Апокалипсис сегодня

С 21 ноября на украинских экранах демонстрируются: трагикомедия "Великая красота" Паоло Соррентино и фантастический боевик "Голодные игры: И возгорится пламя" Фрэнсиса Лоуренса.

Великая красота / La grande bellezza

Режиссёр: Паоло Соррентино
В ролях: Тони Сервилло, Карло Вердоне, Сабрина Ферилли, Карло Буччироссо, Яя Форте, Памела Виллорези, Галатея Ранци, Франко Грациози, Джорджо Пазотти
Жанр: трагикомедия
Страна: Италия

Словно в классической опере или старой сказке, знакомство с героями "Великой красоты" начинается в разгар пышного празднества. Представители римского высшего света отмечают 65-летие литератора Джепа Гамбарделлы, который, написав в молодости единственный роман- вероятно, выдающийся, -расстался с миром вымысла ради карьеры журналиста глянцевого издания, став самым уважаемым хронистом столичной богемы и одним из наиболее блестящих её представителей.

На превращённой в танцпол крыше высотного здания- месте, соответствующем общественному положению собравшихся, -отплясывают, кто- тряся драгоценностями и перьями, кто- бравируя обнажённым торсом, флиртуют, сплетничают гротескно-выразительные персонажи, среди которых, благосклонно кивая и приветливо улыбаясь, веселится и сам именинник.

ВІДЕО ДНЯ

Празднество длится без нежелательных эксцессов вроде появления злой ведьмы или оскорблённого отца, просто в какой-то момент Гамбарделла покидает ряды танцующих и идёт между своими гостями с задумчивым, отстраненным видом, будто окружённый не людьми, а деревьями.

Этот эпизод с приуроченной к юбилею ярмаркой тщеславия воспринимается как синопсис фильма, чьим основным содержанием оказывается атмосфера упадка, прикрытого шумным весельем и бурной имитацией творческой активности, а блистательный Гамбарделла лучше всех понимает истинное положение вещей. На вопрос, почему он перестал писать романы, он отвечает, что всю жизнь искал великую красоту, но так и не смог её отыскать.

Эти слова могут показаться надуманным парадоксом в устах человека, окна квартиры которого выходят на Колизей. Однако та красота - великая красота - которой буквально пропитан окружающий Гамбраделлу мир, создана в давно ушедшие эпохи. Среди дворцов, картинных галерей и монументов полноправными владетелями сокровищ чувствуют себя историки культуры и туристы, но никак не художники.

Современное искусство на этом фоне выглядит бездушной, претенциозной подделкой, отношение к нему авторов картины хорошо заметно по жеманному признанию молодой актрисы, что она собирается оставить театр ввиду отсутствия хороших женских ролей и написать роман "в духе Пруста", или по встреченному овациями перформансу новой знаменитости европейских художественных выставок Талии Концепт (имя перформансистки намекает на огорчительные метаморфозы, которые претерпело искусство комедии)- разгоняясь, Талия бьётся лбом о бетонную стену.

Под стать этим творческим порывам и персонажи картины, похожие на карнавальные маски, яркие, аляповатые, полые. Их слова и поступки с наглядностью карикатуры свидетельствуют о духовном вырождении, эмоциональной пустоте, включая героев, не относящихся к артистическому кругу, вроде представителей древних аристократических семей, торгующих своим присутствием на банкетах, или влиятельного кардинала, которому прочат место Папы, предпочитающего светские развлечения беседам о религии.

Оказавшись в подобном окружении, даже столетняя монахиня-миссионер, пользующаяся - очевидно, справедливо- репутацией святой, выглядит всего лишь очередным эксцентричным персонажем светской хроники. Праведник не в силах спасти мир- только собственную душу.

Между тем, трудно отделаться от ощущения, что "Великая красота" действительно показывает мир, стоящий на пороге гибели, бесплодный, разваливающийся, подобно сюжету картины, распадающемуся на бессвязные фрагменты. Люди, подобные Гамбарделле, не могут отсрочить крах, ведь они способны в лучшем случае на поиск и фиксацию- но не на создание.

От надвигающегося хаоса Гамбарделла пытается найти убежище в правилах хорошего тона, однако своеобразный мастер-класс, который он демонстрирует в связи со смертью сына своей подруги, поясняя, как следует вести себя на похоронных церемониях, только подчёркивает ощущение обречённости- подобно искусству, чувства вырождаются в бессмысленную имитацию.

Закат цивилизации, словно провозглашаемый картиной Соррентино, оказывается не трагически величественным, а бесславным и жалким, как в строках Элиота.

Вот как кончится мир-
Не взрывом, но всхлипом.

Впрочем, главный герой фильма давно утратил способность всхлипывать. Светопреставление он встречает ироничной, мягкой улыбкой.

