Убийства всерьёз и понарошку
С 31 октября на украинских экранах демонстрируются: боевик "Мачете убивает" Роберта Родригеса и фильм ужасов "Вечеринка" Мигеля Ларрайи
Мачете убивает/Machete Kills
Режиссёр: Роберт Родригес
В ролях: Дэнни Трехо, Мишель Родригес, Эмбер Хёрд, Демиан Бишир, Мэл Гибсон, София Вергара, Чарли Шин, Леди Гага, Алекса Вега, Антонио Бандерас, Том Савини, Джессика Альба
Жанр: комедийный боевик
Страны: США-Россия
Сиквел истории о благородном убийце Мачете оказался ещё более разухабистой, аляповатой мешаниной мотивов и приёмов "эксплуатационного кино" 70-х – лент, спекулирующих на зрительской увлечённости насилием и сексом, – чем первый фильм.
При этом "Мачете убивает" полон аллюзий не только на дешёвые боевики, но и на сюжетные линии и отдельные сцены "Звездных войн" и "Бондианы", в первую очередь, на "Мунрейкер" Льюиса Гилберта, в котором Джеймсу Бонду в погоне за очередным преступным гением приходится отправиться в космос.
Вначале картины Роберт Родригес придерживается тем "mexploitation", мексиканского подвида эксплуатационного кино. По поручению президента США Мачете отправляется в глубинку родной страны, чтобы отыскать и обезвредить революционера Маркоса Мендеса, нацелившего на Вашингтон похищенную баллистическую ракету.
Сталкиваясь то с боевиками из наркокартеля, то с вооружёнными до зубов проститутками-мужененавистницами, то с многоликим наёмником Эль Хамелеоном, герой добирается до Мендеса. Тот предстаёт ему и зрителям неким собирательным образом мексиканских народных вождей от Панчо Вильи до Субкоманданте Маркоса, психопатом с раздвоением личности, в котором сочетаются пламенная любовь к простым людям и стремление изменить общество к лучшему с манией величия и жестокой кровожадностью.
Мачете почти удаётся найти с ним общий язык, но тут на его пути возникает куда более однозначный злодей, мечтающий развязать Третью мировую, чтобы, переждав на звездолёте, пока ядерная война сотрёт с лица земли цивилизацию, спустится с небес и во главе небольшой покорной группы построить дивный новый мир.
По мере того как действие всё больше стремится оторваться от грешной мексиканской земли и уйти в космические высоты, оно всё больше утрачивает логическую стройность, превращаясь в достаточно бессвязный набор скетчей.
Если создатели второразрядных боевиков, ставших главным источником вдохновения для Родригеса, всерьёз пытались увлечь своего зрителя простыми историями о противостоянии хороших и плохих парней, сдобренными жёсткими боевыми сценами, то сам Родригес предпочитает веселить, меняя одну несуразицу другой, то вынуждая скрывающегося под масками убийцу перевоплощаться из Кубы Гуддинга-младшего в Леди Гагу, то заставляя Мачете менять привычные тесаки на энергетический бластер.
В "Мачете убивает" хорошо заметно различие в творческой манере и одарённости Родригеса и Квентина Тарантино, вместе с которым он задумывал проект "Грайндхаус" (серия о Мачете, напомним, впервые возникла в качестве фейк-трейлера к этой совместной картине присяжных побратимов).
Там, где Тарантино, проявляя безупречное чувство стиля, с хирургической точностью и безжалостностью выворачивает наизнанку сюжетные штампы и амплуа-маски, в равной мере высмеивая как жанровые каноны, так и зрительские ожидания, Родригес радостно и увлечённо выпячивает самые нелепые и замшелые шаблоны, доводя их до логически-абсурдного предела.
Если сатирический дар Тарантино заключается в создании остроумных и парадоксальных карикатур, наделяя при этом своих героев живыми, выразительными характерами, Родригес преуспевает на ниве добродушно-грубых шаржей.
Разумеется, шутки и аллюзии, рассчитанные на "своих", способны поднять настроение преданным поклонникам Родригеса и трэш-кинематографа, вроде маски из мексиканского киносериала про супергероя Санто, в которую вначале ленты облачён злодей, или огнестрельного приспособления в виде мужских гениталий, появляющегося у Родригеса, кажется, уже в третьем фильме.
И всё же никакие преимущества не могут извинить фальшивые, безжизненные сцены потасовок и перестрелок, увлекающие не больше, чем наблюдение за чужой пальбой в тире.
Оценка фильма 2,5 из 5
Вечеринка/Afterparty
Режиссёр: Мигель Ларрайя
В ролях: Луис Фернандес, Алисия Санс, Росио Леон, Ана Кальдас, Хуан Бланко, Андреа Дуэсо
Жанр: фильм ужасов
Страна: Испания
Картина Мигеля Ларрайи относится к числу лент, создатели которых пытаются предложить оригинальную интерпретацию жанровых штампов. Авторам "Вечеринки" это в целом удаётся, хотя на некоторых поворотах повествование и теряет достоверность – впрочем, эта потеря вполне допустима для хоррора.
С самого начала в фильме размывается грань между искусством и реальностью- нападение маньяка оказывается сценой из сериала, в котором играет главный персонаж картины, Карлос, молодой и быстро набирающий популярность актёр, известный амурными похождениями.
Свою репутацию грозы старшеклассниц и первокурсниц он подтверждает и в ходе бурной вечеринки, сумев за раз разбить сразу несколько сердец. Поутру, проснувшись в компании девицы, чьё имя он не сразу может вспомнить, Карлос торопится на деловую встречу, но не тут-то было: вместе с несколькими другими полусонными посетителями вечеринки, не разъехавшимися вовремя, актёр обнаруживает, что все выходы из особняка надёжно заперты.
Шутка оказывается ещё менее удачной, чем кажется на первый взгляд – некто в костюме маньяка из сериала, в котором играет Карлос, время от времени выскакивает из укромных уголков прихожих и коридоров, чтобы утащить визжащую жертву.
Как вскоре выясняется, каждая из девушек, похищенных психопатом, имела с актёром сексуальную связь. Столь своеобразное напоминание о значимости полового акта заставляет Карлоса испытать угрызения совести, почувствовать ответственность за судьбы своих случайных возлюбленных, ведь, каким бы нелепым это не казалось, похоже, именно его разгульная жизнь пробудила к жизни монстра ревности и жестокости.
"Этот дом – один сплошной лабиринт", – бормочет Карлос с досадой. В самом деле, его бестолковое кружение по этажам запертого дома воспринимается и как символ неспособности актёра вырваться из ожиданий публики, и как опасное путешествие по лабиринту, где обитает чудовище.
Постепенно перевоплощаясь из телезвезды, "лица со школьных тетрадок", в своего персонажа, бесстрашного преследователя маньяков, Карлос начинает походить на Тезея, отправившегося на поиски Минотавра, однако в действительности приближается не столько к возможности совершить подвиг, сколько к самопознанию.
Не слишком убедительным, но не лишённым оригинальности способом происходящее в "Вечеринке" демонстрирует, что встреча с Минотавром подчас очень напоминает столкновение героя со своим отражением в зеркале.
Оценка фильма 3 из 5
Усі фото www.kinopoisk.ru