Художники и революция. Часть 1
Последние несколько месяцев мы наблюдаем как #Евромайдан активизировал народное творчество: на улицах и в сети появилась масса анонимных художественных высказываний.
Эта мгновенная эстетическая реакция на происходящее иногда бывает критична, чаще иронична, но неизменно эмоциональна. Тем не менее, подобная реакция, даже выраженная в произведении, плакате, рисунке – не всегда имеет отношение к профессиональному искусству для которого важны осмысленность, рефлексия, аналитика контекста. Все это слишком большая роскошь во время революционных событий, когда даже новости утрачивают свою актуальность со скоростью сгорающей спички.
В то же время, художники всегда были и остаются авангардом любого общества, часто выступая в качестве детонатора преобразований. Что они могут предложить делу революции в начале ХХI века? Изменилась ли как-то роль художника в массовых протестах с появлением интернета и социальных сетей?
Чтобы ответить на эти вопросы, а также замерить градус революционных настроений в художественной среде, УП.Жизнь обратилась к художникам из разных регионов Украины, задав им следующие вопросы.
1.Как Вы относитесь к происходящим в стране событиям? Могли бы Вы назвать эту революцию "своей"?
2.Что художник может предложить революции? На ваш взгляд такое профессиональное самоопределение как-то влияет на участие в протестных движениях?
3.Стоит ли ждать, что #Евромайдан и связанные с ним события станут поводом для отдельного художественного высказывания?
Анатолий Белов, Киев
1. Происходящие события в стране касаются каждого гражданина Украины. Быть в стороне невозможно, так как сейчас стал вопрос ребром "какой быть Украине?"
Самые разные люди, разных политических и философских взглядов объединились против режима Януковича. Вскрылись давние нарывы деспотической коррупционной криминальной системы, пролилась кровь.
Анатолий Белов, Екатерина Мищенко "Нам нема що втрачати, крім наших майданів!" 2014 |
Сейчас происходит гражданская революция, все разнообразие общества Украины активно задействовано в ней и для каждого индивидуума это своя персональная революция включенная в общий народный бунт.
2. В революциях художник может проявлять себя по-разному. Рисовать вдохновляющие на действия людей плакаты, делать техническую работу и работать в команде без авторства, вообще не проявлять себя как художник, сражаясь на баррикадах, дежуря в больницах...
Так или иначе, художник, как любой другой гражданин, может помогать революции в меру своих сил и возможностей.
Из серии "Эрос2012", 2012 год |
3. Революция – время действий и поступков, работы направленной на победу. Отрефлексированные художественные высказывания, произойдут позже, когда будет пройден весь цикл событий. Но и сейчас, разумеется, происходят перманентные рефлексии, попытка анализа событий, но в большей мере, это реагирования и действия чтобы исправить ситуацию сейчас на месте, или сбор материала, что потом будет использован в работе.
Леся Хоменко, Киев
"Святковий стіл", документація преформансу, 2013 |
Сила сьогоднішнього протестного руху перевищила всі мої очікування.
Питання про художника і революцію для мене є складним. Я задаю собій його від самого початку протестного руху і питання залишається досі відкритим.
Художній рефлексії важко функціонувати в умовах такої стрімкої зміни контексту. А особливо в контексті справжніх смертей та насильства.
Для мене дуже показовим є те, що багато художників документують Майдан на фото/відео. Тобто відбувається привласнення дійсності для подальшої роботи та рефлексії. Я спробувала відповісти собі на питання свого місця як художника на Майдані, малюючи портрети людей і віддаючи їм оригінал. Собі я залишала копію "під копірку".
"Портрети на Майдані (робоча назва)", копії малюнків "під копірку", 2013-2014 |
Таким чином я прослідковувала логіку взаємодії мистецтва з надзвичайно інтенсивною реальністю, з якою неможливо конкурувати. Майдан взагалі піднімає дуже важливе питання: а що не є мистецтвом?
"Із серії Змішані почуття", 2013 |
Я думаю, що зрештою мистецтво в Україні поміняється в результаті революції. Оскільки наше суспільство зараз винаходить себе наново, то і мистецтво, як авангард суспільства, розроблятиме нові зв'язки та синтезуватиме нові практики.
