Тест

"Молодость": фестивальные хиты и советская старина

Первый день "Молодости"- всегда разминка перед семидневным киномарафоном, но уже с утра в фестивальном центре, кинотеатре "Киев", шли показы лент, отмеченных наградами крупнейших МКФ.

Фильмом-открытием фестиваля, задолго до начала официальной торжественной церемонии, стал для меня победитель последнего Берлинале, лента румына Кэлина Петера Нецера "Поза ребёнка". Полагаю, не мне одному было трудно отделаться от ощущения, что действие разворачивается в Украине.

Андрей Халпахчи. Тут и далее фото Дмитрия Ларина

Фильм посвящён дорожному инциденту, в результате которого молодой мужчина, превысив скорость во время обгона, сбил насмерть мальчика, перебегавшего дорогу в неположенном месте. Мать виновника драмы, состоятельная и влиятельная дама, принимается звонить знакомым из префектуры и полицейского департамента, заставляет сына изменить показания, договаривается о встрече с главным свидетелем.

На примере этой случайной трагедии, которая вполне могла бы произойти и с осторожным и опытным водителем, авторы картины показывают всю рутинность полицейской коррупции и высокомерную бесчувственность представителей высших общественных кругов, убеждённых, что взятки и компенсации являются для них достаточным наказанием за любое преступление.

Ольга Сумская, Виталий Борисюк и Виктор Андриенко

Следующий фильм, "По разорванному кругу" Феликса Ван Грёнингена, получивший на том же Берлинском МКФ приз зрительских симпатий, был посвящён едва ли не худшей из возможных в жизни человека трагедий. Герои ленты, супружеская чета музыкантов (кантри-баллады удачно подчёркивают настроение сцен и при этом оказываются чем-то вроде эмоциональной отдушины), чья дочь умирает от рака, проходят через все состояния скорби, от истерической ярости до апатии, и, не имея возможности винить кого-либо в происходящем, отыгрываются друг на друге, уничтожая свой казавшийся идеальным брак.

При этом отец девочки обращается к религии - вероятно, единственному, что могло бы помочь смириться с подобной ситуации, - лишь затем, чтобы бессильно проклинать несуществующего в его представлении Бога. Ощущение этого безутешного горя на каком-то физическом уровне передаётся и зрителю, которому приходится вместе с героями картины задавать себе вопросы о значении страдания, о том, является ли оно бессмысленным и незаслуженным, или же всё, что с нами происходит, даётся нам за что-то или, во всяком случае, зачем-то.

Была продемонстрирована и самая, вероятно, скандальная из обещанных в программе 43-й "Молодости" картин - "Мёбиус" Ким Ки-Дука. На её показе приходилось - не всегда успешно - сдерживать смех из уважения к соседям. Этот фильм, где в качестве сюжетной завязки героиня отрезает сыну член, чтобы насолить изменяющему ей супругу (а, чтобы помешать пришить его обратно, прибегает к мерам, о которых и писать неловко), показался мне выходящим за все мыслимые рамки апофеозом столь свойственного знаменитому корейскому режиссёру садомазохистского позёрства.

Леонид Новохатько, с похвальной скромностью почти ничего не сказав от своего имени, зачитывал обращения от Виктора Януковича и Николая Азарова

Снизить градус неприязни к этому произведению о трагедии членовредительства можно, воспринимая фильм как метафору вроде самых нелепых романов маркиза де Сада - как некую условность, не имеющую отношения к реальности, как пространство вымысла, где действуют не живые люди, а доведённые до абсурда олицетворения наших чувств, душевных порывов, тайных вожделений. Но даже и в этом случае мне трудно охарактеризовать "Мёбиус" иначе, чем как заунывную, безвкусную, мучительно претенциозную дрянь.

Церемония открытия, впервые за четыре года прошедшая во дворце "Украина" - от него в своё время отказались из-за дороговизны и нареканий на техническое качество кинопоказов, - прошло достаточно скромно, без особенного злоупотребления патетикой и интермедий с участием Камалии. За музыкальные паузы отвечал украинский народный хор "Калина" из Полтавы, который стал героем привезённого на фестиваль швейцарского документального фильма "Волшебная палочка".

Этот столь необычный для "Молодости", но не лишённый очарования ход акцентировал внимание на украинской составляющей фестиваля, на том начале возрождения отечественного кинематографа, о котором неоднократно упоминали со сцены, ведь в разные конкурсы "Молодости" вошло 38 профессиональных картин - показатель, непредставимый ещё пару лет назад.

Почетный президент фестиваля Виктор Ющенко

На открытии были оглашены первые награждения. Почётного "Скифского оленя" за вклад в мировой кинематограф получил выдающийся австрийский режиссёр Ульрих Зайдль, приехавший в Киев представить полную ретроспективу своих картин, среди которых - "Импорт/Экспорт", один из лучших фильмов о современной Украине.

Вручение награды за вклад в украинское кино Наталье Сумской вызывал у зала меньше энтузиазма. Мои соседи шумно пытались вспомнить, в каких фильмах она сыграла, но их иронию смягчили слова актрисы о том, что, несмотря на возрастную категорию, которую предполагает этот приз, она мечтает сниматься у молодых, а также песня, спетая ею вместе с "Калиной".

Помимо пения на "Калину" была возложена обязанность сопровождать выступления ораторов овациями, что подчас оказывалось весьма нелишним. Когда министр культуры Леонид Новохатько, с похвальной скромностью почти ничего не сказав от своего имени, зачитывал обращения от Виктора Януковича и Николая Азарова (уважительно заметив, что в мире не так много культурных мероприятий, удостаивающихся чести получить поздравления сразу от двух первых лиц государства), послушные бурные аплодисменты хористов заглушили жидкие хлопки аудитории.

Хор "Калина"

Эти машинальные рукоплескания застывших в торжественных позах граждан напоминали о временах единогласных голосований и уместно смотрелись бы в фильме-открытии фестиваля, картине Анджея Вайды "Валенса: Человек надежды". Точнее было бы перевести "Человек из надежды"- подзаголовок указывает на знаменитые фильмы Вайды "Человек из мрамора" и "Человек из железа", также рассказывавшие о положении простых рабочих в Народной Польше, весьма далёкие от социалистического идеала.

Ульрих Зайдль

Картина 89-летнего патриарха польского кинематографа представляет собой биографию лидера "Солидарности", наиболее успешного оппозиционного движения Варшавского блока, без которого, по словам Андрея Халпахчи, не было бы ни Перестройки, ни независимой Украины.

Красная дорожка 43-й "Молодости"

История Валенсы представлена в виде ретроспекций к интервью, которое он даёт выдающейся журналистке и антифашистке Ориане Фаллачи (которую, в соответствии со своей манерой выражаться, зовёт "черноротой бабой"). Вайде и исполнителю главной роли Роберту Вечкевичу удалось создать выразительный, харизматичный образ человека, которому болезненное чувство справедливости, сила воли, поддержка супруги и глубокая религиозность помогли выстоять в противостоянии с безжалостным режимом, и всё же фильм оставляет впечатление слишком приглаженной, парадной версии событий. Впрочем, Лех Валенса, безусловно, заслуживает парадного кинопортрета.