Успеть посмотреть до ноября: ТОП-10 выставок Венецианской биеннале
По моему глубочайшему убеждению, самый большой недостаток современного искусства заключается в том, что его слишком много. Пишу без тени иронии - Венецианская биеннале всякий раз испытывает на прочность возможности восприятия: неукротимо растет число стран-участниц, всевозможных выставок, да и зрителей с каждым разом становится всё больше.
Основной проект нынешней биеннале - "Энциклопедический дворец" тоже связан с темой накопления и перепроизводства знаний. И сколько ни повторяй цитату Мао - "пусть расцветает 100 цветов", от необходимости выстраивания приоритетов никуда не денешься, хотя заранее понятно, что процесс в той же степени захватывающий, что и абсурдный.
Этот рейтинг переделывался несколько раз, и выставки, поначалу вызывавшие искреннее восхищение, в итоге в него не попали. К примеру, павильон Багамских островов, или самый обаятельный национальный павильон Сербии с проектом Владимира Перича и Милоша Томича "Ничего между нами".
Культурологических ассоциаций, которые вызывает выставка "Музыка для тишины" Шери Боул в павильоне Канады, хватит на целую книгу. Однако, персональное, тонкие игры с природой сознания вытесняются на обочину, когда в фокусе оказываются проекты с социальной и политической доминантой, даже в тех случаях, когда художники и кураторы явно лукавят.
1. Павильон Ирландии
В мультимедийной инсталляции "Анклав" Ричард Мосс окружает зрителя кадрами хроники снятыми в Конго, где в результате войны и её последствий – погибло более 5 миллионов человек.
Зелень живописных холмов и долин монохромная техника съемки превращает в ярко розовый цвет. Именно этот прием и вызывает брехтовский "эффект очуждения".
Очередное "нигде в Африке" - ещё одна язва глобальной цивилизации, превратившей континент в рынок сбыта оружия. Впрочем, в "Анклаве" политэкономика остается за кадром, тут война – экзистенциальная пропасть, ад существования без начала и конца.
Ричард Мосс, которому довелось работать в зонах военных конфликтов разных стран мира, признает, что на него также повлияли и детские впечатления от посещения Северной Ирландии.
Как водится в таких случаях, находятся те, кто упрекает автора в эстетизации войны. Не соглашусь, "Анклав" - одно из самых впечатляющих пацифистских произведений, которые мне когда-либо приходилось видеть.
2. Павильон Великобритании
C какой стороны ни посмотри, Джереми Деллер - образцовый современный художник. Изобретательный, остроумный, социально-ответственный, и о чудо, как для арт-мира, он не сноб – никакого высокомерия к публике: будучи внимательным исследователем, Деллер готов создавать более чем захватывающие образы.
На первый взгляд проект для национального павильона "Английская магия" - визуализация кошмара капиталистов или светлой мечты борцов с ними (капиталистами) – кому что ближе.
Первое, на что падает взгляд в центральном зале павильона - огромная фреска: летящая птица несет в когтях прочь шикарный лимузин, так сказать "привет" принцу Гарри, которого подозревали в отстреле полевого луня – вида птиц занесенного в "Красную книгу".
В другом зале объятые пламенем особняки миллионеров. Но самое востребованное изображение: социалист Уиллиам Моррис сбрасывает в морскую пучину яхту олигарха Романа Абрамовича. Рядом экспонируются вещдоки: ваучеры эпохи передела собственности в период развала СССР – источник олигархического богатства и символ перераспределения собственности.
"Английская магия" - ни в коей мере не агитпроп, Деллера интересуют связи и взаимодействие между процессами, в данном случае локальными – британскими. В павильоне есть флэшбек из 70-х – концертный тур Дэвида Боуи, очевидный референс – массовая культура успешно присваивает протестный потенциал контркультуры; и фильм о предыдущем проекте Деллера "Святотатство", представляющем из себя надувною копию Стоунхеджа.
