После потрясений: страх и надежда в PinchukArtCentre
Киевская художественная жизнь начинает приходить в дореволюционную норму. Количество событий вернулось к прежней насыщенности, но их качество и осмысленность заметно возросли. Похоже, что все стали относиться к своему делу немного серьезнее и чуть более ответственно.
PinchukArtCentre снова вернулся к практике шумных вернисажей, прерванной революционными событиями. Один из открывшихся проектов называется "Страх и надежда". Он примечателен тем, что впервые за всю историю центра, кураторы обошлись без заезжих звезд мировой арт-сцены, ограничившись тремя украинскими авторами - лауреатами премии PinchukArtPrize - Жанной Кадыровой, Никитой Каданом и Артемом Волокитиным.
Второй - персональный проект Алевтины Кахидзе "TV Studios / Пространства без дверей" в PacUA.
"Страх и надежда" - не цельная выставка, а три персональных проекта, разведенных в разные комнаты. Кураторы стремились показать нам самодостаточность каждого из художников и его персональную эволюцию, через личные отношения с Историей, потому объединили их общим названием. Тем не менее, эта выставка совсем не о страхах и надеждах.
Художники напоминают нам о недавних событиях, облекают их в меткие образы, предостерегают и фокусируют внимание на наших собственных переживаниях. Сковывающий страх и надежда на лучшее – это не тема, а контекст реальности в которой оказалось украинское общество и художники как его часть.
Если Вы возьмете реальность, данную в ощущениях, и уберете из нее все лишнее, например, лишние слова, – вы получите искусство. Оно способно отвечать на наши вопросы даже тогда, когда политологам, социологам и психологам добавить уже нечего. Так что не будет большой натяжкой сказать, что из всех имеющихся функций искусства, главной для нас сегодня является диагностическая.
Главное, что можно диагностировать, судя по экспозиции - все мы очень повзрослели за прошедшие месяцы. А Жанна, Никита и Артем – лауреаты премии для молодых художников, – перешли на следующий уровень, уступив место следующему поколению. Они теперь играют в высшей лиге. Вместе с Яном Фабром и другими авторитетными художниками из коллекции Виктора Пинчука.
Двое из трех художников Никита Кадан и Жанна Кадырова ворвались на художественную сцену на волне революции 2004 года. На выставке мы видим итог пути, который они прошли за последние девять лет. Они - представители своего поколения, проявившегося после одной революции и сделавшего возможной другую. На мой взгляд, выставка рассказывает совсем не о страхе или надежде, а о том, как целому поколению людей пришлось за очень короткий период освободиться от романтических иллюзий и резко повзрослеть.
От былой инфантильной иронии Жанны Кадыровой не осталось и следа. Даже серия ее старых фотографий 2003 года теряет свою игровую невинность, оказываясь в одном контексте с обескрымленной Украиной.
Жанна Кадырова - Без названия |
Образы-символы, кочующие из фото в фото, превращаются в пророчество, скрывают угрозу, равно как и ее проект "Толпа" 2013 года. Единственная новая работа – часть обгоревшей стены в виде карты Украины, на поверку оказавшаяся обломком советской эпохи.
Это не Жанна тут его инсталлировала, это мы с вами внезапно натолкнулись на него в чаду догорающих покрышек. Метафора предельно проста, но вид ее ошарашивает. Поразительно, как Жанна Кадырова, ни капли не изменив себе ни в методах, ни в темах своего искусства, - может вдруг сделаться настолько серьезной.
Артем Волокин с новыми работами еще меньше похож на себя, чем Жанна. Прежде, в искусстве, ему никогда не доводилось покидать свою зону комфорта. Оно всегда было напоминанием об условном "золотом веке", единственный конфликт, который был близок этому автору - конфликт становления личности, борьба с самим собой, но никак не социальные потрясения.
Артём Волокитин - Необратимая красота |
Все изменилось этой зимой. В нашем февральском революционном опроснике Артем впервые опубликовал работы, совсем не характерные для себя. В них уже ясно читается нарастающее чувство тревоги и неотвратимость угрозы.
Единственный, кто остался верным себе во всем оказался Никита Кадан. Его серьезность и критичность достигла тут поистине колоссальных масштабов.
Вслед за памятником, с которым он выиграл премию, - Никита выстроил в стенах центра музей, намекая на условное пространство идеологии.
Никита Кадан - Вчера, сегодня, сегодня, 2012 – 2014 |
Автор нарочно сталкивает форму (специфическую музейную подачу объектов, отсылающую к сакральной тишине вечности) и содержание (наполнив музейные витрины фактами зафиксированных им противоречий, подсмотренных в реальности). Таким образом, Никита пытается показать как конструируются идеологические мифы.
Пародоксально, но единственное, что мешает этой остроумной задумке состояться - взгляд зрителя, который смотря на витрину видит в ней только свое отражение. Современному человеку чужда логика благоговения перед музейным авторитетом, на котором пытается играть художник.
Никита Кадан - Без названия |
На четвертом этаже, рядом с большой и красивой выставкой Яна Фабра, в укромном пространстве PacUA притаилась Алевтина Кахидзе, чтобы показать нам, что есть общего между художественным вымыслом и телевизионной картинкой.
Персональная выставка Алевтины Кахидзе "TV Studios / Пространства без дверей" |
В комнате с лиловым ковром и салатовыми стенами, вы не сразу поймете, где оказались - столь диссонирует этот забавный уголок со всем остальным "ассортиментом" центра. Все, что вы найдете в этой комнате, покажется бесконечно оторванным от окружающей "уличной" действительности. Для нашего, внезапно повзрослевшего и привыкшего к серьезной повестке дня, сознания - проект Алевтины даже может показаться нелепой игрой. Но, уверяю вас, если вы проявите должную настойчивость и любопытство - именно из этой комнаты у вас будет шанс выйти немного другими, испытав самый полезный их всех возможных опытов.
Алевтина через предметы, объекты, книги и ситуации показывает, как конструируется художественная реальность, рассказывает, что значит быть художником, как научиться видеть неочевидное, как начать замечать то, на что никогда не обращаешь внимание и прочие полезные навыки.
Какими бы странными не казались нам художники, они совершенно точно могут делать одну очень важную вещь - они умеют собирать рассыпавшуюся на осколки реальность, прокладывая через нее путь из прошлого в будущее. Это ли не то, чего всем нам так не хватает сегодня?
Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2014. Фотограф: Сергей Ильин