011) и "Наедине с собой" (2012), уже экспонировались на других выставках – и в PinchukArtCentre и в Мыстецком Арсенале.
И честно говоря, мне больше нравилось, как они были показаны там. Они экспонировались именно так, как мне виделось.
Но с другой стороны, было интересно "ужимать" работы. В любом случае, это способ пересмотреть свои собственные работы, как их можно показывать по-другому. И теперь можно оправдывать цены на свои работы (улыбается).