Тест

Мы так любили друг друга

С 7 ноября на украинских экранах демонстрируются: драма "Жизнь Адель" Абделатифа Кешиша и трагикомедия "Географ глобус пропил" Александра Велединского.

Жизнь Адель / La Vie d'Adèle - chapitre 1 & 2

Режиссёр: Абделатиф Кешиш

В ролях: Адель Экзаркопулос, Леа Сейду, Салим Кешьюш, Орельен Рекуан, Мона Валравенс

Жанр: драма

Страна: Франция

Многие из нас с трудом воспринимают эстетические достоинства произведений, посвящённых определённым темам. Так, то обстоятельство, что основная сюжетная линия "Жизни Адель" посвящена любовным взаимоотношениям двух девушек, автоматически разводит многих зрителей по разные стороны баррикад, в зависимости от отношения к сексуальным меньшинствам.

Между тем, в ленте, ставшей триумфатором последнего Каннского МКФ, проблема восприятия представителей ЛГБТ остаётся на периферии сюжета. Несколько эпизодов, свидетельствующих о возникающих конфликтах - агрессия, которой подверглась одна из героинь со стороны одноклассников, её нежелание рассказывать родителям о своём романе с женщиной и т.п., - не получают развития.

"Лесбийский" мотив авторы картины используют не для разговора об аспектах равноправия, а для того, чтобы придать большую выразительность душевным и сексуальным метаниям центрального персонажа, проблемам самоидентификации юной девушки.

17-летняя Адель - школьница, увлечённая литературой. Обсуждаемые в классе героини романы Мариво и мадам де Лафайет- уровню представленного в фильме школьного разбора текста могли бы позавидовать студенты отечественных вузов, - словно задают повествованию верный тон и служат жанровыми образцами.

Как и "Жизнь Марианны" или "Принцесса Клевская", "Жизнь Адель" представляет собой внимательное, тщательное исследование психологических переживаний молодой женщины, не обладающей достаточным опытом - да и склонностью - сдерживать свои чувственные порывы. При этом душевное состояние героини описывается практически без привлечения литературных ухищрений вроде описательных диалогов и закадровых комментариев.

Фильм выстроен на крупных планах, камера практически не отпускает лица Адель, фиксируя тончайшие эмоциональные нюансы. Необходимо отметить блестящую игру исполнительницы заглавной роли Адель Экзаркопулос и её партнёрши Леа Сейду, чей вклад в картину впервые в истории Каннского фестиваля был отмечен присуждением Золотой пальмовой ветви не только режиссёру, но и актрисам, которые создали столь выразительные и при этом столь естественные образы, что симпатия к ним, сочувствие их маленьким трагедиям и большим надеждам позволяют высидеть солидный хронометраж картины без особенных нареканий. Лишь эротические сцены несколько выбиваются из происходящего, слишком картинные, эпатажно эстетичные, чтобы быть убедительными.

При этом перипетии любовной драмы тонко вписаны в социальный контекст. В отличие от Адель, воспитанной в консервативной рабочей семье, её возлюбленная Эмма - представитель богемы, приобретающая всё большую известность художница. Однако, как показывает Кешиш, люди из мира искусства, бравирующие своим свободомыслием, столь же скованы условностями и амбициями, и постороннему стоит не меньших трудов освоиться в их среде, чем за обеденным столом почтенных буржуа.

Адель чувствует себя в этом кругу неуютно, её и в самом деле воспринимают с некоторым пренебрежением, знакомые Эммы недоумевают, как та могла связаться с вполне заурядной и простодушной девушкой. Эмму также не устраивает желание Адель после окончания школы самой преподавать в младших классах, и она пытается "подтянуть" её к своему уровню, убеждая серьёзно заняться литературой- она искренне не понимает, что её подруге интересней возиться с детьми, чем со словами.

Подзаголовок оригинального названия картины, "Части первая и вторая", будто подразумевает продолжение истории Адель, об этой возможности упоминал в своих интервью и режиссёр картины.

Вне зависимости от того, осуществятся ли эти планы - не слишком лестные высказывания обеих актрис о работе под началом Кешиша заставляют в этом усомниться - центральный персонаж картины кажется уже прочно вписанным в галерею кинематографических образов молодых людей, которым пришлось осознать, что рамки социальных ролей и стереотипов оказываются непреодолимыми для их душевных порывов.

Оценка фильма 4 из 5

Географ глобус пропил

Режиссёр: Александр Велединский

В ролях: Константин Хабенский, Елена Лядова, Анна Уколова, Евгения Брик, Александр Робак, Агриппина Стеклова, Евгения Крегжде, Максим Лагашкин

Жанр: трагикомедия

Страна: Россия

Фильм Александра Велединского вместе со своим литературным первоисточником, романом Алексея Иванова, поднимает классическую для русского искусства тему "лишнего" человека. Центральный персонаж картины - прошедший земную жизнь до половины биолог, который устраивается работать в школу учителем географии. Географии он не знает, детей не выносит, однако на должность, вакантную уже более полугода - примерно столько же, сколько сидит без работы сам герой, - сгодится и такой.

Со своими учениками-десятиклассниками, которых он с похвальной откровенностью зовёт стадом тупиц и лишённым человеческого облика тестом, герой находит общий язык благодаря готовности участвовать в их паясничании и организации увлекательного турпохода, едва не погубившего его подопечных.

Несколько хуже ему удаётся ладить с супругой, измученной бедностью, семейными хлопотами, в которых она не находит у мужа никакой помощи, его ленью и пьянством. При этом он стойко мирится с романом жены и лучшего друга и отвлекается от сердечных неурядиц, приударяя за коллегой и поощряя влюблённую в него ученицу.

"Географ глобус пропил", названный лучшим фильмом на главном российском фестивале "Кинотавр", уже снискал благосклонность украинского зрителя на Одесском кинофестивале. Лента Велединского стала единственной конкурсной картиной, оба показа которой прошли с аншлагом, а бурная реакция аудитории, встречавшей шутки и сюжетные повороты хохотом и аплодисментами, послужила залогом вручения ему Гран-при, присуждающегося в соответствии с итогами зрительского голосования.

Это представляется вполне естественным. Пускай в словесных пикировках персонажи "Географа" словно стремятся перешутить героев "О чём говорят мужчины", тональность повествования не слишком удачно меняется с лирики на фарс, а финальная часть с экстремальным путешествием по дремучим лесам и речным порогам кажется весьма неловкой попыткой разбавить душевные терзания приключениями на лоне природы.

В "Географе" украинский зритель смог узнать окружающую его повседневность, ютящуюся на руинах образования и экономики, с бытовой неустроенностью, профессиональной нереализованностью и "Владимирским централом", преследующим тебя и в маршрутках, и на вечеринках у лучших друзей.

При этом свинцовые мерзости жизни смягчены комедийной интонацией и обаянием главного героя. Этот человек, эгоистичный и мягкосердечный, полный самоиронии, сжившийся со своей слабохарактерностью, как с добрым приятелем, привыкший после каждой неудачи и очередного проявления малодушия утешать себя алкоголем и горькими остротами - которые ясно дают понять, кто здесь самый умный и тонко чувствующий, - предстаёт идеальным героем нашего времени.

И не скажешь, то ли время, когда интеллект и образованность оказываются бесполезным грузом, формирует подобный душевный слад, то ли сама наша эпоха является следствием трусости и безответственности тех, кто был призван стать общественной элитой.

Оценка 3 из 5

Фото Kinopoisk.ru