Оценка фильма 4 из 5

Голодные игры: И вспыхнет пламя / The Hunger Games: Catching Fire

Режиссёр: Фрэнсис Лоуренс
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Вуди Харрельсон, Элизабет Бэнкс, Ленни Кравиц, Филип Сеймур Хоффман, Джеффри Райт, Стэнли Туччи, Дональд Сазерленд, Лиам Хемсворт
Жанр: фантастический боевик
Страна: США

В конце 50-х годов один из самых талантливых и ироничных певцов общества потребления, фантаст Роберт Шекли, разработал концепцию убийства как легализованного развлечения, поставленного на коммерческую основу и ставшего привычной разновидностью соревнований с популярными спортсменами, неистовыми болельщиками и знатоками-ценителями, рекламой и прайм-таймом.

Кровавый спорт при этом оправдывался самыми благими соображениями- поскольку человеческой природе неискоренимо свойственен инстинкт убийства, государству, во имя всеобщего мира и безопасности, необходимо взять его под свой контроль, позволив желающим реализовывать свою тягу к насилию на определённых правилах.

Открытая Шекли тема гладиаторских боёв, разворачивающихся в антураже недалёкого будущего, стала весьма востребована. При этом во многих посвящённых ей произведениях участниками состязаний становились не по доброй воле, а по принуждению властей, отправлявших на арену преступников, бунтовщиков, а то и обычных граждан, как, к примеру, в романе Косюна Таками "Королевская битва" и в его осуществлённой Киндзи Фукасаку экранизации, где убивать друг друга заставляют отобранных по жребию подростков. Вероятно, именно "Королевской битвой" было вдохновлено самое популярное обращение к сюжету, трилогия Сьюзен Коллинз "Голодные игры" и поставленная по её первому роману лента Гэри Росса.

Действие "Голодных игр" разворачивается в Панеме, государстве будущего, возникшем на руинах цивилизации, пережившей ядерную войну. Стремление любой ценой сохранить мир и стабильность оказывается удобным оправданием для любых преступлений, чинимых правительством президента Кориолана Сноу.

К слову, имя главы государства напоминает о римском патриции, в равной мере известном своими военными подвигами и презрением к народу, да и в целом фашистская сущность Панема подчёркивается обращением к эстетике Древнего Рима, столь любимой режимом Муссолини.

Ежегодно в стране проводятся Голодные игры, транслируемое в телеэфире реалити-шоу, устраиваемое в память о жестоко подавленном восстании и призванное служить устрашением для инакомыслящих и прославлением культа силы, а также главным публичным развлечением, отвлекающим граждан от повседневных забот.

Из 24 юношей и девушек, которых принуждают участвовать в турнире, лишь одному позволено выжить- остальные должны погибнуть либо от рук других участников, либо в результате "природных" катаклизмов, искусственно вызываемых в местности, где проходит состязание. Но двое из участников Голодных игр, которым посвящена первая часть трилогии, Китнисс и влюблённый в неё Пит, пережив остальных, отказываются поднять друг на друга оружие, и, под давлением аудитории, проникшейся к ним симпатией, организаторы меняют правила шоу и позволяют покинуть арену обоим героям.

Эта маленькая победа, одержанная подростками над Системой, требующей абсолютного подчинения, становится сюжетной завязкой второй части. Власти стремятся представить неповиновение героев следствием невинной любовной страсти. Однако в народе демарш Китнисс и Пита воспринимается не просто как романтическое самопожертвование, а как протест против диктатуры, что вдохновляет антиправительственные выступления по всей стране.

Чтобы положить конец волнениям, президент Сноу требует от Китнисс, угрожая расправиться с её семьёй, изображать вместе с Питом беспечную влюблённую пару, а затем, вопреки традициям, заставляет их вновь участвовать в Голодных играх.

"Голодные игры: И вспыхнет пламя", не теряя увлекательности крупнобюджетного кинозрелища, ещё в большей степени, чем первая часть, поднимает проблему взаимоотношений гражданина и тоталитарного государства. Претензия диктатуры на всемогущество раскрывается в бедствиях, которым подвергаются участники турнира- управляемые удары молний, цунами, кровавый дождь, нападения электронных мандрилов являются прозрачной аллюзией на казни, которые Господь Бог наслал на непокорный Египет.

При этом режим пытается лишить человека предоставленной ему Богом свободы выбора, стремясь осуществить тотальный контроль за личностью, подчинить не только её идеологические воззрения, но и интимные переживания. Заслуживает ли подобная мирная жизнь жертвоприношений, осуществляющихся ради её сохранения?

На примере Китнисс и Пита, вынужденных стать винтиками в пропагандистской машине Системы, в ленте Фрэнсиса Лоуренса исследуется, в какой степени допустимо, защищая себя и своих близких, идти на компромисс с ненавистными властями или просто отказываться от участия в протестных акциях - проблема, увы, не теряющая актуальности и для наших сограждан. Особенно в свете последних событий.

Оценка фильма 4 из 5

Фото Kinopoisk.ru

Реклама:

Головне сьогодні