Художники и революция. Часть 1

Последние несколько месяцев мы наблюдаем как #Евромайдан активизировал народное творчество: на улицах и в сети появилась масса анонимных художественных высказываний.

Эта мгновенная эстетическая реакция на происходящее иногда бывает критична, чаще иронична, но неизменно эмоциональна. Тем не менее, подобная реакция, даже выраженная в произведении, плакате, рисунке – не всегда имеет отношение к профессиональному искусству для которого важны осмысленность, рефлексия, аналитика контекста. Все это слишком большая роскошь во время революционных событий, когда даже новости утрачивают свою актуальность со скоростью сгорающей спички.

В то же время, художники всегда были и остаются авангардом любого общества, часто выступая в качестве детонатора преобразований. Что они могут предложить делу революции в начале ХХI века? Изменилась ли как-то роль художника в массовых протестах с появлением интернета и социальных сетей?

Чтобы ответить на эти вопросы, а также замерить градус революционных настроений в художественной среде, УП.Жизнь обратилась к художникам из разных регионов Украины, задав им следующие вопросы.

1.Как Вы относитесь к происходящим в стране событиям? Могли бы Вы назвать эту революцию "своей"?

2.Что художник может предложить революции? На ваш взгляд такое профессиональное самоопределение как-то влияет на участие в протестных движениях?

3.Стоит ли ждать, что #Евромайдан и связанные с ним события станут поводом для отдельного художественного высказывания?

Анатолий Белов, Киев

1. Происходящие события в стране касаются каждого гражданина Украины. Быть в стороне невозможно, так как сейчас стал вопрос ребром "какой быть Украине?"

Самые разные люди, разных политических и философских взглядов объединились против режима Януковича. Вскрылись давние нарывы деспотической коррупционной криминальной системы, пролилась кровь.

Анатолий Белов, Екатерина Мищенко "Нам нема що втрачати, крім наших майданів!" 2014

Сейчас происходит гражданская революция, все разнообразие общества Украины активно задействовано в ней и для каждого индивидуума это своя персональная революция включенная в общий народный бунт.

2. В революциях художник может проявлять себя по-разному. Рисовать вдохновляющие на действия людей плакаты, делать техническую работу и работать в команде без авторства, вообще не проявлять себя как художник, сражаясь на баррикадах, дежуря в больницах...

Так или иначе, художник, как любой другой гражданин, может помогать революции в меру своих сил и возможностей.

Из серии "Эрос2012", 2012 год

3. Революция – время действий и поступков, работы направленной на победу. Отрефлексированные художественные высказывания, произойдут позже, когда будет пройден весь цикл событий. Но и сейчас, разумеется, происходят перманентные рефлексии, попытка анализа событий, но в большей мере, это реагирования и действия чтобы исправить ситуацию сейчас на месте, или сбор материала, что потом будет использован в работе.

Леся Хоменко, Киев

"Святковий стіл", документація преформансу, 2013

Сила сьогоднішнього протестного руху перевищила всі мої очікування.

Питання про художника і революцію для мене є складним. Я задаю собій його від самого початку протестного руху і питання залишається досі відкритим.

Художній рефлексії важко функціонувати в умовах такої стрімкої зміни контексту. А особливо в контексті справжніх смертей та насильства.

Для мене дуже показовим є те, що багато художників документують Майдан на фото/відео. Тобто відбувається привласнення дійсності для подальшої роботи та рефлексії. Я спробувала відповісти собі на питання свого місця як художника на Майдані, малюючи портрети людей і віддаючи їм оригінал. Собі я залишала копію "під копірку".

"Портрети на Майдані (робоча назва)", копії малюнків "під копірку", 2013-2014

Таким чином я прослідковувала логіку взаємодії мистецтва з надзвичайно інтенсивною реальністю, з якою неможливо конкурувати. Майдан взагалі піднімає дуже важливе питання: а що не є мистецтвом?

"Із серії Змішані почуття", 2013

Я думаю, що зрештою мистецтво в Україні поміняється в результаті революції. Оскільки наше суспільство зараз винаходить себе наново, то і мистецтво, як авангард суспільства, розроблятиме нові зв'язки та синтезуватиме нові практики.

