Кинопремьеры недели. Пока конец света не разлучит нас
С 16 января на украинских экранах демонстрируются: драма с элементами фантастики "Как я теперь люблю" Кевина МакДональда и драма с элементами фильма-катастрофы "Не угаснет надежда" Джей.Си.Чандора.
Как я теперь люблю / How I Live Now
Режиссёр: Кевин МакДональд
В ролях: Сирша Ронан, Том Холланд, Харли Бёрд, Джордж МакКэй, Дэнни МакЭвой, Анна Чэнселлор, Кори Джонсон, Стелла Гонет, Дес МакАлир
Жанр: драма
Страна: Великобритания
Новая картина одного из наиболее значительных британских постановщиков стала редким в последние годы по-настоящему примечательным обращением к постапокалиптике, хотя поклонников этого славного жанра может отпугнуть доминирующая в сюжете (и вынесенная локализаторами в название) любовная линия.
16-летняя американка приезжает на летние каникулы к английским родственникам. Эта юная жертва общества потребления, невротичная, раздражительная, патологически закомплексованная, напичканная самыми вздорными представлениями, почёрпнутыми из глянцевых журналов, оказывается в живописной деревенской глуши, в окружении жизнерадостных сверстников, которым за весь фильм не приходит в голову обновить свой статус в Фейсбуке, зато их хлебом не корми, дай наколоть дров или побегать по лесу.
Бедняжка почти перестаёт есть, шокированная обилием калорий в английских обедах, а, прогуливаясь по сельским тропинкам, цепенеет при мысли о вредоносных бактериях. Даже пробежавшая между нею и британским кузеном искра не помогает делу, ведь целоваться слишком негигиенично.
События, оказывающие на девушку необходимый терапевтический эффект, напоминают о названии старого фильма Роджера Кормана "Пришлось разрушить мир, чтобы его спасти".
Пасторальную идиллию то и дело нарушают приметы близящейся катастрофы - проносящиеся над деревьями истребители, тревожные радиосводки, командировка матери семейства в Швейцарию на международную конференцию по преодолению угрозы Третьей мировой. И вот некие террористы наносят по Лондону ядерный удар, и вскоре паника распространяется по всему Соединённому Королевству.
Завтра, возможно, настанет конец света - это соображение помогает американской гостье преодолеть барьеры своих навязчивых состояний и болезненной чистоплотности и начать роман со влюблённым в неё кузеном. Дом англичанина - его крепость: вопреки объявлению эвакуации, подростки полны решимости не покидать своей земли, где они обеспечены всем необходимым со своим сельским хозяйством и охотничьими навыками.
Отсылки к эстетике кинематографа 70-х- словно выбеленные солнцем оттенки, короткий монтаж со сменой ракурсов, стилистика вступительных титров, - подчёркивают сходство этой маленькой общины с утопическими проектами хиппи, бежавшими от разлагающего влияния цивилизации сливаться с природой. Однако цивилизация, разумеется, не оставляет героев в покое, как, впрочем, и варварство - вскоре героям приходится спасаться и от армейских частей, и от орд новых вандалов.
Как и любой хороший фильм о конце света, картина МакДональда показывает хрупкость, обманчивость культуры, которая - стоит карательным органам прекратить своё существование, - далеко не всем из нас помешает превратиться в кровожадных дикарей. При этом не больше доверия, чем человеческая природа, вызывает у авторов ленты и государство, способное под предлогом борьбы с анархией преобразиться в лживую и безжалостную диктатуру (убедительным подтверждением чего стали вчерашние события в Верховной Раде).
И всё же социально-политический фон "Как я теперь люблю" остаётся - в отличие, к примеру, от главного "постапокалиптического" фильма последнего десятилетия, "Дитя человеческого" Альфонса Куарона, - достаточно условным, размытым.
Для зрителя остаётся загадкой, в чём суть нависшей над миром угрозы, кем являются сокрушившие британскую мощь террористы. Тёмные силы и бедствия, отбрасывающие человечество в каменный век и грозящие гибелью всему живому, важны как своеобразный катализатор духовной жизни главной героини, приобщая её к взрослой жизни, вырывая из плена надуманных страхов.
