Герои нашего времени

10
20 вересня 2013

С 19 сентября на украинских экранах демонстрируются: байопик "Джобс: Империя соблазна" Джошуа Майкла Стерна и криминальная комедия "Ломбард" Любомира Левицкого.

Джобс: Империя соблазна/jOBS

Режиссёр: Джошуа Майкл Стерн

В ролях: Эштан Кутчер, Дермот Малруни, Джей. Кей. Симмонс, Мэтью Модайн, Рон Элдард

Жанр: байопик, производственная драма

Страна: США

Личности выдающихся изобретателей и инноваторов редко привлекают внимание кинематографистов, хотя производные их идей, амбиций, страхов и надежд вторгаются в нашу повседневную жизнь, меняют её порой с не меньшей бесцеремонностью, чем следствия прозрений и душевных терзаний видных политиков и художников.

Ошибочность такого пренебрежения не так давно продемонстрировали Дэйвид Финчер и Аарон Соркин, раскрыв в своей "Социальной сети", из какого сора, не ведая стыда, рождаются великие открытия нашего века информационных технологий.

Фильм Джошуа Майкла Стерна (снабжённый нашими прокатчиками пикантным подзаголовком "Империя соблазна", чреватый горьким разочарованием для тех зрителей, которые отправятся в кинотеатр, не подозревая, чем занимался Стив Джобс) обречён на сравнения с "Социальной сетью", будучи близким ей тематически и сюжетно.

 

Как и лента Финчера, "Джобс" посвящён пионеру АйТи-эры, эксцентрику и нонконформисту, который добивается успеха, не обращая внимания на общепринятые представления о ведении дел и по мере своего продвижения к вершинам наживает врагов из числа бывших друзей.

Однако в первую очередь "Джобс" воспринимается как популярный киногид по истории "Эппл инк." для тех, кому лень читать Википедию- фильм последовательно, с заботливым указанием дат и мест действия, рассказывает, как Стив Джобс и Ко изобрели персональный компьютер и всё остальное.

Повествование, впрочем, избегает технических подробностей и внятных пояснений о сути новаций Джобса, так что зрителю картины будет сложно ответить на вопрос, что именно украли друг у друга Джобс и Гейтс или почему сама идея ПК поначалу встретила такое сопротивление. Пожалуй, при соответствующей смене имён и исторического антуража на место центрального персонажа можно было бы подставить пионера авиации или изобретателя радио.

 

Но главная проблема ленты заключается в том, что за этапами корпоративного становления теряется характер героя. К финальным титрам, объявляющим о финансовом триумфе "Эппл", мы знаем о нём немногим больше, чем знали на десятой минуте фильма, когда юный Джобс с суровой вдумчивостью произносил: "Я не могу работать на кого-то- мне необходима независимость".

В интерпретации авторов картины Стив Джобс оказывается практически лишённым "особых примет", всё сводится к стандартному набору черт великих новаторов и бизнесменов - творческой фантазии, жёсткости, склонности к риску. В лучшем случае заглавный персонаж ленты с его предприимчивостью и конструктивной безжалостностью оставляет впечатление довольно абстрактного капиталистического супергероя либертарианского пошиба, атланта, расправившего плечи, чьё лицо скрыто облаками.

 

При этом обращения к его личной жизни только портят дело, возникая в самых неожиданных местах и не получая должного развития. К примеру, отказ Джобса признать свою дочь Лайзу, мотивированный нелепыми доводами про миллионы американских граждан, которые, учитывая 6%-ую погрешность теста на отцовство, могли её зачать, представлен как незначительный эпизод в его богатой свершениями жизни.

Когда же ближе к концу ленты Джобса неожиданно показывают в семейном кругу, нежно будящим девушку Лайзу, зрителю остаётся только недоумевать, новая ли это дочь или та самая, оставленная, а также является ли показанная вслед за этим спутница жизни Джобса его брошенной когда-то подругой, матерью Лайзы - чтобы понять это, придётся всё-таки добраться до Википедии.

Точно также никаких морщин не оставляют на Джобовом "портрете Дориана Грея" те подлости, которые герой совершает по отношению к своим друзьям и соратникам.

Складывается впечатление, что не только для Стива Джобса, каким его показывают создатели картины, не особенно важны отношения за пределами рабочего пространства, но и для самих создателей семейные и дружеские связи их героя не представляют интереса, если не вписываются в историю компьютерной техники. Вместе с тем характеры коллег Джобса, за редким исключением, выписаны столь скверно, что смена причёсок и бритьё бород почти лишает зрителя возможности отличать их друг от друга.