3.Павильон Японии
Забота о других – лучший способ позаботиться о себе. К такому почти дидактическому выводу подталкивает проект Коки Танака "Абстрактно говоря - совместная неопределенность и коллективные действия".
Скуки в этом вовсе нет никакой, видео зафиксировало живые эмоции участников забавного и одновременно душеспасительного проекта, посвященного опыту преодоления фрустрации, связанной с последствиями катастрофы на атомной станции в Фукусиме.
"Абстрактно говоря" - видеодокументация разнообразных коллективных действий в условиях, когда действие функционально лишено такой необходимости. К примеру, несколько человек стригут одного или впятером играют на пианино.
Над созданием проекта "Добро пожаловать в Ирак" трудились одиннадцать иракских художников и один британский куратор Джонатан Уоткинс.
Павильон решен как пространство иракского дома, предметы быта перемешаны с арт-объектами, фото, есть даже карикатуры. Получилось без преувеличения здорово, не смотря на некоторую колониальность мизансцены: англосаксонский куратор – иранские художники.
Нашлось место не только для сарказма и черного юмора, но и сентиментальности, тоске по утраченной мирной повседневности.
Джонатан Уоткинс формулировал задачу следующим образом: показать праздник творчества во всех его формах, во всех кругах общества. Однако у него в большей степени получилось другое – передать чувство вины за гуманитарную катастрофу.
Ненавидеть здание национального павильона Германии для прогрессивных немецких художников – хороший тон. Да и не только художников, немцы стыдятся тоталитарной архитектуры.
[L]До сноса дело пока не дошло, на этот раз вопрос с архитектурным наследием решили парадоксально: поменялись павильонами с французами, тем самым выразив свое отношение к системе национальных представительств, которая многим представляется анахронизмом.
К слову, мнение не разделяю, для художников из стран третьего мира, куда не ступала нога международных кураторов, принцип национального представительства что-то вроде позитивной дискриминации, то есть шанс попасть в глобальное арт-пространство.
Однако франко-немецкая шутка удалась, и в этом конкретном случае границы действительно не более чем условность. Трудно представить сколько лет должно пройти, чтобы к примеру, заклятые соседи Украина-Россия, Греция-Турция, к вопросу национальной идентичности отнеслись бы как к игре…
Немецкий проект антитоталитарный и космополитичный, и содержательно и через выбор международных художников: Ай Вэйвэй (Китай), Даянита Сингх (Индия), Ромуальд Кармакар (Франция), Санту Мофокенг (Южная Африка).
Впрочем, о концепте выставки заставляет позабыть замысловатая инсталляция китайского художника и диссидента Ай Вайвэя из нескольких сотен старинных деревянных табуреток. Ай Вайвэй с задачей вызвать восхищение у зрителей справляется не хуже, чем с доведением до белого каления китайских властей.
6. "Когда отношения становятся формой"
Формально выставка организованная фондом Prada не входит в проект биеннале, каталоге она заявлена как событие-cаттелит. В среде арт-комьюнити это самая незрелищная экспозиция - событие №1, вызвавшее невероятный ажиотаж, который обернулся очередями на несколько часов.
Еще бы, "Когда отношения становятся формой" - очень тщательная, археологическая реконструкция, революционного проекта 1969 года выдающегося куратора XX века Харальда Зеемана.
Собственно, Зееман этим проектом основал профессию куратора и тем самым задал систему координат для дальнейшего развития современного искусства, в которой оно пребывает и по сей день.
Работа проделанная кураторами и организаторами поражает, в здании специально перестроены стены, для того чтобы добиться максимального сходства с пространством галереи Берна, где в 1969 году была показана выставка, объекты кропотливо собирались по частным коллекциям.
С формальным соответствием безусловно справились, однако этот без преувеличения исторический жест, по неволе приобретает и ироническое значение. Искусство, которое сорок лет создавалось как динамичное и текучее, подается в законсервированном виде, и такая "мумификация" явно не соответствует его природе.
