"Мировая война Z" и "Джунгли": о людях и людоедах
С 27 июня на украинских экранах демонстрируются: апокалиптический хоррор "Мировая война Z" Марка Форстера и биологический хоррор "Джунгли" Эндрю Трауки.
Мировая война Z / World War Z
Режиссёр: Марк Форстер
В ролях: Брэд Питт, Мирей Инос, Джеймс Бедж Дейл, Даниэла Кертеш, Люси Ахариш, Джулия Леви-Боукен
Жанр: боевик, ужасы, драма
Страны: США, Мальта
Если большие голливудские постановки обычно показывают нашу цивилизацию гибнущей под ударами метеоритов и инопланетных захватчиков, в низкобюджетном трэше и "независимых" драмах конец света нередко оказывается результатом нашествия живых мертвецов, расхаживающих по улицам в поисках человечины.
"Мировая война Z" представляет собой амбициозную попытку привить зомби-хоррор на пышном древе крупнобюджетного фильма-катастрофы. Отправной точкой послужил одноимённый роман Макса Брукса, написанный в форме серии интервью сотрудника ООН с людьми, пережившими войну с зомби.
Из личных воспоминаний складывается глобальная картина постигшей мир катастрофы, а изюминка произведения заключается в весьма достоверной демонстрации того, как по-разному пытаются противостоять прожорливым мертвецам представители различных культур и политических режимов (отечественному читателю будет приятно обнаружить в романе развёрнутый киевский эпизод с битвой на мосту Патона).
В картине Марка Форстера эта сюжетная мозаика заменена единым повествованием, герой которого- также представитель ООН, который, впрочем, занимается не опросами, а спасением своей семьи и человечества. Сумев доставить супругу и детей в "безопасное место", он отправляется во главе отряда спецназовцев на поиски источника зомби-вируса, рассчитывая, что это поможет отыскать средство в борьбе с живыми трупами. Сюжет схож с компьютерным квестом- следуя подсказкам, ооновец Джерри перемещается из одного охваченного бедствием уголка планеты в другой, теряя боевых товарищей и обзаводясь новыми.
При этом поиски "нулевого пациента" и наукообразные разглагольствования о возможной природе вируса являются лишь необременительной логической цепочкой, кое-как скрепляющей между собой экшн-сцены, которые для пущей живописности разворачиваются всякий раз в новой локации: вот герои спасаются от зомби в мегаполисе, вот удирают от них в джунглях, вот слышат за спиной их топот в секретной лаборатории.
Создатели картины будто перебирают мотивы и ситуации из второсортных ужастиков, придавая им размах большого кинозрелища. Чтобы добавить сражениям с мертвецами большей живости, авторы отходят от классического образа зомби, представленного в культовой серии картин Джорджа Ромеро: в отличие от привычных поклонникам хоррора неуклюжих созданий, двигающихся с наводящей оторопь медлительностью, в "Мировой войне" зомби бегают быстрее людей и способны действовать сообща, организуясь в живые волны, преодолевающие любые преграды.
Характеры персонажей, большинство из которых выразительны немногим более, чем их противники-мертвецы, растворяются в экшне, а мелкие, но досадные неувязки и нелепицы вроде обыкновения Джерри, "лучшего следователя ООН", докладывать о результатах своих поисков не начальству, а любимой жене (которая то и дело отвлекает его своими звонками от разборок с зомби), не позволяют серьёзно относиться к сюжету.
От особенностей национальной борьбы с зомби, убедительно описанных в литературном первоисточнике, в экранной интерпретации сохранился лишь ударный эпизод с Израилем, остающимся оплотом цивилизации в регионе благодаря предусмотрительности и боеспособности еврейского государства.
О мировом масштабе происходящего также свидетельствуют нарезка с туристическими достопримечательностями вроде Елисейских полей и Красной площади, запруженными покойниками-людоедами, эпизодические появления европейских звёзд, Морица Бляйбтроя и Пьерфранческо Фавино, а также анекдот про Северную Корею, которой не коснулась зомби-эпидемия, поскольку всем её гражданам меньше чем за сутки вырвали зубы.
