Завтра была война

На этой неделе в прокат вышли фэнтези "Хоббит: Пустошь Смауга" Питера Джексона и комедийная мелодрама "Королевский уик-энд" Роджера Мишелла.

Хоббит: Пустошь Смауга/The Hobbit: The Desolation of Smaug

Режиссёр: Питер Джексон
В ролях: Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Кен Стотт, Ричард Армитедж, Эванджелин Лилли, Орландо Блум, Ли Пейс, Джеймс Несбит
Жанр: фэнтези
Страна: США-Новая Зеландия

Дюжина гномов под предводительством Торина Дубощита, волшебник Гэндальф Серый и мистер Бильбо Бэггинс, хоббит, продолжают свой поход к Одинокой Горе, таящей сокровища разрушенного королевства гномов и их свирепого стража, дракона Смауга.

Их преследуют отряды орков, направляемые таинственной злой силой, поселившейся в крепости Дол Гулдур, а вставший на пути Чёрный Лес кишит пауками-людоедами. Лесные эльфы могли бы помочь путешественникам справиться с противниками, однако взаимная неприязнь эльфов и гномов мешает им объединить усилия в борьбе с общим врагом. Да и в человеческом городе Эсгарот, расположенном поблизости от Одинокой Горы, отнюдь не все готовы приветствовать появление гномов.

РЕКЛАМА:

Вторую треть пути по следам профессора Толкина Питер Джексон прошёл куда более бодрым шагом. Так раздражавшие в "Нежданном путешествии" глупые гэги, заменившие мягкую иронию литературного первоисточника, в "Пустоши Смога" сведены к минимуму, действие оживилось, атмосфера приобрела приятную мрачность.

Разумеется, от сравнений с "Хоббитом" Толкина по-прежнему лучше воздерживаться, фильм мало похож на экранизацию литературной сказки, остроумно интерпретирующей мотивы германской мифологии, таинственной, захватывающей и уютной. Произведения Джексона больше похожи на кинематографическую адаптацию компьютерной стратегической игры, где действуют главным образом не отдельные персонажи, а целые народы, передвигающие свои полки по виртуальной карте.

Немногие герои, различимые в этих гномских и эльфийских массах, как правило, маловыразительны, безлики - это некие условные богатыри, становящиеся в картинные позы и произносящие патетически речи. Тут, впрочем, следует оговориться - в фильме хорошо передан один из основных идейных посылов книги Толкина: вопреки свойственной персонажам расовой гордыне, убеждённости в своей избранности и недоверии к представителям иных племён, даже в деле возрождения национального государства успех оказывается недостижим без чужака, инородца, к которому поначалу относятся с презрением.

Принимая эти правила игры, стоит признать, что решение Джексона вписать сюжетную канву "Хоббита" в общий контекст истории Средиземья, с происками Дол Гулдура, готовящего наступление нечисти, оказалось вполне удачным.

Намечающаяся битва Добра и Зла (при всей условности применения понятия "Добро" к народам гномов, эльфов, людей и проч., при всей их разобщённости) напоминает, что "Хоббит" был опубликован в 1937-м году, накануне войны, в исторической реальности аналогичной по своему масштабу и значению.

При этом позиция короля лесных эльфов, отказывающегося от участия в грядущем столкновении, рассчитывая, что его народ укроется за крепкими стенами своих твердынь, пока оркские орды будут опустошать окрестности, напоминает о тогдашнем британском правительстве во главе с Невиллом Чемберленом, которое надеялось, что нацистская Германия удовлетворит свои аппетиты за счёт соседей, в то время как британцы смогут мирно отсидеться на своих островах.

Впрочем, аллюзии, возникающие при просмотре ленты, касаются отнюдь не только прошлого - в историю с городом Эсгаротом привнесён мотив борьбы за лучшее будущее, который кажется весьма актуальным для наших краёв. Некогда процветающий город, разрушенный драконом и попавший во власть к политиканам и коррупционерам, влачит жалкое, но при этом вполне стабильное, мирное существование, без волнений и без перспектив.

Но вот появляется король гномов, обещанный древними пророчествами и народными песнями, и говорит о возрождении своей страны, которое принесёт благо всему краю. Только вот ради этого счастливого послезавтрашнего дня необходимо схватиться с драконом, уже сегодня поставить под угрозу свою нищую, беспросветную, но обеспеченную всем необходимым жизнь, в которой лишённым амбиций и воображения гарантированы безопасность и покой - в то время как вступление в борьбу с её неведомым исходом может гарантировать только труды и мучения.