Никита Шаленый, Днепропетровск

1. Начну с того, что многим было сложно представить, что у нас в стране появятся такие явления как эскадроны смерти, титушки-мелкие уголовники, называемые "Народной гвардией президента", действия которых открыто поощряет милиция, будут ловить на улице прохожих и шить им уголовные дела, стрелять в спины врачам, появятся садисты в погонах, на майдане прольётся кровь – все это казалось нереальным год назад.

Серия "Где брат твой?". 2013 (до событий Майдана)

Но вполне реальной была мысль и желание, чтобы народ наконец-то вышел на улицы и восстал против несправедливости и беспредела, который творит власть, и поводов для этой мысли было более чем достаточно за несколько предыдущих лет.

Я видел, как титушки бьют ребят на улице, это зверство, они думают, что у человека девять жизней. Я видел, как у солдатика срочной службы, отхватившиго люлей от ультрас, были истерика и плач.

Серия "Где брат твой?", 2013, (до событий Майдана)

Я видел, как при захвате ОДА ведут себя обе стороны - это эйфория, животная ненависть к врагу, и ты сам невольно подхватываешься этим коллективным чувством: тот, кто получил несколько ударов палкой, отвечает с еще большей силой и ненавистью. Как бы мне ни были антипатичны сторонники Януковича, это тоже наши граждане; нужно работать с этими "неправильными" людьми, пытаться с ними договориться.

Да, могу назвать эту революцию своей. Я знаю некоторых ребят из правого сектора, во время проекта "Где брат твой?" я познакомился с солдатами спецназа, я находил и с теми и с другими общий язык. И те и те сейчас в плохом положении, в положении заложников этой власти. Поэтому меня не столько интересует политика, меня интересуют эти люди, и поскольку я знаю их лично, то и революция становится личной.

2. Во время революции что-то предлагать уже поздно, предлагать нужно до. Предлагать качественно, системно, а во время революции нужно заниматься революцией и предлагать что-то, что будет указывать на ее финал. Кто-то из художников сегодня пытается активно эксплуатировать атрибуты майдана, это вторично, майдану и людям на нем это не пригодится, разве что сможет являться "актуальной" скоропортящейся картинкой, карикатурой на злобу дня.

Художник - это человек, который всегда остро чувствует несправедливость и рано или поздно становится с ней не согласным, и если он имеет смелость, то активно заявляет об этом.

Само участие в протестных движениях может быть совершенно разным, и тут форма не главное, а главное достижение цели. Это может быть любая работа, главное, чтоб художник мог выполнять ее хорошо.

"Катапульта", макет, 2013 (до событий Майдана)

3. В принципе, майдан может быть поводом для художественного высказывания. А именно его герои, героем я называю любого человека, которого Майдан затронул лично - это то, что было бы мне интересно исследовать. Если эти проекты смогут подняться над планкой внешних атрибутов, смогут коснуться причин возникновения Майдана, то такие проекты могут быть интересны и самодостаточны.

Алевтина Кахидзе, с.Музычи

1. Да, я стала революционеркой.

2. Художник может предложить все что у него всегда было: критическое мышление и воображение.

3. Важно не забывать: для художественного высказывания требуется время. Художники – не журналисты. Художникам главное помнить. Память основа для воображения. А воображение позволяет создавать высказывания.

Например, меня разозлил министр культуры Новохатько пресс-конференцией 28 января (речь шла о #Евромайдане) в здании Кабмина (злость – это чувство). Я должна задуматься: почему у меня присутствует такое чувство?

Я размышляю, в чем мой диссонанс со сказанным. Ответы на такой вопрос - уже информация… То есть, министр культуры и министерство, которое он возглавляет, становится частью моей реальности (оседает в памяти).

Помните мультфильм, в котором козлёнок считает зверей: быка, корову, телёнка… А они гонятся за ним: козлёнку никто не давал на это право. На самом деле, зверей пугает неизвестность, что будет после того, как они станут частью реальности другого.

