Премьеры недели: Старая сказка и новая правда

С 29 мая на украинских экранах демонстрируются: волшебная сказка "Колдунья" Роберта Стромберга и приключенческая сказка "Букашки" Хелен Жиро и Томаса Забо.

Колдунья / Maleficent

Режиссёр: Роберт Стромберг
В ролях: Анджелина Джоли, Эль Фаннинг, Шарлто Копли, Лесли Мэнвилл, Имелда Стонтон, Джуно Темпл, Сэм Райли, Брентон Туэйтес

Жанр: волшебная сказка
Страна: США-Великобритания

В оригинальное название фильма Роберта Стромберга вынесено имя его главной героини, Малефисент, которое мало что скажет отечественной аудитории, но американскому зрителю знакомо с детства.

Впервые представшая на экране в 1959-м году в "Спящей красавице", чтобы напророчить новорождённой принцессе Авроре смерть от укола веретеном, а впоследствии мешать прекрасному принцу пробудить её спасительным поцелуем, Малефисент считается одной из наиболее популярных злодеек диснеевской анимации.

"Колдунья", премьера которой состоялась ровно пятьдесят пять лет спустя премьеры знаменитого анимационного фильма, является его римейком, при этом замена рисованной мультипликации игровым кино- отнюдь не главное отличие ленты Стромберга от картины 59-го года.

Тут і далі фото Kinopoisk.ru

"Колдунья" относится к числу тех весьма распространённых в наши постмодернистские времена произведений, в которых негативный персонаж классической истории получает возможность изложить собственную точку зрения на события, тем самым выворачивая наизнанку привычные представления.

Как помнит зритель диснеевского мультфильма - и читатель сказки Шарля Перро, - злая колдунья Малефисент прокляла Аврору, разозлившись, что её не позвали на торжество по случаю рождения принцессы. Но что, если дело было не только в этом- или совсем в другом?

Ведь даже в официальной версии истории (а историю, как известно, пишут победители) одна из добрых фей, опекавших Аврору, бросает намёк на некое несчастье, случившееся в жизни Малефисент, которое и стало причиной её столь предосудительного поведения.

Добрая половина ленты посвящена предыстории известных событий, которую едва ли мог предположить доверчивый зритель диснеевского мультфильма. Истоки всех бед коренятся в весьма недобрососедских отношениях двух граничащих королевств. Взаимная неприязнь вполне объяснима, ведь обитатели одного из враждующих государств завистливы и жестоки, в то время как их соседи- жизнерадостны и добросердечны.

Это может задеть чью-то национальную гордость, но из песни слов не выкинешь: злое королевство населено людьми, в то время как соседнее, против которого строят козни наши соплеменники, является лесным царством, где обитают разнообразные лешие и водяные, а также феи, интеллектуальная элита этого сверхъестественного сообщества. Немногие из резвящихся в ветвях и ручейках существ могут похвалиться благообразной наружностью, но почти все обладают весёлым и незлобивым нравом.

Надежда на возможность мира между соседями появилась с зарождением дружбы между представителями враждующих станов- мальчиком-сиротой Стефаном и Малефисент, которая с ранней юности считалась наиболее могущественной среди фей и фактическим правителем волшебного леса. Однако по мере взросления Стефана росло и его человеческое тщеславие и готовность добиваться удовлетворения своих амбициозных целей любыми средствами.

Таким средством оказывается для него и дружба с Малефисент- усыпив бдительность доверчивой волшебницы, Стефан наносит ей ужасную рану, чем приобретает особое расположение своего короля и в конце концов становится его наследником. Проклятие, обрушенное Малефисент (следует отметить весьма выразительное исполнение Анджелины Джоли) на невинное дитя коварного Стефана, занявшего королевский трон, является местью оскорблённой женщины, вовсе не утратившей при этом, как покажут дальнейшие события, своих душевных достоинств, несмотря на перенесённые обиды и увечья.

При всей фантазии художников и техническом совершенстве "Колдуньи", фильм Роберта Стромберга- ставший режиссёрским дебютом этого крупного специалиста по спецэффектам, лауреата премии "Оскар" за "Алису в Стране чудес" и "Аватар", -едва ли может соперничать в обаянии с анимационной картиной 59-го года.

