Путеводитель по фестивалю документального кино DocudaysUA

13
17 березня 2014

Щороку ми думаємо над основною концепцією програми і гаслом фестивалю.
Проте драматичні події останніх чотирьох місяців перекреслили всі слогани і концепції.

Ми страшною ціною виграли революцію, сотні сердець згоріли за перемогу і
запалили ще мільйони сердець.

Слава Україні! І вічна пам'ять героям!

Обращение организаторов фестиваля

Фестиваль Docudays UA, который пройдёт в украинской столице с 21-го по 28-е марта, предоставляет уникальную возможность увидеть на большом экране лучшие документальные картины последних лет, большинство из которых никогда не появится в наших краях на лицензионных носителях и даже не станет доступным для сетевого скачивания.

Одно из наиболее интересных культурных событий года, "Докудейзы", в силу своей тематики, можно назвать и единственно уместным в нынешней тревожной обстановке кинофестивалем.

Поскольку волнующие всех граждан Украины события ещё не получили должного экранного воплощения, вместо традиционного фильма-открытия организаторы предлагают своеобразную кинохронику трёх месяцев уличного противостояния "Евромайдан. Черновой монтаж", составленную из отснятых отечественными кинематографистами материалов.

Наиболее интересной программой "Докудейзов" обычно оказывается основной конкурс фестиваля, "Docu/Право", ленты которого обращены к столь острым темам, что обычно производят сильное впечатление даже в том случае, если не обладают значительными художественными достоинствами.

Для просмотра некоторых из фильмов-конкурсантов - как, например, построенной на свидетельствах жертв и шокирующих видеодокументах картины "Зона без огня: Поля смерти в Шри-Ланке" Каллема Макрея о военных преступлениях, которыми сопровождались боевые действия между правительственными войсками и тамильскими сепаратистами, - от зрителя потребуется известная психологическая стойкость.

Феномену сомалийского пиратства посвящён фильм "Капитан и его пират" Энди Вольффа, который воспринимается как документальный аналог недавнего "Капитана Филлипса" Роберта Земекиса.

Героями картины, вопреки характеру их взаимоотношений испытывающими друг к другу уважение, выступают капитан немецкого судна, который вместе со своей командой провёл четыре месяца в плену у сомалийцев, и капитан сомалийских морских разбойников.

Мере цивилизованности "демократических стран" посвящены картины "Жизнь в раю: Нелегалы по соседству" Романа Витала о швейцарском центре депортации для беженцев, которым отказали в политическом убежище, и "Приветствуем на Фукусиме" Алена де Альо о гражданах региона, пострадавшего от аварии на АЭС, которым приходится либо начинать жизнь на новом месте, либо остаться на потенциально заражённой территории, которую власти объявили безопасной.

Фильм Леат Мер "Заключённые" о сокамерницах из израильской тюрьмы, христианке, иудейке и мусульманке является оригинальным свидетельством возможности мирного, уважительного сосуществования представителей различных цивилизаций.

Отечественным просторам посвящена картина французского постановщика Гаэля Мокаэра "День шахтёра" о празднике в донбасском селе. После таких нашумевших произведений, как "Смерть рабочего" Михаэля Главоггера, "Другой "Челси": История из Донецка" Якоба Пройсса и "Шахта номер 8" Марианны Каат лента Мокаэра станет уже четвёртым показанным на "Докудейзах" фильмом, представляющим взгляд иностранца на отчаянное положение украинских шахтёров.

В фильмах-участниках конкурсной программы "Docu/Жизнь" в центре внимания оказывается личность, а не социальный контекст, хотя распределение картин между этими двумя конкурсами подчас кажется достаточно условным.

Например, фильм "Кровь" Алины Рудницкой о передвижной станции по переливанию крови, кочующей по российской глубинке, представляет масштабный образ нищеты и отчаяния, вынуждающих людей прибегать к донорству как к возможности заработать.

А в ленте "Американская коммуна" Рены Мундо Крошер и Надин Мундо прослеживается история коммуны хиппи с её иллюзиями, надеждами и разочарованиями.

Среди героев конкурса - швея из Буркина-Фасо, жизнь которой сопряжена с необходимостью делать ежечасный выбор между работой и материнством, европейской культурой и национальными традициями ("Бинту" Симоны Катарины Гауль); американский бизнесмен, пытающийся возродить производство на заброшенном заводе, лично становясь к станку ("Ночная смена" Дэйвида Рэдмона и Эшли Сабин); страдающий психическим расстройством иранский дальнобойщик, снимающий увенчанные фестивальными наградами короткометражки со своим ручным лисом в главной роли ("Дальнобойщик и лис" Араша Лахути).

Украину в программе представляет фильм "Сумерки" Валентина Васяновича (известном по игровым картинам "Обычное дело" и "Креденс") о 82-летней крестьянке и её слепом сыне, одиноко живущими в сельском захолустье.

В конкурсе короткометражного кино "Docu/Коротко" можно выделить картины "Примирение?" Унаи Аранзади об участниках конголезского военизированного формирования, решивших сложить оружие и попытаться вернуться к мирной жизни, "Пашня" Ноэми Брассар об активистке бесславно завершившихся студенческих протестов, которая пытается понять собственные мотивы, побудившие её принять участие в движении, "Вегас" Лукаша Конопы, незаурядный кинопортрет города-симулякра.

Также весьма любопытны картины, посвящённые скромным представителям кинематографического закулисья, которые практически не попадают в объектив- "Киноплёнка" Джона Блуэна о киномеханиках и "Позитив" нашей соотечественницы Полины Кельм о монтажёрах.

