Украинский кино-уикэнд
С 3 октября на украинских экранах демонстрируются: автобиографическая драма "Параджанов" Сержа Аведикяна и Елены Фетисовой, трагикомедия "Вечное возвращение" Киры Муратовой, сказка "Иван Сила" Виктора Андриенко и драма "Гравитация" Альфонсо Куарона.
Параджанов
Режиссёры: Серж Аведикян, Елена Фетисова
В ролях: Серж Аведикян, Юлия Пересильд, Карэн Бадалов, Михаил Пшеничный, Виктор Марвин
Жанр: драма
Страна: Украина-Франция-Грузия-Армения
Вечное возвращение
Режиссёр: Кира Муратова
В ролях: Алла Демидова, Олег Табаков, Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Наталья Бузько, Виталий Линецкий, Георгий Делиев, Леонид Кушнир, Антон Муратов, Олег Кохан
Жанр: трагикомедия
Страна: Украина
Из трёх украинских фильмов, выходящих на этой неделе в прокат, два, "Параджанов" и "Вечное возвращение", рассматривались "оскаровским" комитетом как кандидаты на выдвижение от Украины на соискание награды Американской киноакадемии.
Победа "Параджанова" в отечественной "оскаровской" гонке вполне закономерна: если "Вечное возвращение" является радикальным киноэкспериментом, при всех своих достоинствах не соответствующим формату "Оскара", то жизнь большого художника при тоталитаризме, ставшая темой ленты Аведикяна и Фетисовой, весьма подходит к случаю.
Конечно же, едва ли можно всерьёз рассуждать о шансах "ПАРАДЖАНОВА" получить заветную номинацию. К сожалению, у отечественных поклонников кинолента едва ли вызовет намного больше энтузиазма, чем у американских киноакадемиков.
Серж Аведикян и Елена Фетисова, судя по их заявлениям, всерьёз полагают, что их картина рассказывает "последующим поколениям" о жизни и творчестве великого режиссёра. Между тем "Параджанов" относится к тому типу ликбеза, который ничего не объяснит людям, незнакомым с темой, а осведомлённых приведёт в недоумение.
Эпизоды из биографии режиссёра представлены авторами с каким-то нарочитым нежеланием стеснять себя даже общеизвестными фактами. Например, Параджанов гордо сообщает жене Светлане, что ему поручили постановку "Теней забытых предков", что в действительности произошло через несколько лет после их развода, а Юрий Герасимович Ильенко, выступивший оператором "Теней", фигурирует под именем Ильи Григорьевича.
При столь вольном обращении с историческими подробностями события из жизни Параджанова отнюдь не приукрашены "художественным переосмыслением", а напротив – поданы вяло, невыразительно, скомкано.
Так, протестная акция Василия Стуса и других диссидентов на премьере "Теней забытых предков" снята с обескураживающей невразумительностью, а способность Параджанова своим обаянием и душевной стойкостью располагать к себе зэков подверглась оскорбительному искажению – если верить картине, режиссёр избежал расправы на зоне лишь благодаря снисходительному заступничеству одного из авторитетов.
Понять что-либо об особенностях творческой манеры режиссёра или хотя бы узнать о трудной судьбе его картин также не представляется возможным. Всё сводится к нескольким фрагментам из его фильмов, по которым, как по съёмочной площадке, расхаживает вмонтированный герой Аведикяна, и нелепым истерическим эксцессам вроде сцены, в которой Параджанов, раздражённый требованиями Госкино показать отснятый материал, выбрасывает в окно катушку с плёнкой "Саят-Нова".
Кое-как расставленные в хронологическом порядке события, относящиеся главным образом к преследованию режиссёра абстрактными "людьми в штатском" (из фильма совершенно неясно, чем именно так не угодил Параджанов советской власти), худо-бедно скреплены между собой анекдотами о жизни режиссёра.
Все они перекочевали из документальной картины Романа Ширмана по сценарию Сергея Трымбача "Опасно свободный человек", снятой под продюсерским руководством Фетисовой (которая, что уместно напомнить, выступила не только режиссёром и продюсером, но и сценаристом "Параджанова"). Изменения, которые при этом претерпевают параджановские были и небылицы, кажутся весьма характерными для вкуса создателей новой ленты. Например, герой фильма Трымбача и Ширмана, убеждая чиновников позволить Софико Чиаурели сыграть роль поэта Саят-Нова, заявляет, что в действительности она – мужчина, а у Аведикяна и Фетисовой Параджанов называет актрису гермафродитом.
