Кинопремьеры недели: Дух и буква

С 11 сентября на украинских экранах демонстрируется шпионский триллер "Самый опасный человек" Антона Корбайна. Также состоится Фестиваль современного корейского кино.

Самый опасный человек / A Most Wanted Man

Режиссёр: Антон Корбайн

В ролях: Филип Сеймур Хоффман, Рэйчел МакАдамс, Уиллем Дефо, Робин Райт, Григорий Добрыгин, Хомаюн Эршади, Нина Хосс, Даниэль Брюль, Мехди Дехби

Жанр: шпионский триллер

РЕКЛАМА:

Страна: Великобритания-США-Германия

"…Небольшая потеря и огромные достижения. Один, принесённый в жертву во имя многих. Неприятно, конечно, решать, кто именно должен стать жертвой. Неприятно переходить от теории к практике", - Джон Ле Карре, Шпион, который вернулся с холода.

Творчество британского писателя Джона Ле Карре, автора литературного первоисточника "Самого опасного человека", олицетворяет полюс жанра шпионского детектива, противоположный миру Бондианы с его чётким разделением на своих и чужих, с его идеализированными образами облачённых в смокинг бесстрашных и неуязвимых защитников общества потребления.

Романы Ле Карре, в том числе шедевры жанра "Шпион, который вернулся с холода" и "Война в Зазеркалье", характеризуются мрачной тональностью, превосходно выписанными героями и пафосом борьбы с могущественными государственными механизмами, которую ведёт честный и стойкий и вместе с тем усталый, разочарованный человек, в какой-то момент осознавший, что, хотя идеология противостоящих Систем различается в корне, методы их защитников практически идентичны.

Тут и далее фото Кino-teatr.ua

Рушатся империи, сменяют друг друга всё новые "прямые и явные угрозы" Свободному Миру, но эти методы остаются неизменными- простые агенты, а также гражданские лица, волею случая столкнувшиеся с клокочущим миром политического закулисья, становятся заложниками, пешками в шпионских играх, чьё существование разрушают безжалостно и равнодушно.

Действие фильма Антона Корбайна, вслед за книгой, разворачивается в середине 2000-х- время, которое, как мы теперь понимаем, можно назвать эпохой между двумя Холодными войнами, -в Гамбурге, несущем свой груз вины за трагедию 11-го сентября, ведь именно в вольном ганзейском городе студент-архитектор Мохамед Атта проникся идеями джихада и обзавёлся связями, приведшими его на борт самолёта Американских Авиалиний, который он направил на северную башню Всемирного торгового центра.

Опозоренные немецкие спецслужбы готовы потакать прихотям американских коллег, но не таков главный герой произведения Гюнтер Бахман, ветеран невидимой войны на фронтах Бейрута, Багдада и Могадишо, потрёпанный кровавыми передрягами в худших уголках света пёс демократии, неколебимо- пускай без особенного успеха и даже без особенной надежды, - отстаивающий перед начальством свой взгляд на ведение дел. В частности, Бахман убеждён, что выявленных пособников террора следует не уничтожать, а завербовывать.

В поле зрения Бахмана и его команды попадает нелегальный эмигрант Исса Карпов, загадочный юноша с русской фамилией и чеченской самоидентификацией, сбежавший из турецкой тюрьмы, а перед этим- из российской, и нашедший приют у пожилой турчанки и её сына (не иначе, скрытых исламистов).

Коллеги Бахмана из конкурирующих ведомств, куда менее расположенные миндальничать с теми, кто представляет потенциальную угрозу спокойствию и порядку, пытаются добраться до Иссы первыми, ведь, если верить любезно предоставленному российскими спецслужбами досье, Исса- участник исламистских террористических организаций. Да и как можно не верить россиянам, каким-никаким, союзникам в борьбе против международного террора?

Между тем, у Иссы находятся друзья не только в среде эмигрантов, этих недограждан на птичьих правах. Под свою хрупкую защиту его берёт молодая дама-адвокат, сотрудница правозащитной организации, убеждённая, что, как учит немецкая история, закон не защищает жизнь, а предоставляет государству легальные основания её уничтожить, так что преступить закон- его букву, во всяком случае, -иной раз необходимо.