Волшебный лес со своими обитателями красив и затейлив, но отличается той стерильной искусственностью, которой грешат созданные на компьютере миры. Также бросаются в глаза драматургические недоработки- к примеру, взятая из мультфильма линия с тремя феями плохо вяжется с новой концепцией (остаётся неясным, зачем эти милые дамы пытаются угодить злому Стефану и почему сам Стефан доверяет представителям враждебного лагеря), к тому же для игрового кино их перебранки, столь забавные в анимационном варианте, тяжеловесны и скучны.

Однако нельзя не отдать должное стремлению авторов картины посеять в душах юных зрителей сомнение в справедливости, истинности общепризнанных оценок и суждений, убедить их в том, что наружность далеко не всегда соответствует сути.

Малефисент (само имя которой означает "Зловредная") с её рогами и зловещими крыльями, с её соратником и другом, вороном с ещё более неудачным именем Диавал, с её властью над драконами и прочими страшилищами кажется на первый взгляд олицетворением тёмных сил. Но "по плодам их узнаете их"- фея и её окружение оказываются куда более добрыми и справедливыми, более человечными, чем беспринципные представители человечества.

При этом борьба двух королевств воспринимается как метафора противостояния цивилизации и природы. Как и в литературных шедеврах столетней давности, "Потонувшем колоколе" Гауптмана и "Лесной песне" Леси Украинки, в "Колдунье" человеческому корыстолюбию и подлости противопоставляется здоровая простота и великодушие природных стихий.

Однако фильм провозглашает, что кто-нибудь вроде Авроры, способной радоваться величественной красоте леса, не желая при этом превратить его в свой домашний парк, ещё способен вернуть во взаимоотношения человека и природы гармонию, в которой мы нуждаемся ещё сильнее в эпоху глобального потепления, чем во времена драконов и мавок.

Оценка 4 из 5

Букашки. Приключение в Долине муравьёв / Minuscule - La vallée des fourmis perdues

Режиссёр: Хелен Жиро, Томас Забо
Жанр: приключенческая сказка
Страна: Франция-Бельгия

Анимационный фильм Хелен Жиро и Томаса Забо является весьма смелым перенесением на большой экран телевизионного сериала, выходившего с 2006-го по 2008-й.

Могло бы показаться, что многосерийные "Букашки", адресованные самым маленьким зрителям истории о насекомых, не слишком годятся для полнометражного переложения, в первую очередь из-за отсутствия диалогов - точнее, отсутствия диалогов на понятном зрителю языке, поскольку персонажи вполне успешно объясняются друг с другом при помощи жужжания и свиста.

Этого вполне достаточно для 5-минутных серий, построенных на комической пантомиме, но для полуторачасовой картины необходимо по-настоящему захватывающее действие, чтобы не нуждаться в подпорках словесности. Авторы вполне справляются с задачей, сочетая в повествовании сюжеты "Одиссеи" и "Илиады".

В отличие от гомеровского эпоса, путешествие предшествует осаде. Божья коровка, отбившаяся от сородичей в результате нападения хулиганствующих мух, присоединяется к экспедиционному отряду черных муравьёв, которые тащат к родному муравейнику жестянку с тростниковым сахаром.

В довершении ко всем тяготам пути и встречам с чудовищными рептилиями и обитателями речных глубин, ценный груз привлекает внимание красных муравьёв, которые бросаются в погоню за героями и в конце концов разбойной красной ордой идут на приступ обиталища своих трудолюбивых чёрных сородичей.

Как и в "Колдунье", определённое место в "Букашках" отведено взаимоотношениям человека и природы, которые словно меняются местами- для членистоногих героев картины человек является безличной стихией, которая может стать губительной, но может и принести неожиданное спасение. Впрочем, этот аспект в фильме Жиро и Забо не слишком важен, действие разворачивается в национальном парке, где человеческое присутствие, к счастью для его обитателей, сведено к минимуму.

"Букашки" показывают полный приключений, катастроф и радости существования мир насекомых, который выглядит вполне реалистично благодаря естественному фону- особенностью ленты является то, что смоделированные на компьютере персонажи истории "вживлялись" в кадры натурных съёмок.

При этом отсутствие человеческой речи не только не является помехой, но и сообщает просмотру дополнительную прелесть, в чём смогли убедиться посетители фестиваля "Чилдрен кинофест", где "Букашки" с большим успехом выступили в качестве фильма-открытия- юные зрители фильма весьма живо переводили выразительное жужжание героев на украинский и русский.

Оценка 4 из 5

Между тем проходящий в кинотеатре "Киев" "Чилдрен кинофест" продолжится вплоть до воскресенья, вечером которого состоится торжественное закрытие с церемонией награждения участников конкурсной программы и показ "Великого диктатора", классического фильма Чарли Чаплина, остающегося, к сожалению, актуальным.