Сравнение этих картин хорошо показывает, как одни и те же истории могут вызывать – в зависимости от дарования рассказчика – гомерический хохот или тоскливый стон. Если "Опасно свободный человек" воздаёт должное величию духа и творческой фантазии художника, способного превратить своё трагическое существование в жизнеутверждающую комедию, в "Параджанове" комические сценки, поставленные в стилистике неуклюжей телебуффонады, попросту выбиваются из общей заунывной тональности.
Достойная работа оператора Сергея Михальчука и художника Влада Рыжикова только подчёркивает беспомощность постановщиков и исполнителей "Параджанова", чьи усилия показать, "как Параджанов творил и жил", напоминают попытки Рабиновича из известного анекдота напеть Карузо.
"ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ" Киры Муратовой также посвящено закулисью искусства кино, напоминая о драматических судьбах кинематографистов и их произведений, в том числе и о лентах Параджанова, оставшихся неоконченными или перемонтированными без его согласия. Но в первую очередь картина воспринимается как саркастический эпилог к творческому пути самой Киры Георгиевны.
Уже само название ленты не только отсылает к Ницше, но и напоминает о её первых картинах – "Коротких встречах" и "Долгих проводах".
Происходящее в фильме кажется иронической иллюстрацией к концепции немецкого философа о бесконечной повторяемости идей и ситуаций, которая у Муратовой в очередной раз оборачивается пассивностью и малодушием людей, замкнутых в нестерпимо жалкой повседневности, необоримой, безысходной, всепобеждающей.
О персонажах, мужчине и женщине, трудно сказать что-нибудь определённое, кроме того, что они – бывшие сокурсники, не видевшиеся много лет, и что мужчина, которого зовут Олегом или Юрием (и у которого есть брат-близнец, соответственно, Юрий или Олег), влюблён в двух женщин по имени Людмила, Людмилу-жену и Людмилу-любовницу.
Герой, отправленный в командировку в город, где живёт героиня, приходит к ней именно затем, чтобы попросить совета, как разобраться с этим любовным треугольником.
Героиня, постепенно теряя терпение, перебирает варианты – развестись с одной Людмилой, расстаться с другой, ничего не менять, бросить обеих. Каждый совет вызывает у гостя недовольство – как, разбить сердце нежно любимой жене? Как, оставить возлюбленную, которая дороже жизни?
"Вот ты, оказывается, какая чёрствая. Думал, как она скажет, так и поступлю, а ты… Не ожидал от тебя таких советов".
Рассерженный бесчувственностью собеседницы, Олег/Юрий покидает её квартиру, но потом навещает её ещё дважды, и каждый раз общение снова заканчивается пустопорожними разговорами о том, как быть с Людмилами.
Эти три диалога повторяются раз за разом, подчас меняясь очерёдностью. Вставляются новые фразы, варьируется отношение героев друг к другу, от растущего раздражения до намёка на любовное томление, меняются актёры – в роли каждого из персонажей появляется не меньше полудюжины исполнителей, от Натальи Бузько до Аллы Демидовой, от Виталия Линецкого до Олега Табакова.
Неизменной остаётся ситуация неспособности к выбору с попытками переложить на другого бремя личной свободы и ответственности, сомнениями и колебаниями, заменившими поступки.
Эти навязчиво повторяющиеся сцены оказываются пробами к фильму, неснятому из-за смерти режиссёра. Автор умер, а его идеальный зритель угодил в тот круг чистилища для киноманов, обитатели которого заняты бесконечным просмотром неоконченных произведений своих кумиров, пытаясь постичь их замысел по подготовительным материалам, сценарным наброскам и дублям. Впрочем, в качестве безропотно предающегося утомительному просмотру кинопроб идеального зрителя в "Вечном возвращении" представлены одиноко сидящие в просмотровом зале продюсер проекта и приглашённый им сахарозаводчик.
Разговор между ними о возможном значении происходящего на экране быстро сходит на нет. Сахарозаводчик, мечтающий о приобщении к миру искусства, полон наивного уважения к "серьёзному кино" и признаёт право художника быть неясным, продюсер пытается убедить его выделить деньги на возобновление съёмочного процесса, не придавая при этом большого значения ни идеям умершего режиссёра, ни подбору кандидатуры того, кто его заменит. Похоже, не больше интереса к судьбе "творческого наследия" у партнёра продюсера, помогающего дурачить сахарозаводчика, и у сценаристки, которую новоявленный инвестор ведёт в обувной магазин.
