Орфей спускается в Ад
С 12 декабря на украинских экранах демонстрируются: драма "12 лет рабства" Стива МакКуина и комедия "Полярный рейс" Сергея Чекалова.
12 лет рабства/12 Years a Slave
Режиссёр: Стив МакКуин
В ролях: Чиветель Эджиофор, Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербэтч, Пол Дано, Пол Джаматти, Лупита Нионго, Сара Полсон, Брэд Питт, Элфри Вудард
Жанр: драма
Страна: США-Великобритания
Уильям Стайрон в знаменитом романе "Выбор Софи" писал о существовании различных реальностей, параллельных во времени, но чуждых, несовместимых, сравнивая, как жили в 1943-м году американский подросток и узница Аушвица. Главному герою картины Стива МакКуина, живущему за столетие до нацистских концлагерей, даже не пришлось покинуть пределы родной страны, чтобы пересечь границу, разделяющую подобные реальности.
Наиболее известным кинообразом рабовладельческого Юга остаётся вступительная часть "Унесённых ветром", аналогичным образом и роман Маргарет Митчелл превосходит по популярности как "Хижину дяди Тома" Бичер-Стоу, так и современные обращения к теме наподобие ещё одного литературного шедевра Стайрона, "Признаний Ната Тернера".
Рабовладение давно вызывает у большинства людей брезгливость как варварский пережиток старины, и всё же многие с сочувственной симпатией думают о мире благородных седовласых джентльменов и особняков с белыми колоннами, сметённом с лица земли Гражданской войной. Плантаторы-южане в изображении их литературно одарённых потомков могут показаться современному человеку гораздо более близкими, чем их бесправные, неграмотные, невежественные рабы.
Между тем зрителю совсем нетрудно отождествить себя с Соломоном Нортапом, центральным персонажем "12 лет рабства". Этот существовавший в действительности (в основу картины легли исторические свидетельства о его жизни и его собственные мемуары) чернокожий уроженец штата Нью-Йорк пускай и не может чувствовать себя полноправным гражданином страны, но всё же ведёт вполне благополучную жизнь счастливого отца семейства, к которому с уважением относятся даже белые соседи.
Соломон не только обучен грамоте, но и обладает артистическим дарованием, известный в округе как скрипач-самоучка. Но поскольку негру, каким бы талантливым он ни был, конечно же, нелегко добиться реализации, Нортап соглашается на предложение случайных знакомых присоединиться в качестве музыканта к бродячему цирку.
После успешного выступления в Нью-Йорке он переезжает с труппой в Вашингтон, округ Колумбия, где рабство до сих пор не отменено. Здесь он обнаруживает, что цирк - не самое прибыльное занятие его новых знакомых: у Нортапа отбирают документы, удостоверяющее его свободу, и продают на плантацию под Новым Орлеаном.
Мы знакомимся со старым добрым Югом вместе с главным героем, смотрим на происходящее его глазами, глазами музыканта и интеллектуала, который так же, как и мы, ошеломлён увиденным. За нарядными, опрятными, благонравными фасадами здесь таится торжество изначального, неизбывного Зла- ничем не контролируемая реализация наших худших желаний, ничем не сдерживаемое насилие над телом и духом. Особняки южной аристократии предстают "окрашенными гробами, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты".
Фильм Стива МакКуина показывает, какое разрушительное воздействие могут оказывать на человеческую личность условия нашего существования. Большинство товарищей Нортапа по несчастью, родившиеся и выросшие в рабском ярме, похожи скорее не на людей, а на покорных, безропотных животных, которые самую чудовищную жестокость и оскорбления, обрушенные на их товарищей, воспринимают, как должное, если же несчастье случается с ними самими, они способны лишь униженно молить о пощаде.
Редкие проявления, взрывы человеческого достоинства не вызывают у хозяев раскаяния или стыда- лишь злобную ненависть, беспощадную решимость расправиться с тем, кто не желает и просто не может смириться со своим положением рабочей скотины.