"Баррикада", 2014

Поэтому, стоит ждать художественных высказываний от тех художников, чьей реальностью стал не только Майдан, но и реакции на это явление.

Анатолий Татаренко, Донецк-Львов

1. Майдан – это позитивное явление, говорящие о том, что людям небезразлично их будущее и они готовы отстаивать свои права и свободы. Но события, возникшие вследствие мирного протеста студентов, породили в Украине ужасающие вещи, которые история нашей молодой страны еще не знала.

Частично это отсылает нас к коммунистическому прошлому. Я не могу назвать революцию "своей", все же это общий процесс, она "наша". Благодаря ей впервые в Украине зарождается гражданское общество, которое может влиять на власть.

2. Художник может спекулировать на теме революции всеми возможными средствами, доступными сегодня в арсенале искусства. Мое мнение таково: важная часть этого процесса – это "информирование и архивирование" происходящего.

Но художник – это гражданин, а сейчас прежде всего решается судьба гражданских прав, поэтому большее влияние на ситуацию оказывает гражданская позиция человека, а не его профессиональное самоопределение.

3. Сам Евромайдан – это тотальная инсталляция, которую можно считать художественным высказыванием. Йозеф Бойс был бы рад этому.

Богдан Перевертун, Одесса

1. К тому, что люди вышли на улицу отношусь позитивно, это доказывает что наше общество не пассивно, эту революцию я считаю не своей лично, а нашей.

Love is fight, 2012
Аутоагрессия, 2013

2. Мне кажется что художник, не предлагает что-то революции, а приводит человека к революционному мышлению, можно сказать, что художник открывает глаза обществу на некоторые вещи, потому что художник тонко чувствует ситуацию.

Откровение пророка, 2012

3. Этого мы уже дождались и могу привести примеры. Перед революцией одесский художник Сергей Кононов сделал целую серию работ, у Никиты Кадана были работы с этой тематикой. Перед революцией, недавно была выставка в Киеве в Парткоме "Тётушки vc Титушки", 7 февраля будет народная выставка в Одессе, тоже на тему революции

Олекса Манн, Киев

1. С первых дней участвую в событиях. За небольшой срок больше двух месяцев революция прошла три разных стадии, которые я для себя сформулировал таким образом:

1) До 30 ноября (избиение беркутом студентов) люди протестовали против хамской лжи и подлого разворота страны на 180 градусов от евроинтеграции.

Назовем это "За евроинтеграцию".

"Вызывай Бога Революции", 2012

2) С 30 ноября по 19 января протест активизировался и был направлен на полное смещение воровской кодлы, которая находится при власти в стране.

Назовем это "Против преступной власти".

3) С 19 января протест перешел в новую фазу, когда люди осознали, что у них хотят забрать и разделить Родину.

Это война против внутренних захватчиков. И уже внешних, так как всеми было осознано, что ими манипулируют внешние захватчики.

Назовем это "Войной за Родину".

Все три стадии революции и ее быстро движущаяся эволюция в изменении целей, я могу назвать "своими".

"Власть народу", 2012

2. Художник может предложить революции идеи. Создание идей и формулирование смыслов - и есть его задача. И грамотная трансляция этих идей и смыслов.

Художник вообще может не участвовать в революции и разных протестных движениях. Имеет полное право. Я участвую, как гражданин, а не как художник. Просто инструменты протеста могут быть и художественные. Владение ими расширяет диапазон протеста.

"Кондуктор революции", 2012

3. Вполне. Подозреваю, что переосмысление событий даст большой разброс высказываний в среде. Как от пронзительных в своей искренности рефлексий на происходящее, так и целую кучу коньюнктурных, искусственных и лабораторных соплей.

Я для себя сейчас решил, что пока не собираюсь делать ничего на эту тему. Но это пока. Мне для ясного высказывания необходимо, чтобы отфильтровались многие вещи и прошло какое-то время.

Все мои роботы посвященные теме революции, я сделал задолго до начала событий.

Продолжение следует

Реклама:

Головне сьогодні