Читатели книги едва ли будут в полной мере удовлетворены её киноадаптацией. Роман Ле Карре, не изобилующий, в отличие от многих других произведений писателя, острыми сюжетными поворотами, интересен в первую очередь глубиной характеров и их взаимоотношений. Оптимизируя "портретные" монологи и диалоги, авторы сокращают слишком многое, отчего некоторые персонажи получаются маловыразительными, и, как следствие, само действие оказывается несколько плоским.

Однако многие изъяны искупаются выдающейся работой покойного Филиппа Сеймура Хоффмана, создавшего полнокровный, обаятельный образ Бахмана, прирождённого разведчика, не смирившегося с вынужденной зависимостью от решений ограниченных бюрократов и амбициозных политиканов, одержимого жаждой деятельности и внутренне опустошённого, сострадательного и циничного.

Что же до остального, то и самые преданные поклонники Ле Карре, смирившись с неизбежными потерями, отдадут должное атмосфере фильма, неуютной и тревожащей, печальной, но лишённой сентиментального надрыва. И, главное, создателям ленты удалось передать основной идейный посыл книги.

В своём произведении Корбайн вслед за Ле Карре отнюдь не подвергает сомнению необходимость сражаться, однако он показывает, что в достижении благородной цели победы над Злом отнюдь не все средства допустимы. В книге Бахман следующим образом описывает противника, с которым приходится столкнуться немецкой разведке: "Те, с кем мы имеем дело, не проводят грань между личной и коллективной виной.

Для этих ребят всё предельно просто: западный мир против ислама, и никаких полутонов".

Однако и роман, и фильм показывают, что той же неспособностью, или, скорее, нежеланием различать правых и виноватых характеризуются и те, кто призван защищать демократические ценности Западного мира- они также заведомо воспринимают любого мусульманина, любого эмигранта как потенциального преступника и экстремиста.

История Иссы Карпова (чьё имя, арабский вариант имени Иисус, словно подсказывает, что ему приходится страдать за чужие грехи, хотя, не будучи Богом, он никого не может спасти) свидетельствует, что обращаться с человеком, как с врагом, только потому, что по неким поверхностным признакам он может принадлежать к вражескому лагерю, недопустимо.

Это делает "Самого опасного человека" весьма актуальным и для нашего зрителя, напоминая, что война с террором и иностранным вторжением не могут стать оправданием для ксенофобии.

Оценка фильма 4 из 5

С 19-го по 22-е сентября в кинотеатре "Киев" пройдёт одно из наиболее примечательных мероприятий осени, Фестиваль современного корейского кино, в рамках которого будет показано шесть южнокорейских картин- куда больше, чем можно было увидеть на отечественных киноэкранах за последние пару лет.

При этом, если обычно кинематограф Южной Кореи ассоциируется с поэтичными и мрачными шедеврами таких режиссёров, как Пак Чхан Ук, Ли Чхан Дон и Ким Ки Дук, программа нынешнего смотра, подготовленного посольством Республики Корея, составлена из произведений, авторы которых отнюдь не были расположены повергать своего зрителя в шок и трепет.

Эти ленты относятся главным образом к жанрам мелодрамы и комедии, являясь не только обладателями наград различных южнокорейских и азиатских фестивалей, но и чемпионами национального проката.

Среди наиболее нашумевших на родине картин следует отметить "Архитектуру" Йонг-чу Ли, историю о мужчине, который, пройдя земную жизнь до половины, испытав множество личных поражений и разочарований, получает возможность вновь побороться за сердце женщины, в которую он был влюблён в университетские годы, а также "Всегда" Иль-гон Сонга, посвящённую взаимоотношениям слепой девушки и бывшего боксёра, который решается на рискованную авантюру, чтобы попытаться вернуть зрение своей возлюбленной.

В некоторых из фильмов романтические и комедийные элементы сочетаются с острым сюжетом.

Так, "Совершенно секретно" Чхоль-су Янга представляет собой шпионскую комедию о трёх агентах северокорейских спецслужб, работающих под прикрытием в Сеуле и постепенно попадающих под скромное обаяние буржуазных ценностей, а "Поймай меня" Ли Чжон Хёна повествует о взаимоотношениях блестящего полицейского детектива и знаменитой воровки, которые постепенно выходят за рамки сугубо профессиональных.

Необходимо отметить, что организаторы сделали вход на все фильмы фестиваля свободным.

Реклама:

Головне сьогодні