Кинофестивали недели: Израильское кино, Немые ночи, Открытая ночь и Британский театр в кино
Uh well'a that's the way that we spend our nights!
26-го июня, в четверг, стартовал очередной фестиваль "НЕДЕЛЯ ИЗРАИЛЬСКОГО КИНО".
Первая полновесная ретроспектива израильского кинематографа запомнилась столичным киноманам высоким качеством программы и драматичным совпадением. Тот фестиваль был организован в Доме кино в июне 2006-го года.
Спустя неделю там же был проведён фестиваль ещё более экзотичного для наших экранов ливанского кино – ливанские фильмы несколько уступали израильским, но в целом произвели весьма приятное впечатление. Ещё через пару недель "Хезболла" выпустила свои ракеты – и началась Вторая ливанская война.
Драматические события этой кампании выступают фоном для повествования в фильме-открытии нынешней "Недели израильского кино".
"Обман ради спасения" Майи Кениг рассказывает о попытках наладить друг с другом контакт юной Либи и её непутёвого отца, который решает отправиться вместе с нею в путешествие по стране под видом беженцев из северного региона, ставшего мишенью ливанских террористов.
Другому военному конфликту многострадальной Святой земли посвящена документальная картина "Старейшины" Дрора Мореха.
Шестеро героев этой уникальной работы – бывшие главы "Шин Бет", службы безопасности Израиля, в интервью с авторами раскрывают неизвестные прежде подробности аннексии территорий у незадачливых противников еврейского государства после Шестидневной войны.
Лента получила номинацию на "Оскар" в категории "Лучший документальный фильм" и была тепло принята зрителями и критикой на нескольких авторитетных фестивалях документалистики.
Личностный аспект арабо-израильского противостояния раскрывается в "Вифлееме" Ювала Адлера, выдвигавшемся от Израиля на соискание "Оскара" и названном Израильской киноакадемией лучшим фильмом года.
Лента повествует об основанной на реальных событиях истории взаимоотношений офицера израильской разведки и его информатора-палестинца, опасного сотрудничества, переросшего в подлинную дружбу.
В ленте Гая Наттива и Эреза Тадмора "Волшебники" комизм переплетается с фантасмагорией.
Фильм рассказывает об увлекающемся рэпом хасиде, который соглашается отправиться в Грецию со своим пожилым отцом, чтобы отыскать таинственного мага и целителя – и чтобы вместе пережить разнообразные дорожные приключения, которые помогут отцу и сыну окончательно примириться в преддверии неизбежной разлуки.
Наибольшим же зрительским успехом среди представленных в программе картин пользовался на родине фильм Решефа Леви "Охота на слонов".
Эта ставшая в прошлом году чемпионом израильского проката лента (чьим американским римейком нас планируют осчастливить голливудские продюсеры) повествует о 13-летнем мальчике, который, решив отомстить банковскому учреждению за смерть отца, вместе со своими пожилыми родственниками планирует его ограбление.
Помимо столицы, где фестиваль пройдёт в кинотеатре "Киев", израильские фильмы с 3-го июля будут показаны в Одессе (кинотеатр "Ю-Синема"), Львове (Дворец искусств) и Днепропетровске (кинотеатр "Правда").
В пятницу 27-го июня начнётся одно из наиболее интересных культурных мероприятий Украины, ПЯТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НЕМОГО КИНО И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ "НЕМЫЕ НОЧИ", ежегодное украшение Одессы (как обычно, большая часть показов пройдёт на открытом воздухе, на берегу возле яхт-клуба, а также в концертном комплексе Морвокзала).
Юбилей будет отпразднован ошеломляюще прекрасной программой.
Прежде всего необходимо отметить, что главный организатор фестиваля, Центр Довженко, в очередной раз показывает замечательную способность актуализировать немую классику злободневными ассоциациями – одним из главных событий фестиваля станет показ первого крымско-татарского фильма "Алим", снятого в 1926-м году на Ялтинской киностудии Георгием Тасиным (автором шедевра "Ночной извозчик", одной из лучших картин о гражданской войне).