МакДональд показывает, что роковой удар грозит отовсюду, и, если всё покатится в тартарары, не так уж и важно, по какой причине это произошло. Важным является то, что первобытная жестокость таится поблизости и в случае хорошенького катаклизма воцарится на европейских просторах столь же полноправно, как в Сирии или в Центральной Африканской Республике, но и в случае падения шаткой цивилизации нашему превращению в троглодитов будет противостоять любовь - "что движет солнца и светила".
Оценка фильма 4 из 5
Не угаснет надежда / All Is Lost
Режиссёр: Джей.Си.Чандор
В ролях: Роберт Редфорд
Жанр: драма
Страна: США
Картина Джей.Си.Чандора (чьё оригинальное название переведено весьма оптимистично) выступает своеобразным продолжением "постапокалиптической" темы и при этом словно подтверждает идейный посыл его дебютного фильма "Предел риска" об обречённости нынешней капиталистической модели.
Если в посвящённом началу экономического кризиса "Пределе риска" попытки героев спасти свой бизнес сводились к сбивчивым диалогам, паническим восклицаниям и патетическим рассуждениям, в ленте "Не угаснет надежда" борьба за жизнь ведётся без всяких слов, с предельной концентрацией действия: никаких диалогов, спекуляций и ипотек, есть только старик и море, человеческое мужество, сила и ловкость против разгула стихий.
Главный и фактически единственный герой фильма сражается со стихией в получившей пробоину яхте, которая подчас представляется последним очагом цивилизации.
Прочие приметы человечества оказываются бездушными обломками общества потребления, вроде плавучего контейнера с кедами, на который, будто на предательскую скалу, символически наскакивает парусник героя, или контейнеровозов, равнодушно плывущих мимо, игнорируя сигналы бедствия - возможно, не из-за небрежности команды, оставившей наблюдательные посты, а из-за отсутствия этой команды. Люди, которые всё же попадают в кадр, похожи то ли на грёзы героя, то ли на ангелов, явившихся, чтобы забрать в Рай последнего обитателя земли.
Авторы этой корабельной робинзонады отказываются от всяких ухищрений, которые позволили бы скрасить одиночество героя- в фильме нет ни флешбеков, описывающих счастливое прошлое в кругу семьи, ни внутреннего монолога, ни воображаемого друга.
76-летний Роберт Редфорд, исполнивший свою роль без дублёров, бесконечно убедительно стучит молотком, строгает, клеит, опресняет воду и определяет местоположение с помощью секстанта, но, положа руку на сердце, фильму не помешало бы присутствие бенгальского тигра.
При практически непрекращающемся экшне ленте не хватает и драматургического напряжения - весь сюжет составляет аттракцион выживания в экстремальных условиях, когда у человека нет иного выбора, кроме как отчаянно сражаться за жизнь, не отличаясь в этом положении от животного, мобилизующего свои инстинкты и навыки.
Следить за манипуляциями героя было бы интересней, если бы его образ был лучше выписан, а не держался исключительно на харизме настоящего мужчины, пережившего крушение гендерных стереотипов.
Оценка фильма 3,5 из 5
Также в прокат вышли фильмы, способные занять самых преданных ценителей кинематографических диковинок. "Артхаус трафик", в прошлом году порадовавший синефилов последней работой знаменитого документалиста Рона Фрике "Сансара", выпустил отреставрированную версию наиболее значимой его работы, ленты 1992-го года "Барака"- завораживающей киносимфонии о человечестве, его взаимоотношениях с природой, его истории и современности, в которой сплетаются образы верующих, возносящих молитвы Создателю, будни обитателей больших городов и языческих просторов Амазонии и африканских саванн, свидетельства преступлений нацистов и красных кхмеров.
Появился на наших экранах и самый скандальный фильм последней "Молодости", "Мёбиус" Ким Ки-Дука.
Самые отчаянные садомазохистские фантазии воплощаются в этой картине с такой трагедийной патетикой, что её очень трудно воспринимать всерьёз, но, во всяком случае, зритель не может пожаловаться, что видит на экране нечто заурядное.
Фото Kinopoisk.ru