Льются песни, льются вина

6
25 жовтня 2013

С 24 октября в прокате Украины: комедия "Горько!" Жоры Крыжовникова и триллер "Пятая власть" Билла Кондона.

Горько!

Режиссёр: Жора Крыжовников
В ролях: Юлия Александрова, Егор Корешков, Ян Цапник, Елена Валюшкина, Василий Кортуков, Сергей Светлаков, Юлия Стадник
Жанр: комедия
Страна: Россия

Лента Жоры Крыжовникова является удачным примером использования приёмов псевдодокументалистики и реалити-шоу в комедии, ориентированной на широкого зрителя. Происходящее подаётся как видеодневник свадьбы, которая прошла не вполне удачно, материалов двух присутствовавших на этом событии операторов с вкраплением милицейской хроники.

Молодожёны, которым предстоит раз за разом сливаться в объятиях под вынесенный в заголовок клич - журналист, выходец из рабочей семьи, связывающий мечты о карьерном росте с рекламодателями, которые "вот-вот" потянутся на его сайт, и дочь "нефтяного" чиновника.

Девушка мечтает о романтической свадьбе на берегу моря, с подружками в бикини, лодочками и плещущимися на мелководье русалками, её родители настаивают на банкетном зале с тамадой и казачьим хором, а жених, равнодушный к обоим вариантам, не слишком успешно пытается сохранить достоинство, оказавшись бедным родственником на собственной свадьбе.

 

В результате молодые люди решают организовать тайком собственную вечеринку и удрать на неё, пройдя через положенные муки обрядов и конкурсов, когда старшее поколение вдоволь напляшется и напьётся.

К этому, собственно, и сводится действие - ссорам между родителями, которые хотят организовать всё по-своему, и молодыми, которые их стыдятся; конфликтам между двумя семьями, между коррумпированными нуворишами и люмпенизированными пролетариями; к патетическим речам в ЗАГСе, обязательному обходу памятников, выкупу за невесту, пляскам под Верку Сердчку и караоке под Лепса и Круга, всем этим особенностям национальной свадьбы, бессмысленной и беспощадной.

 

По сути, в этой сумбурной мешанине бессмысленных действий ничего не происходит, однако от экрана трудно оторвать взгляд.

Иногда происходящее приобретает привкус телевизионных скетчей, но в целом имитация реальности выполнена прекрасно - реплики, жесты, бытовые подробности наполнены безыскусным и узнаваемым существованием, атмосферой постсоветской нищеты. При этом герои настолько полны жизненной энергии и так непосредственны, что заражают ею зрительный зал.

 

Вместе с тем, разудалое застолье, семейные истерики и пьяный мордобой предстаёт и убедительным показом войны поколений, и тем столкновением двух миров, которым является любой брак, и прозрачной метафорой России с её духовным обнищанием и социальными конфликтами.

 

Балаганное веселье то и дело нарушается драматическими нотками, сожалением, что даже ближайшее родство не является залогом взаимопонимания, общности представлений и вкусов. Но, как в очередной раз свидетельствует рассказанная в картине история, мечта о преодолении разногласий всё же осуществима, в том случае, если люди выстраивают отношения не на тщетных попытках понять друг друга, а на безоглядной любви, которая позволит смириться и с русалками, и с Лепсом.

Оценка фильма 4 из 5

Пятая власть

Режиссёр: Билл Кондон
В ролях: Бенедикт Камбербетч, Дэниэль Брюль, Энтони Маки, Дэйвид Тьюлис, Лора Линни, Стэнли Туччи
Жанр: триллер
Страна: Великобритания-Бельгия

Галерея кинопортретов героев цифровой эры пополнилась фильмом о Джулиане Ассанже, человеке, который продемонстрировал могущество электронных СМИ таким образом, что стал для одних символом бесстрашного разоблачения высокопоставленных мерзавцев, для других- образцом информационного терроризма. Взгляд на Ассанжа создателей "Пятой власти" сочетает оба этих представления.

В отличие от, скажем, "Социальной сети" или недавнего "Джобса", в которых главными героями предстают, соответственно, Марк Цукерберг и Стивен Джобс, в "Пятой власти" фигура Ассанжа раскрывается через его взаимоотношения с Дэниэлом Бергом. Именно по скандальной книге Берга, близкого друга и соратника Ассанжа, а затем его неистового обличителя, поставлен фильм.

 

Сам Берг показан в ленте типичным молодым идеалистом, попавшим под влияние человека, к которому он относится поначалу почти с религиозным обожанием. По мере превращения "ВикиЛикс" из малоизвестного новостного сайта в самый скандальный сетевой источник политических сенсаций меняется и отношение Берга к своему кумиру.

Он восхищается этим суровым одиноким разоблачителем тиранов и коррупционеров, его отвагой и бескомпромиссностью, а, сталкиваясь с менее привлекательными чертами характера Ассанжа, его равнодушием к чувствам окружающих, откровенной грубостью, воспринимает их как причуды аскетичного правдолюбца, не желающего стеснять себя условностями хорошего тона.

Однако всё меняется, когда в один прекрасный день Ассанж решает пренебречь провозглашаемым им самим принципом защиты информаторов и собирается опубликовать материалы, рассекречивание которых может погубить многих невинных людей (их образ олицетворяет в параллельной сюжетной линии безымянный ливийский чиновник, передающей американской разведке компроматы на диктатуру Каддафи).

 

Берг начинает понимать, что его старший товарищ - безжалостный фанатик, готовый положить на алтарь абстрактной идеи свободной информации человеческие жизни, а, быть может, даже асоциальный манипулятор с манией величия, стремящийся не улучшить мир, а доказать миру собственную значимость.

Столкновение Берга и Ассанжа отличается известной схематичностью. Берг выглядит чересчур наивно-благородным, в то время как Ассанж, поначалу готовый рисковать жизнью ради изобличения военных преступлений и грудью вставать на защиту своих информаторов, оказывается беспринципным лжецом так неожиданно, что в эту перемену трудно поверить.

 

Повествование кажется слишком уж обусловленным личными обидами автора книги, чтобы быть правдоподобным. Впрочем, как говорит в картине сам Ассанж, правды всё равно никто не скажет- каждый может лишь озвучить свою версию.

Фильм интересен в первую очередь тем, что конфликт героев выявляет актуальные проблемы современного информационного пространства и правозащитной деятельности, ставит ряд вопросов о допустимости методов борьбы с несправедливостью, лежащих за пределами не только закона, но и нравственных представлений.

 

Авторы предлагают своему зрителю задуматься, в какой момент рассекречивание тайн превращается во вмешательство в личную жизнь, а сетевые защитники демократии и свободы слова оказываются бдительными соглядатаями Большого Брата.

Оценка фильма 3,5 из 5

Фото Kinopoisk.ru

powered by lun.ua