"Алим", сценарий которого написал Николай Бажан по мотивам крымско-татарской легенды, рассказывает о работнике фабрики, взбунтовавшемся против социальной несправедливости.
Когда стачка рабочих подавляется сапогами царских карателей, Алим уходит в горы, чтобы вместе с верными соратниками прибегнуть к более радикальным методам протеста.
Из отечественных фильмов будет представлена также "Ягодка любви", забавный и несколько шокирующий дебют Александра Довженко о "младенце на прогулке".
Показ японских диковинок - "Запах адониса: эпизод сказаний о цветах" Джиро Кавате и анимационной ленты "Игрушечный паровоз Таро" будет сопровождаться выступлением Ичиро Катаока, самого популярного из современных наследников самобытной японской традиции бэнши – актёров, которые в "немой" период кинематографа озвучивали сеансы: произносили реплики, стучали, смеялись и рыдали навзрыд.
Катаока также озвучит уникальный показ "Кузнеца" великого Бастера Китона - в Одессе будет представлена полная версия этого фильма, лишь в прошлом году найденная аргентинским коллекционером и киноведом Фернандо Мартином Пеньей (который прежде порадовал человечество полной версией "Метрополиса" Фрица Ланга).
Из европейской классики будет представлен один из наиболее известных фильмов Георга Вильгельма Пабста "Ящик Пандоры" по пьесе Франка Ведекинда (киевские театральные завсегдатаи могут помнить её весьма удачную постановку Леонида Остропольского, прошедшую в театре им. Леси Украинки под названием "Лулу. История куртизанки").
Лента, скандализировавшая современников сочетанием неистовых страстей и секса, украшена исполнением прекрасной американки Луизы Брукс. Также будет показана наиболее известная работа французского режиссёра, уроженца Риги Дмитрия Кирсанова "Менильмонтан", прославившаяся новаторским экспрессивным монтажом.
Славу заокеанской киноклассики призван укрепить в представлении наших соотечественников "Последний приказ" Джозефа фон Штернберга, пронзительная психологическая драма о бывшем царском генерале, который участвует в съёмках голливудского фильма о Гражданской войне в России и в какой-то момент перестаёт различать реальность и вымысел.
Главную роль исполнил один из лучших актёров своего времени, немец Эмиль Яннингс. Показ будет озвучен американской группой "Alloy Orchestra", одним из наиболее уважаемых коллективов, занимающихся созданием музыкального оформления для классических немых картин – отечественные поклонники кино помнят её по блестящему прошлогоднему выступлению на демонстрации "Генерала" Бастера Китона в кинотеатре "Киев".
Другой значимый кинооупенэйр пройдёт в ночь с субботы на воскресенье. В девять вечера 28-го июля, на Арт-причале, что у Гаванского моста, ст.м. "Контрактовая площадь", состоится ОТКРЫТИЕ 17-ГО ДУБЛЯ "ОТКРЫТОЙ НОЧИ", главного смотра подрастающих сил отечественного кинематографа, посетители которого – если смотреть на вещи оптимистично, – станут свидетелями первых шагов будущих покорителей отечественного проката, срывателей золотых пальмовых веток и охотников за золотыми медведями, львами и леопардами.
Несомненно, будет и много такого, чего и в борщ не кладут, однако приятная компания, знакомства и наполненная шумом и яростью атмосфера молодёжного фестиваля может сделать этот ночной киносмотр – как хорошо известно его старожилам, – приятнее любой ретроспективы киноклассики.
На конкурс было представлено порядка 180-ти работ, из которых для показа отобрали свыше 50-ти.
Хронометраж лент, распределённых между конкурсными программами студенческого, профессионального, неигрового, анимационного и телевизионного кино, не превышает двадцати минут, но вне конкурса будут показаны две картины большей продолжительности.
Как рассказал на пресс-конференции арт-директор фестиваля Михаил Ильенко, на конкурс были поданы несколько фильмов, недавно показанных в рамках российского фестиваля "православного кино" "Золотой Витязь", президент которого, Николай Бурляев, в очередной раз подтвердил своё обыкновение путать православие с мракобесием, подписав верноподданническое письмо про "Крымнаш".