До этого времени можно будет увидеть ещё несколько его полнометражных шедевров и подборку наиболее значимых короткометражек, ретроспективы выдающихся аниматоров Лотте Райнингер и Мишеля Осело, прежде появлявшихся на отечественных экранах, кажется, только в рамках киноклубных показов, а также собственно конкурсную программу, составленную из созданных в различных уголках света образчиков современного игрового кинематографа и анимации, адресованных детской аудитории.

Среди которых - немецкая экранизация основополагающего для американской литературы романа "Приключения Гекльберри Финна", фильм из популярнейшей датской серии о похождениях профессора детской психологии и его пятерых племенников "Мои африканские приключения", экранизация известного романа израильтянина Давида Гроссмана "Ноно- мальчик-детектив", захватывающей и драматичной истории о мальчике, который, мечтая походить на отца, полицейского следователя, раскрыл много нежданных тайн о прошлом своей семьи.

С 5-го по 8-е июня пройдёт киевское эхо нашумевшего Международного фестиваля кино и урбанистики "86", проведённого известными фестивальными организаторами Надеждой Парфан и Ильёй Гладштейном в Славутиче и ставшего важным для отечественного кинопроцесса свидетельством, что подобное мероприятие можно с успехом организовать и за пределами привычных фестивальных площадок Киева, Одессы и Львова.

Киевский the best of "86" откроется презентацией и показом подборки короткометражных лент "Игра в города" в арт-центре "Closer", а затем продолжится в кинотеатре "Жовтень".

Среди фильмов программы, составленной из наиболее значимых документальных лент последнего времени, посвящённых городской тематике - фестивальный хит "Обесточенные", посвящённый жителям индийского города Канпура, для которых кража электроэнергии является смертельно опасным и жизненно необходимым занятием, захватывающее полотно о субкультуре байкеров "Балтиморские всадники", "Туннель сознания", осмысливающий психологическое и социальное значение метрополитена, "Улица Лопес", в которой особенности бурной жизни Мехико раскрываются в чёрно-белых фотографиях.

Главным событием фестиваля станет киевская премьера 6-го июня фильма "Труба", которую лично представит режиссёр картины, известный российский документалист Виталий Манский, ставший одним из наиболее пылких и последовательных в российской творческой среде защитников событий Евромайдана.

"Труба", составленная из сцен, отснятых по пути следования газа в газопроводе "Западная Сибирь - Западная Европа", является ярким, пронзительным описанием того пространства, из которого мы начинаем выбираться благодаря революционным событиям.

Вопрос о том, являются ли природные ресурсы благословением или проклятием России, превратившейся в сырьевой придаток Запада, выступает лишь формально-необязательным поводом для киноэкскурса в постсоветскую глубинку. Авторы картины переезжают из России в Украину, из Украины в Белоруссию, но на пересечение государственных границ указывает лишь смена символики и имён лидеров- нищета, невежество и социальная беззащитность граждан остаются неизменными.

Фильм Манского- бескомпромиссное свидетельство того, как социально-политическая, экономическая катастрофа оборачивается катастрофой культурной и нравственной. Но, при всём обескураживающем скотстве условий жизни и труда, при всей ограниченности представлений героев картины Манскому удаётся показать в этих униженных и оскорблённых, затравленных, обманутых или просто забытых властью людях яркую человеческую индивидуальность, стойкость и душевную теплоту, позволяя зрителю увидеть своих ближних в непрошибаемом электорате Путина-Януковича-Лукашенко.

Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 3-го июля постановкой "Много шума из ничего", одной из самых популярных комедий Шекспира в интерпретации "Шекспировского театра Глобус".

Сюжет этого очаровательного произведения о честной супруге, ставшей жертвой навета, но не оставшейся без поддержки своих друзей, предвосхищает мрачные коллизии "Отелло" и подтверждает во множестве остроумных парадоксов характерную для Шекспира идею иллюзорности наших впечатлений и представлений.

Отмечая общий праздничный колорит пьесы и обилие лёгких и забавных словесных пикировок, контрастирующих с драматическими перипетиями, выдающийся литературовед Александр Смирнов писал, что "в этой комедии ещё больше, чем в других, Шекспир хотел дать почувствовать всю роскошь жизни и притаившееся в ней, стерегущее человека зло".

Реклама:

Головне сьогодні