Зал почувствовал эту перекличку с отечественной злобой дня, взорвавшись смехом и аплодисментами, когда наушник мэра Эсгарота предположил, к негодованию своего патрона, что народ надеется провести выборы.

"-Что за наглое посягательство на мои права! Я не потерплю никаких выборов!

- Вашим мнением могут забыть поинтересоваться".

Оценка фильма 4 из 5

Королевский уик-энд/Hyde Park on Hudson

Режиссёр: Роджер Мишелл
В ролях: Билл Мюррей, Лора Линни, Сэмюэл Уэст, Оливия Колман, Элизабет Марвел, Оливия Уильямс, Элизабет Уилсон
Жанр: комедийная мелодрама
Страна: Великобритания

Фильм Роджера Мишелла посвящён королям и героям исторической действительности, стоящим, как и персонажи ленты Питера Джексона, на пороге великих свершений. Впрочем, в соответствии с тоном повествования, перед лицом всемирного катаклизма эти политические небожители склонны проявлять не достоинства, изумляющие простых смертных, а маленькие слабости.

Картина начинается с буколического романа Маргарет Стакли, провинциальной старой девы, и её дальнего родственника, приехавшего к матери в живописную глушь, чтобы поправить здоровье - Франклина Делано Рузвельта. Кузина Маргарет счастлива, что президент Соединённых Штатов катает её на своём "форде" по окрестным лугам и позволяет помогать по дому и "отвлекать от тягот мира". Впрочем, её радость омрачена появлением законной супруги, Элеоноры Рузвельт, а также открытием, что она не единственная - далеко не единственная, кто помогает президенту отвлечься.

В разгар душевных волнений президентской кузины в гости к Рузвельту прибывает король Великобритании Георг VI с супругой Елизаветой, чтобы заручиться поддержкой американского правительства на случай войны с Германией, которая многим кажется весьма вероятной в это лето 1939-го.

"Королевский уик-энд" словно провозглашает веру в роль личности в истории, утверждая, что взаимная симпатия американского президента и английского короля сыграла важную роль во вступлении Соединённых Штатов во Вторую мировую. Без сомнения, эта мысль могла быть выражена вполне убедительно, если бы персонажи ленты хоть немного походили на исторические прототипы.

Стремясь придать характерам больший комизм, авторы картины лишают происходящее всякого правдоподобия. Так, королевская чета - не так давно воспетая в ленте Тома Хупера "Король говорит", - предстаёт парой закомплексованных недотёп, из-за каждого пустяка теряющих самообладание. Особенно досталось королеве - Елизавета, благодаря мужественному поведению в годы войны ставшая для своих подданных воплощением британской стойкости и королевского величия, изображена недалёкой брюзгой с глазами на мокром месте.

Не в лучшем свете предстаёт и Рузвельт, образу которого исполняющий его роль Билл Мюррей не слишком успешно пытается придать обаятельную игривость. В беседах с Георгом он позволяет себе оскорбительную снисходительность, словно речь идёт о короле Кондуита и Швамбрании, а не Соединённого Королевства, а бедной Маргарет морочит голову с цинизмом Севильского озорника.

Всё это выглядело бы вполне уместным в сатирической ленте, разоблачающей пороки власть предержащих, или в комедии абсурда, где национальных героев заставляют ходить на голове. Однако со своим мягким юмором, любовно снятыми пейзажами и оркестром, вторящим настроениям влюблённой кузины, "Королевский уик-энд" куда ближе к романтической комедии.

В конечном счёте фильм Мишелла воспринимается - очевидно, вопреки намерениям создателей, - как трагикомическая история об обывателе, волею случая попавшем за кулисы величайших драм эпохи, но так и не сумевшем выйти за пределы своего мирка.

Борьба президента с последствиями Великой депрессии, приближение Второй мировой практически не оставляют следа в сознании Маргарет, являясь для неё некими условными "тяжкими заботами", от которых ей так приятно отвлекать президента.

Лора Линни создаёт смешной, немного раздражающий своим эгоцентризмом и пассивностью, но в чём-то и трогательный образ женщины, для которой исторические катаклизмы ничто в сравнении с её душевными бурями и которая в разгар битв и гибели целых государств останется беззаботной и счастливой, услышав слова любви- даже если эти слова будут лживыми.

Оценка фильма 3 из 5

Автор благодарит кинотеатр "Киев" за помощь в написании материала.

Все фото www.kinopoisk.ru

Реклама:

Головне сьогодні