 В подборке "Docu/Украина" представлена картина Юрия Речинского "Больныесукалюди", которая уже успела ошеломить отечественных зрителей на прошлогодней "Молодости", а также завоевать награды фестивалей в Великобритании и Сараево - безжалостно правдивое произведение о бомжах, взрослых и детях, беспомощных, беззащитных гражданах нашего слишком долго пребывавшего в коллапсе государства.

Среди других фильмов программы - "Амосов" Сергея Лысенко, посвящённый жизни нашего великого соотечественника, и "Табор" Александра Балагуры, в котором именитый украинский документалист отправляется в закарпатское село ромов, чтобы встретиться с героями своей короткометражки "Улица-вдова", снятого 20 лет назад.

Новая программа "Идеорупция" призвана актуализировать проблему коррупции как идеологии, социального феномена, слившегося с государственными структурами и ставшего привычным, естественным - а отчасти и необходимым, - элементом повседневного существования простого гражданина.

Эта ситуация (ставшая едва ли не главной проблемой нашего государства и вместе с тем основной причиной, вынудившей наших сограждан выйти на улицы, чтобы наконец изменить положение дел) рассматривается в картинах "Хозяин вселенной" Марка Баудера о немецком банкире, в разговоре с авторами фильма поясняющем психологию финансовых воротил, "Путинские игры" Александра Генгелева об олимпийских состязаниях, проведённых нашим беспокойным соседом, и "Тренер Зоран и его "Африканские тигры" Сэма Бэнстеда о сербском тренере, приглашённом в сборную Южного Судана и столкнувшемся с некоторыми особенностями местной спортивной политики.

Ещё одна весьма актуальная в нынешних украинских реалиях программа "Docu/Сопротивление" посвящена различным протестным движениям, отстаивающим право народа на лучшее завтра.

Свидетели и участники отечественных уличных противостояний смогут сравнить пережитое с тем, что происходило во время Арабской весны в Бахрейне ("Бахрейн: Запрещённая страна" Стефани Ламорре) и массовых акций против правительства Мариано Рахоя в Испании ("Демонстрация" Виктора Коссаковского).

"Бахрейн: Запрещённая страна"

Также в программе представлено киноэссе "Ежедневное восстание" Араша Риахи и Армана Риахи, в котором авторы рассуждают о природе творческого мирного протеста на примере акций в различных уголках мира, среди которых в ленте нашлось место и девушкам из FEMEN, подвергшимся жестоким репрессиям за свои достаточно безобидные шоу.

В подборке картин о представителях мира искусства "Docu/Арт" в первую очередь обращает на себя внимание лента "От Ирана, развод" Азаде Мусави и Куруша Атеви, рассказывающая о реакции простых иранцев на присуждение "Оскара" в категории "Лучший неанглоязычный фильм" блестящей картине "Надер и Симин: Развод" Асгара Фархади, а также "Pussy против Путина", представленная анонимными гражданскими активистами кинохроника одиозного судебного процесса над "Pussy Riot".

"От Ирана, развод" 

Одна из наиболее интересных программ нынешних "Докудейзов" - ретроспектива "Docu/Хиты". Самым нашумевшим и наиболее значительным в этой подборке лауреатов престижных МКФ - и вместе с тем способным привести своего зрителя в умоисступление, - является "Акт убийства"  Джошуа Оппенгеймера, Анонима та Кристины Синн.

 

Среди десятков наград этой картины, вошедшей в наш список лучших картин прошлого года можно упомянуть звание лучшего документального фильма по версии Британской киноакадемии и номинацию в соответствующей категории на "Оскар".

Из других лент необходимо упомянуть "Мир не наш" Махди Флейфеля, одновременно грустный и смешной рассказ о лагере палестинских беженцев в Ливане, и "Непал форева" Алёны Полуниной, необычайно забавную историю путешествия представителей экстравагантной партии "Коммунисты Петербурга и Ленобласти" в Непал на помощь непальской революции, фильм, воспринимающийся как притча об абсурдности постсоветского политического пространства.

Среди других программ отметим ретроспективу российского фестиваля "Артдокфест" с картиной Лины Лужите "Игрушки" об обнищавшем белорусском городке, жители которого зарабатывают производством и нелегальной торговлей мягкими игрушками; показ избранных фильмов члена жюри короткометражного конкурса Андрея Загданского, до своей эмиграции в США работавшего на легендарной студии "Киевнаучфильм"; подборку канадского фестиваля "Hot Docs", в которую вошли фильм-расследование о весьма своеобразном чёрном рынке "Истории о торговле органами" Рик Эстер Бинсток, "Лес танцующих духов" Линды Вестрик о затерянном в долине реки Конго племени, чей уклад не слишком изменился за последнюю тысячу лет, и "Призраки в нашей машине" Лиз Маршалл о варварском обращении с животными, характерном даже для "цивилизованных стран".

Фильмом-закрытием фестиваля станет "Электро Москва" Елены Тихоновой и Доминика Шпритцендорфера, ироническое эссе на тему истории полуподпольной электронной музыки, раскрывающее особенности советской эпохи- с которой мы сейчас пытаемся наконец-то распрощаться.

Основной фестивальной площадкой станет Дом кино, показы будут проходить также в кинотеатрах "Кинопанорама" и "Киев" - расписание вскоре появится на официальном сайте www.docudays.org.ua/

Традиционно вход на все проходящие в рамках фестиваля киносеансы свободный.

powered by lun.ua