Эти фильмы было решено отсеять – так сказать, за сотрудничество с оккупантами, – но авторы по крайней мере одного из них сняли с себя обвинения в коллаборационизме. Как оказалась, их лента была подана на "Золотой Витязь" до начала драматических зимних событий.
Когда же с российского Марса на крымский полуостров десантировались зелёные человечки, авторы написали организаторам "Витязя" письмо с требованием снять их фильм с программы, однако их обращение проигнорировали: фильм был показан в конкурсе и даже завоевал диплом.
Демонстрация фестивальной программы начнётся в 22:00 практически по всей стране – стрим-показы будут организованы в 23 местах, включая польскую столицу и даже недавно отвоёванный Мариуполь, где "Открытая ночь" проводится усилиями Международной организации "CinemaHall".
Представитель этого весьма деятельного участника отечественного кинопроцесса Инна Ярёменко вошла в состав жюри фестиваля, которое объявит своё решение с рассветом – после четырёх утра.
В Киеве вход на мероприятие будет совершенно свободным (советуем приходить заранее, чтобы хватило места, а также не забыть непромокаемые плащи), в остальных местах лучше уточнять информацию у администрации площадок.
Организаторы приводят следующий список счастливых городов и селений:
Львов, "Музей Идей";
Ивано-Франковск, кинотеатр "Люмьер";
Днепродзержинск, кинозал Музея истории;
Легедзине, Государственный историко-культурный заповедник "Трипольская культура";
Обирок, Мистецкий хутор "Обирок";
Запорожье, киноклуб "Восхождение";
Копычинцы, Копычинский музей театрального искусства Тернопольской области;
Николаев, киноклуб "RealityShiftCinema";
Прилуки, Общественная организация "Творческое объединение "Art-Тема";
Полтава, Полтавское областное объединение "Всеукраинское общество Просвита им. Т.Шевченка", парк "Победа";
Черновцы, Черновицкий городской совет, "Галерея Ратуши";
Канев, Восточноевропейский университет экономики и менеджмента;
Кривой Рог, Культурно-общественный центр ШELTER+;
Харьков, Арт-кафе "Агата";
Ровно, ресторан "Шкварочка", киноклуб "Гонзо";
Варшава, Fundacja Otwarty Dialog, "Ukrainskyj Svit" ul. Nowy Swiat 63;
Днепропетровск, галерея "Арт-Свит" при поддержке ОГА и управления культуры;
Винница, "Бедняжкин Дом";
Мариуполь, Дворец искусств "Молодёжный";
Одесса, Свободное пространство "Циферблат";
Каменец-Подольский, Площадь возле Ратуши, Старый город;
Сумы, Агентство промоции "Сумы" Сумского городского совета;
Житомир, Музей Космонавтики им. С. Королёва.
Те же, кто не сможет присоединиться к этому празднику жизни в режиме оупенэйр, смогут познакомиться с достижениями украинской киномолодёжи благодаря прямому эфиру канала "1+1".
ФЕСТИВАЛЬ "БРИТАНСКИЙ ТЕАТР В КИНО" продолжится в кинотеатре "Киев" во вторник 1-го июля спектаклем "Шекспировского театра Глобус" "Буря" по одному из последних произведений Шекспира, пленяющему какой-то особой атмосферой волшебства и светлой грусти.
По мнению многих критиков, в образе центрального персонажа произведения, мага Просперо, мудрого, великодушного и бесконечно усталого, Шекспир вывел самого себя, прощающегося с театром и оставляющего, как завещание, призыв к смирению эгоистических порывов и всепрощению.
Среди наиболее примечательных элементов пьесы следует отметить отголоски (смягчённые жанром трагикомической сказки) трагических событий колонизаторской экспансии- взаимоотношения Просперо и его противников с уроженцем острова, где разворачивается действие, его свергнутым, порабощённым хозяином – страшилищем Калибаном.