Никита Шаленый, Днепропетровск
1. Начну с того, что многим было сложно представить, что у нас в стране появятся такие явления как эскадроны смерти, титушки-мелкие уголовники, называемые "Народной гвардией президента", действия которых открыто поощряет милиция, будут ловить на улице прохожих и шить им уголовные дела, стрелять в спины врачам, появятся садисты в погонах, на майдане прольётся кровь – все это казалось нереальным год назад.
Серия "Где брат твой?". 2013 (до событий Майдана) |
Но вполне реальной была мысль и желание, чтобы народ наконец-то вышел на улицы и восстал против несправедливости и беспредела, который творит власть, и поводов для этой мысли было более чем достаточно за несколько предыдущих лет.
Я видел, как титушки бьют ребят на улице, это зверство, они думают, что у человека девять жизней. Я видел, как у солдатика срочной службы, отхватившиго люлей от ультрас, были истерика и плач.
Серия "Где брат твой?", 2013, (до событий Майдана) |
Я видел, как при захвате ОДА ведут себя обе стороны - это эйфория, животная ненависть к врагу, и ты сам невольно подхватываешься этим коллективным чувством: тот, кто получил несколько ударов палкой, отвечает с еще большей силой и ненавистью. Как бы мне ни были антипатичны сторонники Януковича, это тоже наши граждане; нужно работать с этими "неправильными" людьми, пытаться с ними договориться.
Да, могу назвать эту революцию своей. Я знаю некоторых ребят из правого сектора, во время проекта "Где брат твой?" я познакомился с солдатами спецназа, я находил и с теми и с другими общий язык. И те и те сейчас в плохом положении, в положении заложников этой власти. Поэтому меня не столько интересует политика, меня интересуют эти люди, и поскольку я знаю их лично, то и революция становится личной.
2. Во время революции что-то предлагать уже поздно, предлагать нужно до. Предлагать качественно, системно, а во время революции нужно заниматься революцией и предлагать что-то, что будет указывать на ее финал. Кто-то из художников сегодня пытается активно эксплуатировать атрибуты майдана, это вторично, майдану и людям на нем это не пригодится, разве что сможет являться "актуальной" скоропортящейся картинкой, карикатурой на злобу дня.
Художник - это человек, который всегда остро чувствует несправедливость и рано или поздно становится с ней не согласным, и если он имеет смелость, то активно заявляет об этом.
Само участие в протестных движениях может быть совершенно разным, и тут форма не главное, а главное достижение цели. Это может быть любая работа, главное, чтоб художник мог выполнять ее хорошо.
"Катапульта", макет, 2013 (до событий Майдана) |
3. В принципе, майдан может быть поводом для художественного высказывания. А именно его герои, героем я называю любого человека, которого Майдан затронул лично - это то, что было бы мне интересно исследовать. Если эти проекты смогут подняться над планкой внешних атрибутов, смогут коснуться причин возникновения Майдана, то такие проекты могут быть интересны и самодостаточны.
Алевтина Кахидзе, с.Музычи
1. Да, я стала революционеркой.
2. Художник может предложить все что у него всегда было: критическое мышление и воображение.
3. Важно не забывать: для художественного высказывания требуется время. Художники – не журналисты. Художникам главное помнить. Память основа для воображения. А воображение позволяет создавать высказывания.
Например, меня разозлил министр культуры Новохатько пресс-конференцией 28 января (речь шла о #Евромайдане) в здании Кабмина (злость – это чувство). Я должна задуматься: почему у меня присутствует такое чувство?
Я размышляю, в чем мой диссонанс со сказанным. Ответы на такой вопрос - уже информация… То есть, министр культуры и министерство, которое он возглавляет, становится частью моей реальности (оседает в памяти).
Помните мультфильм, в котором козлёнок считает зверей: быка, корову, телёнка… А они гонятся за ним: козлёнку никто не давал на это право. На самом деле, зверей пугает неизвестность, что будет после того, как они станут частью реальности другого.