 

Из-за этой безликости, безличности, одержимости профессиональным успехом в ущерб личным отношениям не только неубедительными, но и откровенно неуместными оказываются возгласы героя о своём стремлении "не жалеть людей, а делать их лучше", "воплощать мечты", "подбирать ключ к сердцу каждого человека". Впрочем, подобную риторику в любом случае трудно было бы воспринимать всерьёз, как и заявления о революционном перевороте, относящиеся к изобретению удобного музыкального плеера.

Оценка фильма 2 из 5.

Ломбард

Режиссёр: Любомир Левицкий

В ролях: Денис Никифоров, Павел Пискун, Дени Дадаев, Валерий Легин, Ольга Сторожук, Василиса Фролова, Сергей Романюк

Жанр: криминальная комедия

Страна: Украина

Последний Одесский кинофестиваль стал свидетельством пробуждения отечественного кино от затянувшейся спячки, представив восемь полнометражных украинских картин, охватывавших самый широкий спектр зрительских ожиданий и предпочтений. На этот раз возможность убедиться, что украинский кинематограф скорее жив, чем мёртв, будет предоставлена и широкому зрителю - несколько из показанных в Одессе лент запланированы к выходу в прокат.

 

Первым на киноэкраны добрался "Ломбард" Любомира Левицкого, который, впрочем, и создавался дольше остальных - его начавшиеся ещё в 2008-м съёмки были завершены в 2011-м году, и с тех пор премьера раз за разом откладывалась. В кинематографических кулуарах поговаривали о "непримиримых противоречиях" между продюсерами и Левицким, который якобы был отстранён от монтажа и даже не видел окончательного варианта картины.

Во всяком случае, если в прошлогоднем интервью он говорил о внушительном хронометраже в 110 минут, продолжительность прокатного варианта составляет 90 минут.

 

Став со своей дебютной картиной "Штольня" первопроходцем отечественного хоррора, в "Ломбарде" Любомир Левицкий осваивает жанр криминальной комедии, избрав в качестве примера для подражания творчество Гая Ричи.

Завязкой событий, разворачивающихся в некоем Лемберге (так называется на немецком Львов, чьи улицы и распознаются в представленных на экране городских пейзажах, хотя лента снималась также в Киеве и Одессе) является желание двух братьев, мелких уголовников, остепениться благодаря собственному делу - полученному в наследство ломбарду.

Но этим заведением, как выясняется, заправляет дядя героев, криминальный авторитет, который отнюдь не намерен признавать их имущественные права, поскольку ломбард является прикрытием его теневой деятельности. В противостояние родственников постепенно втягиваются всё новые лица, обитатели бандитского дна асфальтовых джунглей самых разнообразных специальностей.

Сопереживать некому, ввиду отсутствия "гражданского населения" грабежи и убийства воспринимаются как должное. Наркоторговцы, налётчики, киллеры беспрепятственно разыгрывают комедию в жанре "вор у вора дубинку украл", а изредка появляющееся сотрудники правоохранительных органов спешат получить причитающуюся им долю.

При этом происходящее отнюдь не кажется отражением преступного и коррупционного произвола, царящего на наших улицах. Благодаря озорной тональности повествования и оторванности от примет отечественного быта лембержцев скорее можно принять за обитателей лондонского Ист-Энда, чем за украинских бандитов, разве что мелькнут на экране до боли знакомые парни в спортивных костюмах, лузгающие семечки.

 

Манерой съёмки и монтажа "Ломбард" действительно очень напоминает британские криминальные чёрные комедии, но, к сожалению, стилизации уделено куда больше внимания, чем персонажам, а сюжет, напротив, перегружен хитросплетениями.

Поверхностно выписанные характеры, несмотря на ряд достойных актёрских работ, не запоминаются, а разобраться, кто кого подставил и как ему удалось это провернуть после середины фильма становится невыполнимой задачей, так что лента начинает восприниматься как череда гэгов со стрельбой - достаточно забавных по отдельности, но утомительных в целом, так что сокращение должно было пойти картине Левицкого только на пользу.

 

В любом случае, можно только приветствовать "Ломбард" как занимательный и новаторский в украинском кино жанровый опыт. Если мало кто мог ожидать, что режиссёр "Штольни" способен создать что-нибудь путное, "Ломбард" является поводом с отнестись с интересом к следующему фильму Левицкого, который, кстати сказать, не заставит долго себя ждать - "Тени незабытых предков" должны выйти в прокат уже в ноябре.

Оценка фильма 3 из 5.

Фото kinopoisk.ru

powered by lun.ua