Бразильский джаз из Нью-Йорка в Киеве
Лето перевалило за экватор, однако джазовая жизнь в Киеве не угасает и даже радует разнообразием, поскольку, кроме выступлений украинских музыкантов, случаются и гастрольные концерты.
В минувший вторник в Caribbean Club после несколько затянувшейся паузы состоялся концерт Международного Джазового Абонемента, представившего на сей раз камерный формат, трио в составе: Рони Бен-Гур (Roni Ben-Hur) – гитара, Дудука Да Фонсека (Duduka Da Fonseca) – барабаны, Аркадий Овруцкий – бас и руководитель всего проекта.
В чем-то очень показательный случай.
Все – нью-йоркцы по месту основной музыкальной занятости, и все – из разных стран.
Фото Игоря Снисаренко |
Визит джазовых музыкантов из-за Нью-Йорка – это всегда интересно, даже если речь не идет о громких именах, поскольку это в той или иной степени прикосновение к джазовой жизни наивысшей интенсивности и джазовой культуре высшей пробы.
Новое лицо для киевской аудитории – Рони Бен-Гур, американский гитарист израильского происхождения. Его история – не уникальна, но и не совсем типична и очень показательна, поскольку это тот случай, когда можно сказать, что джаз становится судьбой без всяких метафор.
Как говорит сам Рони, джаз впервые услышал только в молодости, уже начав заниматься музыкой. Очарование от этого знакомства и желание связать свою жизнь с джазом было настолько сильным, что поднакопив опыта и, главное, средств, Рони отправился в Нью-Йорк, чтобы учиться у видного джазового пианиста и выдающегося педагога Барри Харриса.
Ныне у Рони Бен-Гура за плечами девять сольных альбомов и, судя по рецензиям, он пользуется высокой и устойчивой репутацией на нью-йоркской джазовой сцене и не только как музыкант, но и как педагог и участник множества музыкальных образовательных проектов.
Игра Рони Бен-Гура на концерте оставила впечатление одновременно раскованности и лирической сосредоточенности. В вещах с высоким темпом он обнаруживает замечательное чувство свинга, одушевленного ритма. Его импровизации лишены всякой искусственности и повинуются прежде всего чувству, а не расчету.
По крайней мере, таково впечатление. Во всяком случае даже в темповых пьесах он остается мелодичным. Неудивительно, что в ряду повлиявших на него гитаристов первыми Рони называет имена Уэса Монтгомери и Джима Холла. Они и приходят прежде всего на ум, когда слушаешь его игру.
Фото Игоря Снисаренко |
Если для Рони Бен-Гура это первый визит в Киев, то Дудука Да Фонсека уже даже не сразу может припомнить, сколько раз он здесь выступал в различных проектах, организованных Аркадием Овруцким. Тем не менее и в отношении бразильца этот концерт можно также считать в некотором роде знакомством с ним.
Уроженец Рио-де-Жанейро Дудука Да Фонсека – один из тех, кто начиная со второй половины 70-х годов развивал бразильский джаз (или самба-джаз) на нью-йоркской джазовой сцене, и, как говорят, трудно найти лучшего знатока множества бразильских стилей и ритмов.
Но лишь в этот раз его многосторонность можно было оценить по достоинству. Так случилось, что в предыдущих киевских концертах его игра до сих отходила как бы на задний план. Известно, дело барабанщика – держать ритм и работать на коллектив. (В этот вечер роль мотора на себя взял скорее Аркадий Овруцкий, давая возможность больше поиграть партнерам.)
В формате трио все музыканты превращаются в солистов, и можно сказать, что этот вечер был бенефисом Дудуки Да Фонсеки в не меньшей степени, чем Рони Бен-Гура. Во всяком случае, я насчитал не менее восьми его соло, что для барабанщика случай почти исключительный. Ну, и количество тут не замедлило перейти в качество, поскольку между ними не было двух похожих, и каждое следующее было изобретательнее предыдущего. Сравнивая с предыдущими концертами, можно сказать, что Дудука впервые по-настоящему "разошелся". Это стоило услышать.
Вполне естественно, что и прозвучавшая музыка представляла собой сочетание бразильского и американского джаза: пьесы бразильских композиторов Антонио Карлоса Жобима, Бадена Пауэлла, Эрмето Паскуаля, а также ряд американских джазовых стандартов. (Плюс пара авторских пьес Дудуки Да Фонсеки и Рони Бен-Гура.) Но и последние, например, Anthropology Чарли Паркера, благодаря ритмическому вкладу Да Фонсеки звучали "по-нашему, по-бразильски".
И пару слов стоит сказать о месте проведения концерта. Caribbean Club – важное и приятное прибавление на джазовой карте Киева. В своем новом качестве (после ремонта) он совмещает ситуацию клуба и концертного холла, и теперь здесь почти регулярно можно со вкусом послушать джаз причем в клубной атмосфере, но с концертным качеством. Весьма примечательны пропорции помещения.
Зал по ширине мало выходит за пределы сцены, и поэтому в нем мест с плохим звуком, а большая сцена, словно большой экран, пропорционально к залу, создает ощущение близости также почти в любой его точке.
Фото Игоря Снисаренко |
Ну, и еще одно свойство, которое придает этому месту своеобразие, если не уникальность, среди джазовых площадок. Если вспомнить его истоки, то джаз возникал и набирал популярность прежде всего как танцевальная музыка. Но и поныне, несмотря на усложнившийся музыкальный язык, джаз во многих стилевых направлениях взывает не только к слушанию, но и поощряет к движению, проще говоря, к танцу.