Участь последнего проекта постановщика, которого даже далёкий от кинематографа сахарозаводчик знает как гения режиссуры, представляется туманной, но в любом случае плачевной. Осуществлённые покойным кинопробы- единственной внятной реакцией на просмотр которых становится предложение задействовать в сценах "первую женщину с третьим мужчиной и вторую- с пятым", -оказываются зыбкой, призрачной, ускользающей тенью искусства, оправдывающего мелочность и будничные подлости его служителей. Внеэкранное пространство, в котором обитают продюсер и его коллеги, показано Муратовой как мир, длящий суетливое, никчёмное существование после ухода кого-то или чего-то, придававшего ему смысл.
Оценка фильма "Параджанов" 1,5 из 5
Оценка фильма "Вечное возвращение" 5 из 5
ИВАН СИЛА
Режиссёр: Виктор Андриенко
В ролях: Дмитрий Халаджи, Виктор Андриенко, Игорь Письменный, Василий Вирастюк, Ольга Сумская, Богдан Бенюк, Иванна Сахно
Жанр: сказка
Страна: Украина
Режиссёрский дебют Виктора Андриенко, основанный на детской книге Александра Гавроша "Невероятные приключения Ивана Силы", посвящён легендарной и при этом вполне исторической фигуре силача Ивана Фирцака, подвиги которого пересказываются в жанре приключенческой сказки.
Повествование начинается в 1920-м году в Праге, куда в поисках лучшей жизни прибывает молодой уроженец бедного закарпатского села. Местные уголовники и устроители цирковых поединков, восхищённые его физической силой, пытаются приобщить его к своим занятиям, но Иван с достойным упрямством твердит, что красть и драться за деньги- нехорошо, предпочитая добродетельно таскать мешки с зерном.
Однако коварный полицейский агент, некогда отправленный им в нокаут, упекает героя в тюрьму по ложному обвинению. Алчная хозяйка цирка вызволяет невинного Ивана из заточения, тем самым вынудив его развлекать на арене почтенную публику, подбрасывая в воздух гири и чемпионов по вольной борьбе.
То обстоятельство, что "Иван Сила" стал едва ли не первым за всю историю независимой Украины детским фильмом отечественного производства, выходящим в широкий прокат, способно побудить рецензента сыграть с его создателями в поддавки.
Отважная попытка завоевать симпатии юного зрителя, к которому украинские кинематографисты долгие годы не проявляли никакого интереса, сама по себе заслуживает всяческих похвал.
Да и целевая аудитория картины, вероятно, снисходительно отнесётся к таким её недостаткам, как наивное морализаторство, сюжетные натяжки и анахронизмы, а некоторые изъяны и вовсе могут сойти за достоинства. Например, излишняя декоративность антуража, напоминающая о выдержанных в стилистике условного ретро рекламных роликах шоколада, придаёт Праге сказочную атмосферу пряничного городка, чьи ворота надёжно защищены от ведьм истории.
Актёрская манера фактурного исполнителя заглавной роли Дмитрия Халаджи, за весь фильм ни разу не изменившего мечтательно-растерянного выражения лица, будто свидетельствует, как чужд ему мир шоу-бизнеса, и, к тому же, компенсируется эксцентрическими перфомансами дюжины узнаваемых персон от Богдана Бенюка и Алексея Вертинского до повелителя гроз Миколы Луценко и хортицкого казака Олега Григорьева.
Нельзя, впрочем, не заметить, что подчас авторы ленты слишком уж злоупотребляют детской доверчивостью, например, в своём остроумном решении заменить анимацией накладные экшн-сцены и путешествия по европейским городам, или в досадном обыкновении злодеев перевоспитываться без всяких видимых причин.
И всё же, при всех жанровых особенностях и недочётах реализации, фильм способен тронуть и взрослого зрителя своеобразным преломлением биографии Фирцака – непобедимого атлета, который, прославившись по обе стороны Атлантики. Отказался от почёта и богатства ради возвращения в родное село – выбор, столь понятный нам, тоскующим по исчезнувшему, сметённому историческими катаклизмами миру крестьянской Украины.
Оценка фильма 3 из 5
Также в прокате "ГРАВИТАЦИЯ" Альфонсо Куарона, представляющая редкое сочетание философской драмы и научно-фантастического триллера. Новая картина мексиканского режиссёра, известного такими мощными произведениями, как "Большие надежды" и "Дитя человеческое", рассказывает о двух астронавтах, в результате аварии унесённых в своих скафандрах в открытый космос.
В бездушном и беспредельном пространстве героев связывает с привычным миром лишь голос товарища по несчастью и моральный закон внутри них самих. Роли исполнили Сандра Буллок и Джордж Клуни.
Усі фото з kino-teatr.ua