"Баррикада", 2014 |
Поэтому, стоит ждать художественных высказываний от тех художников, чьей реальностью стал не только Майдан, но и реакции на это явление.
Анатолий Татаренко, Донецк-Львов
1. Майдан – это позитивное явление, говорящие о том, что людям небезразлично их будущее и они готовы отстаивать свои права и свободы. Но события, возникшие вследствие мирного протеста студентов, породили в Украине ужасающие вещи, которые история нашей молодой страны еще не знала.
Частично это отсылает нас к коммунистическому прошлому. Я не могу назвать революцию "своей", все же это общий процесс, она "наша". Благодаря ей впервые в Украине зарождается гражданское общество, которое может влиять на власть.
2. Художник может спекулировать на теме революции всеми возможными средствами, доступными сегодня в арсенале искусства. Мое мнение таково: важная часть этого процесса – это "информирование и архивирование" происходящего.
Но художник – это гражданин, а сейчас прежде всего решается судьба гражданских прав, поэтому большее влияние на ситуацию оказывает гражданская позиция человека, а не его профессиональное самоопределение.
3. Сам Евромайдан – это тотальная инсталляция, которую можно считать художественным высказыванием. Йозеф Бойс был бы рад этому.
Богдан Перевертун, Одесса
1. К тому, что люди вышли на улицу отношусь позитивно, это доказывает что наше общество не пассивно, эту революцию я считаю не своей лично, а нашей.
Love is fight, 2012 |
Аутоагрессия, 2013 |
2. Мне кажется что художник, не предлагает что-то революции, а приводит человека к революционному мышлению, можно сказать, что художник открывает глаза обществу на некоторые вещи, потому что художник тонко чувствует ситуацию.
Откровение пророка, 2012 |
3. Этого мы уже дождались и могу привести примеры. Перед революцией одесский художник Сергей Кононов сделал целую серию работ, у Никиты Кадана были работы с этой тематикой. Перед революцией, недавно была выставка в Киеве в Парткоме "Тётушки vc Титушки", 7 февраля будет народная выставка в Одессе, тоже на тему революции
Олекса Манн, Киев
1. С первых дней участвую в событиях. За небольшой срок больше двух месяцев революция прошла три разных стадии, которые я для себя сформулировал таким образом:
1) До 30 ноября (избиение беркутом студентов) люди протестовали против хамской лжи и подлого разворота страны на 180 градусов от евроинтеграции.
Назовем это "За евроинтеграцию".
"Вызывай Бога Революции", 2012 |
2) С 30 ноября по 19 января протест активизировался и был направлен на полное смещение воровской кодлы, которая находится при власти в стране.
Назовем это "Против преступной власти".
3) С 19 января протест перешел в новую фазу, когда люди осознали, что у них хотят забрать и разделить Родину.
Это война против внутренних захватчиков. И уже внешних, так как всеми было осознано, что ими манипулируют внешние захватчики.
Назовем это "Войной за Родину".
Все три стадии революции и ее быстро движущаяся эволюция в изменении целей, я могу назвать "своими".
"Власть народу", 2012 |
2. Художник может предложить революции идеи. Создание идей и формулирование смыслов - и есть его задача. И грамотная трансляция этих идей и смыслов.
Художник вообще может не участвовать в революции и разных протестных движениях. Имеет полное право. Я участвую, как гражданин, а не как художник. Просто инструменты протеста могут быть и художественные. Владение ими расширяет диапазон протеста.
"Кондуктор революции", 2012 |
3. Вполне. Подозреваю, что переосмысление событий даст большой разброс высказываний в среде. Как от пронзительных в своей искренности рефлексий на происходящее, так и целую кучу коньюнктурных, искусственных и лабораторных соплей.
Я для себя сейчас решил, что пока не собираюсь делать ничего на эту тему. Но это пока. Мне для ясного высказывания необходимо, чтобы отфильтровались многие вещи и прошло какое-то время.
Все мои роботы посвященные теме революции, я сделал задолго до начала событий.
Продолжение следует