Для Нортапа условием выживания также становится отказ от своей личности. Его путешествие в сердце тьмы оказывается историей отречений, предательств по отношению к окружающим и к себе самому, что подаётся без малейшего оттенка осуждения, ведь речь идёт об опыте, совершенно выходящем за пределы нормального, допустимого человеческого существования.
Авторы картины заставляют своего зрителя, уверенного в незыблемости своих прав и обязанностей, максимально приблизиться к переживаемой героем ситуации, когда под бичом, страхом боли и смерти человек превращается в страдающее животное, замкнутое и одинокое в своей муке и готовое на всё ради избавления, и только бездушный или незрелый станет требовать большего от простого смертного. Но фильм МакКуина свидетельствует и о том, что у каждого отрёкшегося от Христа Петра есть возможность искупить свою вину.
При этом столь же губительное воздействие рабство оказывает и на рабовладельцев. То, как уродует, искажает личность ничем не ограниченная власть над себе подобными хорошо показано на примере "доброго хозяина", священника, который полагает, что исполняет христианский долг, читая проповеди своим рабам, и его супруги, утешающей рабыню, разлучённую с детьми, словами "поешь, отдохни, и забудешь о детях".
Наиболее же выразительным образом морального разложения предстаёт "злой хозяин" в блестящем исполнении Майкла Фассбендера, который также с удовольствием цитирует Священное писание, ухитряясь обосновывать библейскими постулатами право распоряжаться своими ближними.
Но со столь своеобразной трактовкой христианских положений согласны отнюдь не все. "Придёт время, и Господь покарает их всех. Проклятие фараона ничто в сравнении с проклятием, которое обрушится на плантаторов", - эти отражающие проповеди христиан-аболиционистов слова чернокожей героини фильма, как известно зрителю, оказались пророческими.
12 лет рабства Соломона Нортапа завершились в 1853-м, за восемь лет до начала Гражданской войны, превратившей благоденствующие плантации в обугленные руины и унёсшей больше жизней американских граждан, чем любой другой исторический катаклизм.
Но война Севера и Юга ознаменовала только начало долгого пути, не пройденного и сто лет спустя, после Марша на Вашингтон доктора Мартина Лютера Кинга. Точно так же и совпавшая с началом Гражданской войны в Америке отмена крепостного права в Российской империи стала в украинской истории лишь одним из этапов борьбы за гражданское равенство. Поэтому "12 лет рабства" Стива МакКуина для отечественного зрителя является не просто возможностью лучше узнать об условиях, мало отличавшихся от тех, в которых существовали и наши предки и которые так и не получили адекватного экранного воплощения.
Фильм МакКуина, представляющий законченный, совершенный в своей бесчеловечности образ общества рабов и господ, палачей и жертв, свидетельствует о необходимости отстаивать свою свободу, человеческую значимость, не зависящую от этнической принадлежности, материального состояния и отношений с властными структурами, о необходимости продолжать ту борьбу, которая ведётся сегодня на наших улицах.
Оценка фильма 4,5 из 5
Полярный рейс
Режиссёр: Сергей Чекалов
В ролях: Егор Бероев, Юлия Снигирь, Дмитрий Нагиев, Татьяна Орлова, Юлия Галкина, Анна Семенович, Михаил Тарабукин, Кирилл Жандаров
Жанр: комедия
Страна: Украина
Едва ли не впервые за всю историю отечественного проката первой новогодней комедией, поспевшей на украинские экраны, стал фильм украинского производства, но в данном случае это едва ли может вызывать особенный энтузиазм.
Фильм повествует о трудном пути домой пилота транспортного самолёта, который, завершив работу по контракту на Крайнем Севере, спешит на празднование Нового года к жене и детям, которых не видел три года. Многочисленные дорожные препятствия осложняются интригами тёщи, которая мечтает- при законном-то муже- свести дочь с её преуспевающим начальником, и серией недоразумений, которые заставляют жену героя вообразить, будто тот в разлуке с семьёй не терял времени зря, а обзавёлся ещё несколькими супругами.