В целом фильм представляется бодрой экскурсией по жанру лент о зомби, с интерпретациями, весьма занимательными и зрелищными, его тем и клише. И всё же наибольшее впечатление оставляет не этот бодрый галоп по европам и штампам, а вступительная часть картины, посвящённая первым дням нашествия зомби, времени паники и развала.
В сценах с бандами мародёров, рыщущих по охваченным анархией улицам, с полицейскими, которые спешат не помочь пострадавшим, а присоединиться к грабежу магазинов, с чиновниками уцелевшей власти, уполномоченными решать, кто достоин спасения, во всех этих выразительных подробностях начала конца прочитывается мысль о том, что Зло таится не в восставших мертвецах, а в нас, живых людях и добропорядочных гражданах.
И это Зло вырвется наружу, как только защитные механизмы цивилизации, все эти органы правопорядка, вызывающие у нас столько нареканий, перестанут функционировать: не испытывая страха наказания, оправдывая себя экстремальными условиями самозащиты и скорой гибелью всего, многие из нас примутся грабить и убивать, и именно в этом заключается подлинный ужас.
Оценка фильма 3 из 5.
Джунгли / The Jungle
Режиссёр: Эндрю Трауки
В ролях: Руперт Рейд, Агос Виджайя Соджарво, Игусти Будиантхика, Мишель Сантос
Жанр: ужасы
Страна: Австралия
Австралийский режиссёр Эндрю Трауки относится к числу тех достойных постановщиков, чьё творчество, пускай и не слишком обогатившее мировой кинематограф, может стать приятным сюрпризом для пытливого киномана, отыскивающего развлечение себе по вкусу вдали от проложенных любителями мейнстрима дорог.
Трауки снимает фильмы ужасов, посвящённые противостоянию человека и природы, в которых мастерски демонстрирует как умение нагнетать напряжение, так и способность переходить от сцен мучительного ожидания к убедительным и жестоким эпизодам кровавого столкновения своих героев с враждебной фауной.
Первые картины Трауки, "Чёрные воды", повествовавшие о крокодиле-людоеде, и "Риф" о не менее кровожадной акуле, были, если верить вступительным титрам, основаны "на реальных событиях". Новая работа режиссёра снята в жанре "найденной плёнки": как сообщается в начале "Джунглей", фильм смонтирован из видеоматериалов экспедиции Ларри Блэка, специалиста по кошачьим, отправившегося в Индонезию на поиски исчезающего вида леопарда.
Дальнейшее соответствует заявленной псевдодокументальной стилистике: "трясущаяся" камера, неуклюжий монтаж, визуальные и звуковые помехи в качестве спецэффектов.
Нарочитая достоверность происходящего, усиленная убедительным актёрским исполнением и сбивчивыми диалогами, хорошо контрастирует с мистической подоплёкой сюжета, ведь на этот раз людям приходится столкнуться не просто с опасным животным, но со сверхъестественным монстром.
Ощущение инфернальной угрозы складывается постепенно, из обрывков местных легенд о лесном духе, из мракобесной болтовни шамана о чёрном колдуне, который продал душу дьяволу и стал оборотнем, питающимся плотью, из сообщений об исчезновении скота и людей. Однако участники экспедиции, отмахиваясь от предупреждений как от вздорных бабушкиных сказок, углубляются в джунгли, надеясь запечатлеть на камеру редкого леопарда, пока не находят нечто такое, что отбивает у них всякую охоту продолжать съёмки.
В картине успешно используются приёмы основополагающего мокьюментари-хоррора "Ведьма из Блэр", при этом характеры в ленте Трауки выписаны значительно лучше. В образе Ларри Блэка представлен самоуверенный представитель современной цивилизации, с презрением отметающий любые суеверия, которому приходится пережить первобытный ужас. Подобно ему и зритель "Джунглей", пускай и на несколько минут, проведённых в темноте зрительного зала, способен усомниться в объяснимости и материальности окружающего мира.
Оценка фильма 3,5 из 5
Автор благодарит кинотеатр "Жовтень" за помощь в подготовке материала.
Фото Kinopoisk.ru.