7.Выставка победителей The Future Generation Art Prize
В отличие от фонда Parada, кураторам PinchukArtCentre идея перестраивать пространство с целью точного перенесения экспозиции прошлогодней выставки The Future Generation Art Prize, в голову не пришла.
Тем более, что часть работ была создана художниками специально для проекта на биеннале, однако интересней проследить что произошло с уже знакомыми произведениями, интерьеры старинного палаццо Контарини Полиньяк меняют оптику восприятия.
Для современных художников работать с таким пространством всё равно, что вступить в неравный бой, тем не менее, некоторые работы, к примеру, Агнешки Польской или Меиро Коидзуми от такого соседства выиграли.
Украинские участники Никита Кадан и группа Р.Э.П. предпочли создать новое.
"Бабушка (Мавзолей обеспечения)" Кадана – инсталляция во дворе палаццо, с одной стороны напоминающая здание суровой архитектуры, с другой – витрину заполненную кирпичиками белого хлеба – основного продукта питания постсоветских пенсионеров.
Р.Э.П. в продолжение проекта "Евроремонт" создали инсталляцию – навесной потолок при входе в палаццо, который сопровождала цитата Виктора Януковича.
Ход мыслей, как всегда в случае проектов Р.Э.П. заслуживает внимания, но сама художественная форма получилась едва ли заметной. А от выставки, удачно презентующую молодое поколение международных художников, не смотря на ее крутизну, все же хотелось бы тематической целостности, тем более, если создаются новые работы.
8. "Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Параллельные сходства".
Проект бунтарей, которые заслужено перешли в статус живых классиков, - еще один сателлит биеннале. И хотя "Параллельные сходства" не соответствуют заявленной теме, творчество Альтхаймера представлено скромно, то есть параллелей как таковых не получилось, однако переклички занятные, особенно для тех кто увлечен критическим искусством. Видео Альхамера сделанное совместно с Артуром Жмиевским "Так называемые волны и другие феномены мышления" документация процессов действий различных психоактивных веществ – посткриптум бесполезности психоделического фронта контркультурной революции.
Анатолий Осмоловский представлен основательно и ретроспективно: есть фото документации периода мятежной юности - различных радикальных акций, объекты разного периода, скульптурные портреты кумиров левых радикалов, однако самая забавная работа – скульптура "Золотой автопортет".
Осмоловский собственной персоной в одеянии священника, в головной убор вмонтированы фото ключевых для российского акционизма героев Олега Кулика, Бренера, Pussy Riot. Пальцы художника сложены в дулю. Что ж приятно, когда классики хранят верность критической позиции, при этом теряя иронии.
Балкон-пристройка – один из самых опознаваемых символов в постсоветских странах. Перенесенный в пространство Венецианского Арсенала, этот обобщенный образец самодеятельной архитектуры как приметы неолиберальной эпохи дает исчерпывающий ответ на вопрос на вопрос: "Почему у Грузии не получилось?".
Вместе с тем грузинский проект "Камикадзе-лоджия" в качестве знамени могут нести и сторонники реформ, еще 10 лет назад современного искусства как способа мышления в Грузии не существовало. А тут целый круг талантливых и критически настроенных художников-исследователей получает право высказывания.
10. "Голос невидимого". Ретроспектива китайского независимого искусства c 1979 по настоящее время
На биеннале трудно избежать встречи с современным китайским искусством. "Голос невидимого" - самая масштабная выставка, участвуют 188 художников.
Отправная точка проект "Стена демократии" 1979 года.
Половина работ из проекта "Голоса невидимого" не показывалась прежде за пределами Китая. Большинство работ вполне соответствуют бренду современного китайского искусства – визуально эффектного, технически совершенного.
Однако амбиции у куратора проекта Ван Линя гораздо более значительные, чуть ли не историю искусства последних 30-ти лет таким образом написать, а заодно сделать что-то вроде путеводителя по современной китайской жизни - экспозиция состоит из девяти тем: семья, деревня, разрушение, бедность, тело, пейзаж, память, история, магия.