Основная линия перемежается бесчисленным множеством неурядиц и бедствий, обрушивающихся на главных, второстепенных и эпизодических героев- счастливых влюблённых застаёт с поличным обманутая возлюбленная, восхитительного щенка самоедской лайки выгоняют на улицу, дети теряются, а затем проваливаются под землю. Однако зритель может не сомневаться, что "Полярный рейс" относится к числу тех новогодних картин, в которых счастье всех героев устраивается ещё до новогоднего боя курантов.
Действие ленты Сергея Чекалова с российскими актёрами в главных ролях (и украинскими- в эпизодических) разворачивается в России, однако "Полярный рейс" едва ли можно отнести к России и российскому кинематографу с большим успехом, чем к украинскому кино и Украине. Пространство российского мегаполиса, провинциальных дорог и северных чумов с седобородыми обитателями (изрекающими жемчужины мудрости наподобие "надо просто верить, скольких бы длинных ночей это не стоило") в изображении авторов ленты ничем не напоминает настоящую Россию. Непохоже это и на Украину, хотя большинство сцен снимались в Виннице, Киеве и Нежине.
Пластмассовые цвета, отфотошопленные блики, глянцевая декоративность наводят на мысль о том приторном "ретро"-стиле, который так популярен в постсоветских телевизионно-эстрадных шоу. В бытовых и социальных реалиях картины также тяжело узнать окружающую действительность, даже сатирические элементы сводятся к карамельному лубку, вроде эпизода со взяточниками-милиционерами, которые вымогают деньги у уголовников, чтобы пожертвовать их на нужды детского садика.
Лента предлагает своей аудитории возможность уйти от реальности, однако те, кто согласится осуществить этот побег, едва ли найдут его занимательным.
Ходульным, картонным персонажам фильма невозможно сочувствовать (за исключением, разумеется, самоедской лайки), самые сложные ситуации разрешаются сами собой, без всякой интриги, о недоразумениях герои попросту забывают, а шутки- хорошим образчиком которых служит фраза медика-плейбоя "у меня из-за вас инъекция", -способны вызвать у зрителя скорее слёзы, чем смех. Возможно, фильм мог бы порадовать тех, кому доставляют удовольствие телеконцерты а-ля "Старые песни о главном"- трудно отделаться от ощущения, что происходящее является чем-то вроде перебивки к музыкальным номерам, -но, увы, песня Валерии раздаётся только на финальных титрах.
Оценка фильма 1 из 5
В широкий прокат выходит и альманах "Українська нова хвиля. ROMANTIQUE", состоящий из четырёх игровых и трёх анимационных короткомеражек- своеобразный отчёт о достижениях молодых отечественных кинематографистов, подготовленный Национальным Центром Александра Довженко.
Премьера этого киносборника состоялась в кинотеатре "Киев" 4-го декабря, причём обычные для подобного мероприятия пригласительные, официальные речи и фуршеты были в знак солидарности с Евромайданом заменены свободным входом, позволившим многим десяткам митингующих провести кинематографический антракт.
Также в кинотеатре "Киев" сегодня состоится открытие Третьего фестиваля американского кино "Независимость", одного из наиболее интересных событий столичной кинозимы. Фестиваль призван знакомить отечественного зрителя с лучшими образчиками "независимого" американского кинематографа, практически не попадающими на украинский большой экран.
Наиболее примечательной программой "Независимости" традиционно является документальная секция (её показы в зале "Синематика" пройдут со свободным входом)- картины, представленные на ней в прошлые годы, сочетали бойкую манеру изложения и информативность с высокой степенью эмоционального накала, при этом отобранные ленты далеки от попыток идеализировать историю Америки и её социально-политическое настоящее, но сосредотачивают внимание аудитории на образах людей, ведущих борьбу за лучшее завтра.
Фото з kino-teatr.ua та www.kinopoisk.ru